Статья:

Мифологический и религиозный аспект концепта «Женщина»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(105)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Белова А.М. Мифологический и религиозный аспект концепта «Женщина» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 12(105). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/105/68522 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Мифологический и религиозный аспект концепта «Женщина»

Белова Анастасия Максимовна
магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения – СПБГУАП, РФ, г. Санкт-Петербург

 

THE MYTHOLOGICAL AND RELIGIOUS ASPECT OF THE CONCEPT OF "WOMAN"

 

Anastasiya Belova

Undergraduate, State University of Aerospace Instrumentation – SUAI, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. Концепт «женщина» является достаточно обширным и многоаспектным. В данной статье рассматривается концепт «женщина» с точки зрения мифологии и религии.

Abstract. The concept of "woman" is quite extensive and multifaceted. This paper discusses the concept of "Woman" in terms of mythology and religion.

 

Ключевые слова: концепт, женщина, религия, мифология.

Keywords: concept, woman, religion, mythology.

 

Помимо лингвокультурологической и культурно – исторической составляющих, концепт «женщина» подлежит исследованию и с точки зрения мифологии и религии. Отношение к женщине претерпевало изменения по мере развития общества. Мифология представляет собой один из старейших источников, хранящих в себе представления и воззрения человека того времени о женщине.

Нельзя не отметить тот факт, что самые древние мифы, к которым имеет доступ современный человек, демонстрируют независимость женщины, репрезентуя её как единственного творца вселенной, не нуждающегося в подмоге мужчины [1]. Возможно, именно этим объясняется появление культов, верховным женским божеством которых становилась женщина.

Чаще всего богиня – женщина представляется в непосредственной связи с землёй, плодородием и т.д.  Тенденция древних людей к антропоморфизму даёт возможность сделать вывод, что в тех обществах, где верховное божество было женским, обожествлялась и сама женщина [2].

Кроме выше упомянутых функций плодородия, рождения человека, богиня – женщина непосредственно связана и с угасанием человеческой жизни, смертью. Смерть в данном случае не имеет негативной коннотации, представляя собой лишь необходимую часть в дуализме бытия. 

Так, например, беременная женщина воспринималась одновременно и с позитивной и негативной стороны. Само зачатие считалось проявлением хаоса. Поэтому беременная женщина считалась носительницей двух противоборствующих сил [3].

Так в самом начале развития мифологии женщина одновременно была связана как со «светлыми» проявлениями жизни, так и с «тёмными». Позднее именно связь женщины с хаосом и смертью послужила поводом для вытеснения женского божества, являющего собой хаос, мужскими, устанавливающими порядок. Даже деторождение постепенно теряет свою онтологическую природу и становится едва ли не утилитарной функцией женщины. Здесь же стоит обозначить, что такие перемены в мифологии напрямую связаны с изменениями в строе общества, которое постепенно уходило от матриархата в сторону патриархата.

Позднее, уже в патриархальном обществе, главным средством, призванным сдерживать иррациональное, хаотичное начало, стал брак. Представлялось, что мужчина – бог берёт контроль над женщиной – богиней. Поэтому девственность, будучи неподвластной контролю бога – мужчины, считалась опасной. Так со временем женские божества вытесняются богами – мужчинами. Богиня – женщина оборачивается чудовищем и изгоняется с небес [4]. Параллельно с развитием событий в мифах, в самом обществе женщина перестаёт быть ключевой фигурой и отстраняется на вторую роль, становясь за мужчиной.

Христианизация Европы начала вытеснение языческих богов из сознания человека. Однако процесс этот не был скоротечным. В обществе времени христианизации уже был установлен патриархат. А библейская теория происхождения человека, согласно которой женщина была создана из ребра мужчины, стала серьёзным и непререкаемым основанием того, что мужчина занимает главенствующее положение. Однако же стоит отметить, что в Библии есть и свидетельство равнозначности мужчины и женщины: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» [4].

Господство мужчины над женщиной объясняется и тем, что именно женщина, будучи более эмоциональным, любознательным и впечатлительным существом, первая вкусила запретный плод, предложенный змеем, чтобы прельстить человека. Отсюда восприятие женщины как виновницы грехопадения.

Известно, что наказание за этот грех находит отражение в социальных ролях, которые разделяют мужчина и женщина. Первый должен тяжело физически трудиться ради добычи хлеба, женщине же отведены мучительные роды. Закрепление приоритетного положения мужчины закрепляется евангельской традицией.

Евангельская традиция закрепляет главенствующее положение мужчины. Послания апостолов недвусмысленно проясняют ситуацию с положением женщины. Так, например, Павел обращается к Ефесянвм: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви...». Однако это не должно быть основанием для пренебрежительного отношения к женщине, поскольку дальше апостол призывает мужей любить своих жён подобно Христу, любящему церковь. Отсюда следует, что мужчине выдвигаются высокие требования, требующие Таким образом, к мужчине предъявляются такие нравственные требования, которые требуют высокой чести и морали. Но нельзя не указать на тот факт, что в патриархальном обществе принято не делать акцент на тех библейских высказываниях, которые призывают мужчину чтить и любить женщину.  

Говоря о христианской традиции, то образ женщины в ней поделён между Евой и Марией, которые являют собой противоположности. Ева стала символом грехопадения, олицетворяя «тёмную» сторону женской сущности. Мария же в сознании человека представляется неким абсолютом чистоты и непорочности. 

Подводя итог, мы можем сказать о том, что концепт «женщина», будучи многоаспектным, широким, требует всестороннего изучения. В данной статье мы обратились к его мифологической и религиозной составляющей, чтобы проследить за тем, какое влияние оказывают представления тех времён на формирование представлений о женщине в современном европейском обществе. 

 

Список литературы: 
1. Горобинская Е. А. Эволюция женского начала в мифологии // Сборник статей «Философские дескрипты. Выпуск 2». - Барнаул: Издательство Алтайского гос. ун-та. 2002.
2. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. — М.: ООО «Фирма «Издательство Аст», 1998.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - JL: Изд-во ЛГУ, 1969.
4. Библия. — М.: Российское Библейское Общество, 2004.