Формирование культуры поведения между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста средствами игры-путешествия
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(105)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(105)
Формирование культуры поведения между мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста средствами игры-путешествия
FORMATION OF A CULTURE OF BEHAVIOR BETWEEN BOYS AND GIRLS OF SENIOR PRESCHOOL AGE BY MEANS OF TRAVEL GAMES
Zhaklin Krylova
Student, Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, Russia, Veliky Novgorod
Аннотация. Сегодняшний мальчик –это будущий мужчина, защитник Родины, опора в семье, а маленькая девочка-это будущая женщина, заботливая мать, поддержка в трудной ситуации. Из этого следует, что и мальчиков и девочек следует готовить к своим обязанностям и правилам поведения со старшего дошкольного возраста, так как именно в это время у детей вырабатывается привычка, которая сопровождает их на протяжении всей жизни. Одним из средств ,способствующих реализации этих особенностей, являются игры-путешествия.
Аbstract. Today's boy is a future man, a defender of the Motherland, a support in the family ,and a little girl is a future woman ,a caring mother, support in a difficult situation. From this it follows that both boys and girls should be prepared for their duties and rules of command from the terrible preschool age, since it is at this time that children develop a habit that accompanies them throughout their lives. One of the tools that contribute to the implementation of these features are travel games .
Ключевые слова: культура поведения,особенности культуры отношений;мальчики и девочки старшего дошкольного возраста, игры-путешествия.
Keywords: behavior culture, features of relationship culture, boys and girls of senior preschool age, travel games .
Значительные социально-экономические видоизменения современного общества с особой остротой ставят проблему культуры поведения дошкольников старшего возраста. В настоящее время нравственные направления разрушены, что выражается в отторжении, неверии, агрессивности подрастающего поколения. Культура поведения пронизывает составляющую этики, поэтому наша проблема связана с нравственно-этической составляющей тем, что система общественного воспитания представляет большую роль в нравственном становлении личности.
Одним из направлений в нравственном развитии детей является воспитание культуры поведения.
Культура поведения является ценной частью общечеловеческой культуры ,добродетельности, морали, поэтому так важно научить личность всюду определять ценность общества и каждого его члена по отдельности. Являться развитым, вежливым, культурным, не является достоянием надежного круга людей . Становиться гармоничной личностью, суметь достойно вести себя в особенной обстановке- право и обязанность каждого человека.
Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах следующих авторов : Е.Н.Вавиловой, О.В. Защиринской, И.Н. Курочкиной, В.С.Мухиной , С.В.Петериной, Т. Д.Яковенко и др.
К сожалению ,не все родители и воспитатели дошкольных образовательных организаций уделяют достаточно внимания формированию культуры поведения между мальчиками и девочками в старшем дошкольном возрасте. Не все родители умеют видеть в своих детях будущих мужчин и женщин . Вопрос о формировании культуры поведения между мальчиками и девочками решали следующие авторы: В.Д.Еремеева, Т.И. Ерофеева, Л.Ф. Островская и др.
Многие педагоги занимались исследованием обозначенной нами проблемы. В их работах раскрывается сущность основных понятий морального воспитания, определяются методы и приемы нравственного воспитания дошкольников .Одним из наиболее актуальным являются игры-путешествия. Эту проблему рассматривали многие авторы ,однако на наш взгляд игры-путешествия недостаточно используются в ДОО.
Рассмотрим ключевые понятия.
Культура поведения- это качества, которые представляют показатели отношения человека к своему делу, обществу, людям, сверстникам и свидетельствуют о его социальной зрелости,их основы закладываются еще в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться [3].
Несомненно ,важным является исследование С.В.Петериной. По ее мнению культура поведения дошкольника –это совокупность продуктивных для общества устойчивых форм повседневного поведения в общении, в быту, в различных видах деятельности[24].
Обратимся к особенностям культуры отношений между мальчиками и девочками в старшем дошкольном возрасте , которая входит в содержание культуры поведения. С.В.Петерина рассматривала особенности через следующие компоненты:
· культура деятельности,
· культура общения,
· культурно-гигиенические навыки и привычки[24].
Если педагог будет прививать компоненты , которые выделила С.В.Петерина ,то каждый ребёнок будет чувствовать себя комфортно в детском саду, и накапливать положительный опыт от своих поступков и доброжелательного отношения у мальчиков и девочек .
В старшем дошкольном возрасте имеются свои требования,правила ,которые каждый педагог должен учитывать при взаимодействии с детьми. В каждом образовательном моменте воспитатель должен акцентировать внимание на вопросах развития чувств детей, освоения ими положительных форм поведения, приобщения их к культурным социальным образцам. Заложенные в детстве основы культуры поведения между мальчиками и девочками с помощью умелого использования педагогом направлений в работе и методов во многом определяют формирование будущей личности ребёнка.
Для обогащения социально-личностного опыта детей воспитатель должен стремится придать его отношениям со взрослыми и сверстниками положительную ,гуманистическую направленность ,приобщать детей к элементарной культуре поведения, создавать условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости.
Г.В.Белокурова в своих исследованиях отмечала, что культура поведения у детей дошкольного возраста включает в себя(усвоение основных понятий о социальных нормах отношений, в том числе об общечеловеческих ценностях;основные элементы гражданско-патриотического сознания;культуру социальных отношений).
Мы полагаем, что важнейшими сторонами проявления культуры поведения являются культура внешнего вида, культура поведения среди сверстников, культура общения, культура деятельности, культура отношений между мальчиками и девочками, также культура отношения к взрослым.
Вышеперечисленные нами стороны проявления рассматривали Буре Р.С. и Островская Л.Ф.
Выделим некоторые особенности культуры поведения между мальчиками и девочками .
В старшем дошкольном возрасте мальчики и девочки поощряют друг друга за определенные поступки; мальчики умеют замечать, когда их сверстницы нуждаются в помощи, защите; мальчиков учат проявлять мужество , разрешать конфликты и никогда не бояться признаться ,что виноват; в случаях необходимости мальчики уступают место девочкам, пропускают их вперёд; в свою очередь девочки должны усвоить правило: если тебе уступили, помогли, не забудь поблагодарить за это.
Понятие игры -путешествия ,которое мы выделили ,использовал Выготский Л.С. В своих исследованиях.
Игра-путешествие отражает действительные факты или события, но обычное обнаруживает через необычное, простое - через загадочное, трудное- через преодолеваемое ,необходимое –через привлекательное .Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким детям, радует их[4].
Цель игры-путешествия –увеличить впечатление, обратить внимание детей на то ,что находится рядом ,но не проглядывается ими, придать познавательному содержанию немного сказочную необычность.
Достоинство игры-путешествия в том, что она вероятно может быть адаптирована к разнообразному содержанию (виды деятельности, компоненты социального опыта, различные области знаний ,направления воспитания и т.д.),а также с достижением использована во взаимодействии педагога с разной возрастной группой детей .
Таким образом ,можно сделать вывод о том, что игры-путешествия могут оказать значительную роль в формировании культуры поведения между мальчиками и девочками в старшем дошкольном возрасте. Дети могут совместно решать поставленные задачи ,отстаивать собственную точку зрения и по договоренности определить подходящий путь разрешения проблемы .В ходе игры-путешествия у мальчиков и девочек формируется уважительное отношение друг к другу, развивается умение относиться по имени, формируется навык слушать и понимать друг друга. При прохождении игры-путешествия мальчики и девочки учатся давать оценку друг другу, а также прививать навыки вежливого общения.
В совместной игре-путешествии мальчики и девочки учатся языку общения и взаимопомощи. Играя вместе, дети учитывают желания и действия друг друга, строят и реализовывают совместные планы.
Мальчик может выбрать роль рыцаря, быть мужественным, храбрым, смелым и защитить девочку, в свою очередь девочка будет защищенной, душевной, эмоциональной и счастливой от получения заботы.