Статья:

Сочинение как метапредметная форма ГИА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Кинзябулатова М.А. Сочинение как метапредметная форма ГИА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 34(85). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/85/59794 (дата обращения: 24.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сочинение как метапредметная форма ГИА

Кинзябулатова Миннегуль Авхадиевна
магистрант, Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В статье рассмотрено аттестационное сочинение в школе как метапредметная форма ГИА.

 

Ключевые слова: метапредметность, метапредметный результат, универсальные учебные действия.

 

Работа по развитию устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы проводится с начальных классов. От небольших сочинений и рассказов по сюжетным картинкам обучающиеся приходят к написанию сочинений-рассуждений на морально-этические темы. Логическим завершением работы становятся аттестационные  сочинения ОГЭ, ЕГЭ, итоговое сочинение по литературе.

Учитель ещё недавно являлся одним из главных носителей  информации, по разным причинам недоступной для учащегося. Соответственно и от учащегося требовались знания. Сейчас и учитель, и учащийся могут обладать информацией в одинаковой степени. А значит, мы приближаемся к тому, что учитель может в большей степени осуществлять своё истинное предназначение - учить, то есть учить добывать знания и помогать учащимся вырабатывать самостоятельные навыки и умения в той или иной области деятельности.  Фактически вопрос об информационном обеспечении учебного процесса решён, теперь дело за главным – учить думать, учиться думать. Значит задача современного учителя в том, чтобы научить учиться, мыслитьтак как это одно из главных качеств наряду с владением универсальными приёмами учебной деятельности, которые  могут стать залогом успеха выпускника. Сложная задача, но решаемая.

В связи с введением федеральных образовательных стандартов все учебно-методические комплексы по русскому языку и литературе сегодня нацелены на метапредметные результаты, которые предполагают, что ученик будет владеть универсальными учебными действиями, позволяющими успешно учиться в течение всей жизни.

И так в  словаре современного педагога появилось понятие метапредметности. Оно означает «универсальное, интегрирующее».     

Метапредметный результат – это развитие универсальных способностей (мышления, коммуникаций, действия, понимания, рефлексии), которые могут применяться в разных предметах (русском языке и литературе,  обществознании и истории, английском языке, математике).

В том, что сочинение является метапредметным результатом образования,  нет сомнения. Почему, спросите вы?

Во-первых, именно сочинение позволяет адекватно и объективно оценить уровень развития языковой личности, потому что это, прежде всего, высказывание личного мнения, которое складывается после того или другого события. Писать сочинения может абсолютно каждый. Но грамотно пересказать о самом главном, это уже задача посложнее, так как оно должно представлять собой творчески порожденный текст как высшую коммуникативную единицу. Компьютеры могут исправить орфографические и даже пунктуационные ошибки, но никогда не смогут заменить человека как Творца Текста.[3]

Во-вторых, уже более двухсот лет сочинение является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Оно хорошо знакомо не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую очередь — дисциплин гуманитарного цикла).

В словаре В. И. Даля сочинение трактуется как «самое произведение, что сочинено», а сочинить — значит «изобрести, вымыслить, придумать, творить умственно, производить духом, силой воображения». Из данного определения вытекает, что в плане общекультурного развития ученика сочинение – показатель его творческого начала. В плане постижения литературы как учебного предмета это способ более глубокого проникновения в художественный текст.

Современным выпускникам необходимо написать 2 обязательных сочинения и 1-2 сочинения – по выбору.

Рассмотрим  специфику сочинений в современной школе. Для этого проведём сопоставительный анализ по следующим характеристикам:

Таблица.

Сопоставительный анализ

Предмет

Объем сочинения

Формат

и жанр

Критерии (что оценивается)

Статус в рамках ЕГЭ и кол-во баллов

1

Итоговое сочинение

250-300 слов

Сочинение-рассуждение

  1. Соответствие теме,
  2. аргументация с привлечением литературного материала,
  3. композиция и логика рассуждения,
  4. качество речи, грамотность.

Обеспечивает  допуск к ЕГЭ;

оценивается по шкале «зачет/

незачет».

2

Русский язык

150 слов

Сочинение-рассуждение

Формулировка проблемы исходного текста,

комментарий к ней, два примера-иллюстрации из прочитанного текста

отражение позиции автора, пояснение  значения каждого примера,

смысловая цельность, речевая связность и

последовательность изложения,

точность и выразительность речи,

соблюдение норм грамотности, учет

этических и

фактических ошибок.

Экзамен по выбору;

24 балла из 58, 42% от общего объема работы.

3

Литература

не менее 200 слов

Сочинение-рассуждение

Глубина

раскрытия темы и убедительность суждений,

уровень владения

теоретико-литературными понятиями, обоснованность привлечения текста

литературного произведения, композиционная цельность

и логичность изложения,

следование нормам речи.

Экзамен по выбору;

14 баллов из 58,

24% от общего объема работы.

 

4

Общество-

знание

Объем

вариативен

 

Сочинение-рассуждение

Оценивается:

раскрытие разных аспектов поставленной автором проблемы,

обоснование его позиции, качество теоретической и фактической аргументации

(в том числе с опорой на собственный жизненный и читательский опыт).

 

Экзамен по выбору;

6 баллов из 65,

около 10 % от общего объема работы.

5

История

Объем

вариативен

 

Сочинение-рассуждение о том или ином периоде истории России

Наряду с предметными критериями учитывается последовательность и связность  изложения.

Экзамен по выбору;

11 баллов из 53,

20,8 %

от общего объема работы.

6

Иностран-

ный язык

200-250 слов

Развернутое письменное высказывание

с элементами рассуждения по предложенной проблеме

Решение

коммуникативной

задачи,

организация

и языковое оформление

текста.

Экзамен по выбору; 14 баллов из 80,

20% от общего объема работы.

 

Проведя сопоставительный анализ, мы выяснили, что примерный объем сочинения  в современной школе составляет  от 150 до 300 слов. Практически во всех случаях - это сочинение - рассуждение. Критерии сочинения, в зависимости от предметной  специфики, совпадают при оценивании аргументации, структуры и языкового оформления, так как достаточно универсальны. Статус сочинения в структуре ЕГЭ довольно высок, колеблется от 10 до 42% общего объема экзаменационной работы.

В целом же, метапредметный характер аттестационного сочинения определяется необходимостью рассуждения по той или иной проблеме

Данное утверждение  докажем на конкретных примерах.

Итоговое сочинение 2018. Как характеризует человека его мечта?

Учащемуся необходимо раскрыть данную проблему, сформулировать свою позицию, аргументировав её на основе не менее одного произведения (отечественного или зарубежного)  по своему выбору.

ЕГЭ по английскому языку.

Reading fiction is becoming less and less important for teenagers. Чтение художественной литературы становится все менее и менее важным для подростков.

Ряд вопросов и рекомендаций, данных в задании,  помогают выпускнику полно и ёмко раскрыть поставленную проблему.

ЕГЭ по русскому языку.

Выпускник должен  сформулировать  одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментировать сформулированную проблему. Включить в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста.

Например, Можно ли оправдать убийство живого существа благородной целью? (По Д.Н. Мамину-Сибиряку).

ЕГЭ по литературе.

С какой целью В.А. Жуковский вносит русские фольклорные мотивы в традиционный балладный сюжет? (по балладе «Светлана»)

Выпускнику необходимо сформулировать свою точку зрения, опираясь на авторскую позицию. Опираясь на литературные произведения, аргументировать свой  тезис.  

ЕГЭ по обществознанию.

Учащийся должен кратко изложить свой взгляд  на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, а также фактам, почёрпнутым из социального и личного опыта.

Приведённые примеры доказывают, что во всех случаях – это проблемный  вопрос, самостоятельно сформулированный или «готовый», и аргументированный ответ на него  с опорой на личный опыт и литературный материал.

Безусловно, выпускнику, чтобы успешно выполнить задания ЕГЭ, необходимо уметь создавать тексты разных типов и стилей. Владеть навыком редактирования собственного текста, быть начитанным, знать и  соблюдать нормы литературного языка.

Получается, что межпредметные связи между уроками русского языка и предметами гуманитарного цикла реализуются через текстоцентричный принцип в обучении. Безусловно, работа с текстом играет важную роль в формировании  универсальных учебных действий. Фундаментом же всего образования является навык чтения. В российской школе чтению и изучению литературы всегда отводилось важное место.   Литература универсальна, у неё одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром. И в ней так много благодатного материала для аргументации в сочинении не только по русскому языку, но и по предметам гуманитарного цикла.

Следовательно, сочинение-рассуждение универсально. Оно позволяет проверить степень сформированности общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Естественно, что  учитель тоже должен пересмотреть  методику работы, демонстрировать широту видения. В современных условиях ему необходимо  свою деятельность направить на формирование универсальных метапредметных умений и навыков.

Для подготовки ученика к аттестации в форме сочинения, особое внимание следует уделять формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы.

С одной стороны, необходимо анализировать готовые тексты, определять тему, основную мысль, тип речи, логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приёмы, а также создавать текст с опорой на его функциональную характеристику.

С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объёма на основе художественного произведения (или его фрагмента). В начале работы ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и понять её, определить свою задачу по её раскрытию. Положительный эффект при этом даёт вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. На ранних этапах подготовки к сочинению желательно использовать для тренировки темы с вопросительной формулировкой. Нужно помнить о важности самоанализа, обеспечении обратной связи: важно уделять внимание таким вопросам, как анализ формы и содержания созданного текста, учить школьника видеть сильные и слабые стороны собственной работы и редактировать её.

Важно, чтобы обучающийся без труда мог трансформировать  тему-понятие в  тему - вопрос, а далее сформулировать тезис.

Формула рассуждения проста и всем знакома: Тезис – доказательства, вывод. В основном, по всем предметам гуманитарного цикла именно по этой формуле и пишутся аттестационные сочинения. Конечно, оно дополняется предметным содержанием, но, в конечном счете, это метапредметный образовательный результат.

Часто учителя русского языка и литературы справедливо сетуют на то, что только на их плечи ложится ответственность за подготовку к итоговому сочинению. Действительно, готовить к сочинению-рассуждению должны педагоги всех предметов, в особенности гуманитарных, так как учить мыслить, доказывать свою точку зрения необходимо на каждом уроке.