Статья:

Частотные способы словообразования неологизмов-профессионимов в английском языке и их анализ.

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Гайнетдинова И.И. Частотные способы словообразования неологизмов-профессионимов в английском языке и их анализ. // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 58 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Частотные способы словообразования неологизмов-профессионимов в английском языке и их анализ.

Гайнетдинова Индира Ильфатовна
студент, СФ БашГУ, РФ, г.Стерлитамак
Микаилова Наиля Газимовна
научный руководитель, старший преподаватель СФ БашГУ, РФ, г.Стерлитамак

 

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения новой лексики как средства отражения изменений, происходящих в языке, а также проявлением интереса к образованию неологизмов-профессионимов.

Политические, экономические, социальные изменения, научно-техническая революция XX в. вызывают появление новых понятий, а вместе с ними и новых слов или переосмысление старых понятий. Статистические изменения, совершающиеся в языке, достаточно ясно отражаются в лексике. Возникновение новых слов дает нам уникальную возможность изучать не только основные тенденции развития языка на конкретном историческом этапе, но и дает шанс говорить об уровне развития общества, о жизни народа, который говорит на данном языке. И появление новых слов послужило появлению такой науки, как неология. Неология – особая отрасль лексикологии, изучающая неологизмы, их разновидности, способы образования, сферы употребления и т.п. Слова или фразеологические обороты, входящие в язык в связи с ростом культуры и техники, развитием или изменениями в общественных отношениях и изменениями в быту и условиях жизни людей и ощущаемые говорящими как новые, называются неологизмами (neologism [ni' l dizm] от греческого neos новый и logos слово, речь или метафорически – newcomer. [Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка: учебное пособие / И. В. Арнольд. – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА : Наука, 2012. – 374с.]

За последние десятилетия английский язык претерпел изменения, обусловленные преобразованиями в общественной сфере. Наблюдаются активное пополнение словарного запаса неологизмами, обозначающих профессию, а именно ­– профессионимами.

Далее рассмотрим подробнее понятие профессионима:

Профессионимы – лексические единицы, обозначающие наименования лиц по профессии. [Антрушина, Г.Б. Лексикология английского языка: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Г. Б. Антрушина, О. В. Афанасьева, Н. Н. Морозова. – М.: Дрофа, 1999. – 286с. ]

Нами был проведен анализ лексики Кембриджского словаря, авторы если есть Словарь содержит около 150000 слов и словосочетаний, наиболее часто употребляемых в современном английском языке. По тематической типологии неологизмы-профессионимы можно классифицировать на:

·     Экономические

Например: brand manager – the  person in a  company who is responsible for  developing and  marketing a particular  brand or  group of  products, office Manager – a  person whose  job is to be  responsible for the  organization of the  work of an  office, line manager – the person who manages another person in a company or business, sales-assistant – someone whose job is selling things in a shop, headhunter – to persuade someone to leave their job for a job with a different company, shopkeeper – someone who owns or manages a small shop, salesman – someonewhose job is selling things, promoter someone who organizes a large event, distributor a person or organization that supplies goods to shops and companies, account manager – someone  employed by a  company to be  responsible for one or more of its  customers, especially someone in the  banking or  advertising  industry, Co-founder – to  start an  organization together with someone else, broker – someone whose job is to buy and sell shares, trader – a  person who  buys and sells things, realtor – someone who sells buildings or land as their job, managing director – the main person in control of a company.

·     Компьютерные

Например: software engineer – someone whose job is to  create computer programs, web designer – a  person who designs websites, developer a person or company that buys land and builds houses, shops, etc, copywriter – someone who writes the words for  advertisements,

·     Fashion индустрия

Например: designer – someone who draws and plans how something will be made; couturier – the designing, making, and selling of expensive fashionable clothing, or the clothes themselves; stylist – a person whose job is to shape or design something, shopaholic – a  person who  enjoys  shopping very much and does it a lot.

Неологизмы охватывают практически все сферы жизни. Пополнение лексического состава английского языка происходит как с помощью заимствований из других языков, так и внутриязыковыми средствами, что вновь и вновь доказывает, что язык – это живая система, в которой как в зеркале отражаются все те изменения, которые имеют место быть в нашей повседневной жизни.

Также, хотелось бы рассмотреть самые употребляемые способы словообразования неологизмов-профессионимов в английском языке.

Под общим названием словообразование объединяются очень различные способы обогащения словарного состава языка. Важнейшим из них является морфологический способ, при котором новые слова создаются путем сочетания морфем. Новое слово при этом оформляется и новым звуковым комплексом, т.е. новой комбинацией уже существовавших в языке элементов. Морфологический способ словообразования, в свою очередь, подразделяется на несколько подтипов.

Рассмотрим примеры распространенных способов образования новых слов в английском языке. Не все указанные способы используются одинаково активно. К основным видам английского словообразования относятся аффиксация, словосложение и сокращение. Основной источник неологизмов в наше время – глобальная сеть Интернет и социальные сети, потому основной состав новых слов и словосочетаний связан именно с ними. Лексика, вошедшая в Cambridge Dictionaries, представлена в данной таблице.

Таблица 1.

Неологизмы, вошедшие в словарь Cambridge Dictionaries

Слово

Способы

Словообразования

Определение Cambridge Dictionaries.

1.  brand manager

словосложение

The  person in a company who

is responsible for developing and marketing a particular  brand or  group of  products

2.  sales-assistant

словосложение

someone whose job is selling things in a shop

3.  software engineer

словосложение

someone whose  job is to  create  computer  programs

4.  web designer

словосложение

a  person who  designs  websites

5.  line-manager

словосложение

the person who manages another person in a company or business

 

managing director

словосложение

the main person in control of a company

6.  film-maker

словосложение

someone who makes films for the cinema or television

7.  account manger

словосложение

someone  employed by a  company to be  responsible for one or more of its  customers, especially someone in the  banking or  advertising  industry

8.  broker

 

аффиксация

someone who makes other people's financial arrangements for them

9.  distributor

аффиксация

a person or organization that supplies goods to shops andcompanies

10. receptionist

аффиксация

Someone who works in a hotel

or office building, answering the

telephone and dealing with guests

11. trader

аффиксация

a  person who  buys and  sells  company  shares or  money

12. realtor

 

аффиксация

Someone who sells buildings

or land as their job

13. developer

аффиксация

a person or company that creates

new products, especially software, or services

14. dj

словосложение

Someone who plays music on the

 radio or at discos

15. designer

аффиксация

someone who draws and plans how something will be made

16. PR manager

 

словосложение

activities that are intended to make a person, company, or product more

 popular

17. Headhunter (hh)

словосложение

to persuade someone to leave their

 job for a job with a different company

18. promoter

 

аффиксация

someone who organizes a large event, distributor a person or organization

that supplies goods to shops and

companies

19. software engineer

словосложение

someone whose  job is to  create  computer  programs

20. web designer

словосложение

a  person who  designs  websites

21. developer

аффиксация

a person or company that buys land and builds houses, factories, shops, etc

22. copywriter

словосложение

someone who writes the words for  advertisements

23. couturier

аффиксация

the  designing, making, and  selling of  expensive  fashionable  clothing, or the  clothes themselves;

24. stylist

аффиксация

a  person whose  job is to  shape or  design something

25. shopkeeper

словосложение

Someone who owns or manages a small shop, salesman – someone whose job is selling things

 

Нами было проанализировано 26 лексических единиц, 15 из них образуются с помощью словосложения, остальные 11 с помощью аффиксации.

Как следует заметить, наиболее часто используемым в вышеуказанной лексике способом словообразования является словосложение и аффиксация.

Осуществленный в данной работе анализ лексических единиц позволяет сделать вывод о том, что группа, включающая наименования лиц по профессии, является одним из наиболее динамичных, «креативных» постоянно меняющихся фрагментов словарного состава английского языка.

 

Список литературы:
1. Антрушина, Г.Б. Лексикология английского языка: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Г.Б. Антрушина, О.В. Афанасьева, Н.Н. Морозова. – М.: Дрофа, 1999. – 286с. 
2. Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка=English Lexicologu: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Г. Б. Антрушина; Г.Б. Антрушина и др. – 4-е изд.,стер. – М.: Дрофа, 2004. – 286, [1]с. 
3. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. – М.: 2001.
4. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка: учебное пособие / И.В. Арнольд. – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 374с. 
5. Виноградов В.С. Перевод: Общие и лексические вопросы. – 3-е изд-е. – 2006.
6. Гальперин, И.Р. Стилистика английского языка: основы курса: учеб. для студ. ин-тов и фак. ин. яз. / И.Р. Гальперин. – М.: Высш. шк., 1981. – 334с.