ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(215)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(215)
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Введение
Существуют значительные различия в бюджете, бюджетном контроле и оценке эффективности бюджетных учреждений в сфере здравоохранения. Бюджетные учреждения в сфере здравоохранения должны проводить оценку эффективности каждого аспекта своего бюджета и бюджетной деятельности в качестве способа обеспечения достижения предусмотренных в бюджете результатов. Кроме того, бюджетные затраты должны быть основой для выбора наиболее подходящего метода оценки эффективности для бюджетных учреждений в сфере здравоохранения, поскольку такие системы оценки эффективности могут обеспечить им экономические выгоды различного рода.
Цель: предложить методический подход к проведению комплексного анализа доходов, расходов и финансовых результатов бюджетных учреждений здравоохранения.
Оценка эффективности деятельности бюджетного учреждения в сфере здравоохранения
Реформа бюджетных учреждений направлена на то, чтобы сделать их прозрачными и подотчетными общественности. Прозрачность и подотчетность бюджетных учреждений является важной частью прозрачности бюджетного процесса. Эффективное управление в общественных организациях в целом и в бюджетных учреждениях здравоохранения в частности основывается на мониторинге текущей деятельности. Прежняя система бюджетных учреждений не позволяла осуществлять эффективный мониторинг деятельности бюджетных учреждений и не предоставляла необходимой управленческой информации.
Согласно действующему законодательству РФ, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная органом государственной власти или местного самоуправления для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий указанных органов власти в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Финансовое обеспечение бюджетных учреждений осуществляется прежде всего в соответствии с государственным (муниципальным) заданием в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. При этом бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания [2, п. 5 ст. 6].
Реформирование экономики обусловило необходимость рационального и экономичного использования бюджетных средств, направленных на содержание бюджетных (некоммерческих) организаций. Именно поэтому особенно важно провести комплексный анализ бюджетных учреждений, который предоставит полную информацию о реальном экономическом состоянии организации, выявит неиспользованные внутренние резервы для дальнейшего развития и обеспечит более эффективное целевое использование средств имущества. Основными задачами, поставленными перед анализом финансового состояния бюджетной организации, являются (рис. 1) [20, с. 15]:
Рисунок. 1. Задачи, поставленные перед анализом финансового состояния бюджетной организации
Анализ финансовых результатов деятельности бюджетного учреждения здравоохранения мы предлагаем проводить по следующей схеме:
- структурно-динамический анализ общих величин доходов, расходов, чистого операционного результата итого и в разрезе деятельности с целевыми средствами, выполнения государственного (муниципального) задания и приносящей доход деятельности. Результаты такого анализа дают общее представление о динамике доходов, расходов и финансовых результатов учреждения, позволяют выявить проблемные в аспекте экономической эффективности сегменты его деятельности;
- детализированный анализ доходов, расходов и чистого операционного результата по сегментам «Деятельность с целевыми средствами», «Выполнение государственного (муниципального) задания», «Приносящая доход деятельность». Такой анализ может выполняться в отношении всех трех сегментов или выбранных, исходя из целей анализа: например, наиболее рисковых;
- анализ экономической эффективности, приносящей доход деятельности учреждения на основе показателей рентабельности (убыточности). В приносящей доход деятельности помимо социального аспекта в приоритете экономический эффект - получение положительного финансового результата. Средствами, полученными от приносящей доход деятельности, учреждение распоряжается самостоятельно.
Такой анализ в базовом объеме может быть проведен на основе открытых данных - бухгалтерской отчетности, результатов контрольных мероприятий и других, - представленных на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (URL: https://bus.gov.ru/).
Подтверждением выполнения государственного задания больницей также являются отчеты о выполнении учреждением планов его финансово-хозяйственной деятельности, сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания.
В основе управления бюджетными расходами должно лежать планирование их в увязке с конкретными видами предоставляемых услуг, сравнительный анализ эффективности расходования бюджетных средств на основе сопоставимых индикаторов, мониторинга деятельности учреждений здравоохранения. Важнейшими задачами повышения эффективности использования бюджетных ресурсов в сфере здравоохранения являются повышение качества и снижение стоимости услуги.
В современных нестабильных условиях бюджетным учреждениям в сфере здравоохранения важно обеспечить надлежащий уровень финансовой стабильности, ликвидности и деловой активности.
Контроль денежных потоков является одной из важнейших функций финансового менеджмента, следовательно, он может повысить финансовую устойчивость и эффективность деятельности бюджетных учреждений в сфере здравоохранения.
При разработке годового бюджета бюджетного учреждения необходимо учитывать расчеты расходов, которые основаны на показателях предоставления определенных видов платных услуг, в соответствии с их количеством и суммой оплаты.
Эти расчеты служат основой для планирования требуемого дохода на определенный период, для каждого отдельного источника, с учетом специфики конкретного бюджетного учреждения. При расчете ожидаемых доходов учитываются фактические показатели предыдущего бюджетного периода (года). В настоящее время, плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения отводится роль основной формы бюджетного финансирования, так как с ее использованием осуществляется большинство бюджетных расходов, включая функционирование производственной и социальной инфраструктуры, сферы обороны и управления. План финансово-хозяйственной деятельности учреждения является основным планируемым финансовым документом, определяющим целевое направление, объем и ежеквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждений.
Качество медицинской помощи теперь регулярно измеряется, сообщается и вознаграждается стимулирующими выплатами. Измерение эффективности отстает. Однако крупные работодатели все чаще требуют, чтобы планы медицинского обслуживания включали профили эффективности в свои продукты и информационные пакеты наряду с профилями качества. Планы здравоохранения используют рейтинги эффективности поставщиков услуг при выборе сетей, программах оплаты по результатам работы или для направления пациентов к эффективным поставщикам за счет более низких доплат и/или публичной отчетности.
Несмотря на широко распространенный интерес к оценке эффективности, существует значительная неопределенность в отношении того, достаточно ли хорошо разработаны методы для использования анализа эффективности деятельности бюджетного учреждения в сфере здравоохранения. Во-первых, термин «эффективность» используется различными заинтересованными сторонами для обозначения различных конструкций. Во-вторых, мало что известно о диапазоне методов, которые существуют для измерения эффективности.
Для определения эффективности деятельности бюджетного учреждения в сфере здравоохранения определяют исходные данные, которые используются для получения измеряемых результатов, представляющих интерес. Затраты могут быть измерены в количествах по типу (например, часы ухода, койко-дни и дневной запас лекарств) или они могут быть монетизированы (реальные или стандартизированные средства, назначенные каждой единице). Мы называем их, соответственно, физическими затратами или финансовыми затратами. Способ измерения входных данных может повлиять на способ использования результатов. Показатели эффективности, учитывающие физические затраты, помогают ответить на вопросы о том, можно ли оказывать услуги быстрее, с меньшим количеством людей, затрачивая меньше времени или расходуя меньше ресурсов. Показатели эффективности, использующие финансовые затраты, помогают ответить на вопросы о том, можно ли оказывать услуги с меньшими затратами - можно ли снизить общую стоимость рабочей силы, материалов и другого капитала за счет более эффективного использования или замены менее дорогостоящих ресурсов.
Оценка эффективности систем здравоохранения регионов Российской Федерации (федеральных округов) проводится с использованием метода Minmax на основе данных, имеющихся в Единой межведомственной статистической информационной системе. Нужно проанализировать четыре группы компонентов (наличие ресурсов; использование ресурсов; доступ к ресурсам и медицинская эффективность), разложенные на 17 пунктов.
Доступность ресурсов измеряется по четырем показателям, включая обеспечение врачами, медсестрами, больничными койками; учреждениями, оказывающими медицинскую помощь населению.
Использование ресурсов измеряется по семи показателям: среднее пребывание в стационаре, дней; средняя заполняемость коек, дней; количество операций на 1 врача-хирурга; стоимость единицы объема медицинской помощи: в амбулаторных условиях, дневных стационарах, стационарной и неотложной помощи.
Доступ к ресурсам измерялся по трем показателям: удовлетворенность населения медицинским обслуживанием; пропускная способность амбулаторий; среднее число посещений медицинского учреждения.
Эффективность лечения измеряется по трем показателям: заболеваемость с «первым в истории диагнозом злокачественности»; ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет; количество дней временной нетрудоспособности.
Изучение динамики компонентов и индексов позволяет указать на разнонаправленное влияние на региональную систему здравоохранения. В некоторых федеральных округах (например, Северо-Кавказский) эффективность снижается из-за доступности ресурсов, в других (Южный, Северокавказский) - из-за использования ресурсов, в других (Дальневосточный, Уральский) - из-за доступа к ресурсам. Установлено, что эффективность систем здравоохранения федеральных округов существенно различается.
Деятельность медицинских организаций предполагает обработку и анализ больших объемов информации для решения диагностических и лечебных задач и управленческих проблем. Эффективное решение, связанное со сбором, обработкой и хранением медицинской информации, практическим управлением информационными потоками, краткосрочным и долгосрочным планированием, экономическим, статистическим и финансовым анализом, требует использования специальных инструментов.
Использование инструментов повысит не только эффективность отдельной организации, но и качество обслуживания пациентов в целом. Материалом исследования является первичная медицинская информация, хранящаяся на Microsoft SQL Server. Обработка информации осуществляется на основе экономико-математических методов и приемов математической статистики и теории принятия решений. Предлагается использовать такие инструменты, как автоматизированная система управления затратами на медицинские услуги и рабочее место экономиста здравоохранения. Дальнейшая обработка осуществляется в Microsoft Excel с использованием сводных таблиц и макросов. Статистический пакет Statgraphics используется для анализа эффективности группы медицинских организаций.
Заключение
Методики анализа доходов, расходов и финансовых результатов деятельности бюджетных учреждений здравоохранения должны актуализироваться в связи с изменением государственного регулирования и финансирования их деятельности, степени открытости данных об учреждениях, формата их представления, изменений внешней среды, в особенности текущей пандемии COVID-19 и других значимых факторов.
В настоящей работе предложен методический подход к проведению такого анализа на основе современного формата бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения.
Оценка эффективности регионального здравоохранения, проведенная методом Minmax на основе исследования динамики семнадцати показателей, характеризующих компоненты наличия, использования, доступности ресурсов и медицинской эффективности, в период активного реформирования здравоохранения и оптимизации ресурсов указывает на разнонаправленность и неоднозначность их влияния на региональное здравоохранение.