Государственный финансовый контроль на современном этапе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)
Государственный финансовый контроль на современном этапе
STATE FINANCIAL CONTROL AT THE PRESENT STAGE
Ksenia Akimova
Student of Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow
Valeriia Anokhina
Student of Plekhanov Russian University of Economics, Russia, Moscow
Аннотация. В данной статье анализируется развитие государственного финансового контроля на современном этапе. Рассматриваются имеющиеся проблемы реализации государственного финансового контроля и возможные пути повышения его эффективности.
Abstract. This article analyzes the development of state financial control at the present stage. The article considers the existing problems of implementing state financial control and possible ways to improve its effectiveness.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, бюджет, финансы, проблемы контроля.
Keywords: state financial control, financial control, budget, Finance, control problems.
Одним из главных составляющих государства выступает его финансовая система, которая включает в себя государственные и негосударственные финансы. Организация контроля за соблюдением закона и действенностью функционирования его финансовой системы является самой ответственной функцией страны. По этим причинам организуется государственный финансовый контроль (ГФК).
Так, в настоящее время на территории Российской Федерации создана и функционирует система ГФК.
ГФК – это форма осуществления контрольной функции финансов на всех стадиях процесса общественного воспроизводства, которая обеспечивает обратную связь в системе государственного управления и создающая условия для осуществления государством эффективного прямого и косвенного регулирования социально-экономических процессов, в которых участвуют субъекты финансовых правоотношений [5, С. 35].
Таким образом, ГФК служит инструментом финансовой политики, целью которого является обеспечение соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Основными задачами ГФК выступают:
- проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями, гражданами;
- проверка правильности использования финансов, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
- проверка соблюдения правил совершения финансовых операций;
- выявление внутренних резервов;
- устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины [6, C. 3].
Субъектом внешнего ГФК на федеральном уровне является Счетная палата Российской Федерации, субъектом внутреннего ГФК в России выступает Федеральное Казначейство.
Органы внешнего ГФК, в отличие от внутреннего ГФК, находятся вне структуры исполнительной власти и не связаны с контролируемыми исполнительными органами, то есть являются независимыми, что четко определено в нормативном законодательстве [4, C. 95].
На сегодняшний день система ГФК сформирована, определены основные законодательные понятия, распределены полномочия между уровнями финансового контроля, определены на законодательном уровне субъекты, объекты, предметы контроля, сформирована контрольная среда. Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, практический опыт показывает, что есть определенные проблемы, которые существуют и мешают выстроить максимально эффективную контрольную среду.
Неэффективность ГФК может быть объяснена следующим рядом причин:
- многообразием форм и видов контроля;
- пробелами в методологии квалификации нарушений;
- несогласованностью действий между контролерами разных уровней.
Анализ показывает, что наиболее острые проблемы, имеющие место при осуществлении ГФК в современных условиях, заключаются в следующем:
- Отсутствие целостной, адекватной современным условиям и уровню социально-экономического развития Российской Федерации, системы финансового контроля. Компоненты этой системы законодательно не закреплены [3, С. 203].
- Отсутствие полноценной нормативно-правовой базы, касающейся финансового контроля, которая бы обеспечивала четкое регулирование процесса его организации и осуществления.
В подтверждение данному суждению можно привести пример того, что в Конституции Российской Федерации затронут лишь вопрос о финансовом контроле и контрольных органах [1], а в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Понятия и термины, применяемые в настоящем кодексе» не представлена интерпретация термина «государственный (муниципальный) финансовый контроль», в то время как данному виду контроля посвящен специальный раздел [2].
- Большое количество органов финансового контроля, имеющих различные цели, задачи, функции, сферу деятельности, полномочия, подчиненность и ответственность. Указанные органы часто функционируют не согласованно и разобщенно, слабо взаимодействуя друг с другом. Не является исключением дублирование отдельных функций разных субъектов финансового контроля, имеющих разную ведомственную принадлежность и разный уровень подчинения (например, региональный и муниципальный уровни) [3, С. 205].
- Не отлаженный механизм сотрудничества органов финансового контроля между собой, органов внешнего и внутреннего финансового контроля, а также органов финансового контроля с правоохранительными органами. Они должны более тесно взаимодействовать при осуществлении своей работы при сохранении ответственности каждого органа за свой участок контроля. Также не налажено информационное взаимодействие органов финансового контроля с другими министерствами и ведомствами Российской Федерации [6, C. 4].
- Отсутствие эффективных санкционных мер к нарушителям бюджетного законодательства. Ответственность за нарушения в сфере бюджетного законодательства устанавливается Бюджетным Кодексом Российской Федерации, предусматривающим 23 состава нарушений бюджетного законодательства, и Кодексом об Административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающим 3 состава нарушений бюджетного законодательства [6, C. 4].
Обобщая все вышесказанное, сделаем следующий вывод. В настоящее время в России имеется ряд существенных проблем в области организации и проведения ГФК таких как: отсутствие закона о финансовом контроле, перегруженность системы российских органов финансового контроля, дублирование их функций и нескоординированность действий, неразвитость механизма взаимодействия органов государственной власти по вопросам проведения финансового контроля, отсутствие адекватной административной и дисциплинарной ответственности за принятие голословных и незаконных решений контрольными органами по результатам проведения контрольных мероприятий.
Главным решением для большинства проблем ГФК видится в создании единой нормативной правовой основы, регулирующей деятельность контрольно-надзорных органов. Осуществление данных мер может привести к значительным структурным и функциональным изменениям в системе финансового контроля и существенно повысить эффективность контрольно-надзорных мероприятий.