Статья:

Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Котов И.И., Гафуров Р.А. Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 14(107). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/107/69354 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственный финансовый контроль в России: проблемы и перспективы

Котов Илья Игоревич
студент, Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва
Гафуров Рустам Абдусаломович
студент, Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

STATE FINANCIAL CONTROL IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

 

Rustam Gafurov

Student, Russian University of Economics G.V. Plekhanov, Russia, Moscow

Ilya Kotov

Student, Russian University of Economics G.V. Plekhanov, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматривается проблематика реализации государственного финансового контроля как важного направления в функционировании государственной управления в РФ. Рассмотрены также направления преодоления основных проблемных аспектов функционирования системы финансового контроля в РФ.

Abstract. The article considers the problems of implementing state financial control as an important direction in the functioning of public administration in the Russian Federation. The directions of overcoming the main problematic aspects of the functioning of the financial control system in the Russian Federation are also considered..

 

Ключевые слова: финансовый контроль, Счетная палата, бюджет, аудит.

Keywords: financial control, Accounts Chamber, budget, audit.

 

Современный этап развития экономики актуализирует проблемы реализации государственного финансового контроля, поскольку численность правонарушений в финансовой сфере возрастает, а следовательно объем ущерба который при этом наносится государственному бюджету, значительно возрастает ежегодно, все более актуальной становится проблематика должного обеспечения требуемой результативности функционирования системы государственного финансового контроля, что даст возможность добиться рационального исполнения государственного бюджета, обеспечения синхронизированного движения бюджетных потоков, оправданности и обоснованности расходов, высокой степени качества распоряжения финансовыми ресурсами в рыночных условиях национальной экономики. [1, c.18]

В системе государственного управления, в частности в направлении обеспечения финансовой безопасности государственный финансовый контроль играет значимую роль. В нашем государстве для построения крепкого государства и создания благоприятным условий проживания необходимостью выступает построение качественной системы обеспечения контроля за надлежащим исполнением показателей бюджета РФ, а также соответствующим использованием и расходованием имущества государства [2, с. 14].

Необходимость надлежащего контроля исполнения бюджет исходит из проблематики недостаточного исполнения запланированных показателей федерального бюджета (рис.1).

 

Рисунок 1. Уровень исполнения федерального бюджета, %

 

Так, согласно отчету Счетной палаты по итогам 2019 года сумма неисполненных бюджетных ассигнований составил 1120,6 млрд. рублей. Важно отметить, что в 2019 наблюдался самый низкий уровень исполнения расходов в динамике последних 11 лет – всего 94,2%. Кроме того, за три года сумма неисполненных расходов в структуре федерального бюджета возрос практически в 2 раза. Следовательно, на современном этапе для эффективного выстраивания государственного финансового контроля, который сможет соответствовать требованиям развитого демократического общества, и который одновременно позволит содействовать результата виному развитию от отечественной финансовой системы, необходимо устранить множество преград и преодолеть проблемы, которые требуют максимально скорого решения [3].

По мнению экспертов в экономической сфере, огромное внимание должно быть уделено активизации процессов развития системы стандартов в области финансового контроля в России [4, c.47]. Согласно важнейшим мерам по обеспечения стандартизации сферы финансового контроля в России, создаваемая система должна на каждом упрощенческом уровне федеративного государства в максимальной мере отвечать современным потребностям в процессах унификации и возможностей обеспечения единства существующей методологии реализации финансового контроля

Хотя органы осуществление финансового контроля на региональном и муниципальном уровнях независимо друг от друга утверждают стандарты для проведения процедур финансового контроля и определяют количество стандартов, необходимых для разработки, мы подчеркиваем, что система в своей совокупности система государственного финансового контроля должна быть целостной только потому, что она является базисом. Так, должны быть единые принципы, нормы и стандарты, связанные с четким определением регулирующих органов, их прав, объема их обязанностей и полномочий.

Решение этой проблемы осложняется тем фактом, что для осуществления эффективной деятельности принцип независимости и объективности должен быть основным принципом работы каждого контролирующего органа в системе. Основная стратегия функционирования системы государственного финансового контроля в Российской Федерации должна в значительном объеме учитывать стратегические интересы государства в целом и соответствовать ее стратегии.

В то же время следует учитывать, что численность финансовых правонарушений также не сокращается из-за отсутствия строгой административной ответственности за совершенные бюджетные правонарушения и невозмещения нанесённых убытков, неисполнимости возможностей привлечения виновных лиц к ответственности, или это делается избирательным путем. [5, c. 324]

Основные проблемы в организации эффективного финансового контроля представлены на рисунке 2. Чтобы преодолеть эти проблемы в современной России требуется реализации таких мер, как создание и последующее совершенствование единой концептуальной основы системы государственного финансового контроля за счет формирования нормативно-правовой базы для вырабатывания системы государственного финансового контроля, последующей оптимизация внутренней организационной структуры финансового контроля государства, общее развитие в сферах стандартизации, основанного на принципах оптимальности и сбалансированности.

 

Рисунок 2. Проблеме систем государственного финансового контроля в РФ

 

Важность совершенствования государственной системы финансового контроля в заданных условиях современности: геополитических войн, воздействий экзогенного характера, кризисов макроэкономического масштаба, а также с учетом потребности в создании верховенства закона, а также усиления отношений рыночного характера объясняется потребностью в достижения высокого темпа экономического развития страны, в частности за счет процессов совершенствования федерализма (фискального и социально-экономического). Для этого необходимо реализовывать контроль за качеством распоряжения финансовыми и материальными государственными и муниципальными ресурсами; согласовывать меры контроля на разнообразных уровня и использовать возможность децентрализовать контрольные функции в цельной системе ГФК.

Таким образом, интересы государства России требуют обеспечения национальной безопасности в экономической сфере и максимального уровня защиты интересов граждан посредством создания действенной системы финансового контроля. Надлежащее функционирование государственного финансового контроля является необходимым условием обеспечения непрерывности процесса по формированию и расходованию финансовых средств бюджета.

 

Список литературы:
1. Бахтигозина Э.И., Ефремова Е.И. Мошенничество в медицинских организациях: методы борьбы // Бухучет в здравоохранении. -  2018. -  №10. -  С. 57-63. 
2. Лапина М.А. Совершенствование законодательства, регламентирующего юрисдикционную деятельность Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации/ М.А. Лапина // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 10
3. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2019 году [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/reports/10114
4. Толчинская М. Н., Ахмедова Л. А. Развитие государственного аудита в Российской Федерации // Финансы и кредит. — 2015. — № 14(638). — С. 42−54.
5. Магина Д.Д., Ефремова Е.И. Внутренний контроль: перспективы развития в Российской практике в условиях цифровизации экономики // Учетно-контрольные и аналитические процессы в условиях цифровизации экономики Москва, 2019. С. 323-328.