Особенности государственного финансового контроля в Российской Федерации в современных условиях
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)
Особенности государственного финансового контроля в Российской Федерации в современных условиях
В современных политических и экономических условиях, сложно недооценить роль финансового контроля как финансовой и правовой составляющей современного общества. Тем не менее, в главном законодательном акте, регламентирующем финансовую деятельность в России (Бюджетный кодексе РФ [1]), нет четкого определения данной категории.
Следует отметить, что отсутствие законодательно установленного определения понятия «финансовый контроль» порождает множество возможных трактовок и определений, зачастую не совпадающих или частично противоречащих друг другу.
Правовая основа любого вида контроля зависит от характера общественных отношений, которые сложились в определенной сфере государственного управления. Финансовый контроль понимается как вид финансовой деятельности государства, который включает в себя функции, действующие в различных сферах [3]. Финансовый контроль составляет каждую из них. Это закономерно, потому что финансы несут в себе не только распределительную функцию, но и контрольную.
Государственный контроль реализуется при помощи исполнительной власти, а также федеральными органами власти, в число которых входят и некоторые компетентные лица. Для того, чтобы государственный финансовый контроль развивался, важную роль занимает указ Президента, направленный на обеспечение государственного контроля [4, с. 201]. Этот вид контроля осуществляется с целью проверки целесообразности использования средств государства, а также имеет главной своей целью предотвращение нарушения дисциплины в области финансов.
Контроль реализуется также над использованием разных внебюджетных фондов и денежным обращением, также проверяется состояние внешнего и внутреннего долга и государственных резервов. В систему финансового контроля входит счетная плата РФ, Центробанк РФ, а также Министерство финансов РФ и т. д. Помимо этого, есть еще и другие органы, занимающиеся реализацией контроля над движением денежных потоков. Крайне важным и необходимым для осуществления являются соответствующие органы ревизии. Она должна проводиться минимум один раз в год.
Также осуществляются и тематические проверки прихода денежных средств в организациях и в большом количестве компаний, пользующихся средствами государственного бюджета.
Государственный финансовый контроль - это деятельность субъектов по осуществлению взаимосвязанных методов проверок по распределению и эффективному использованию денежных фондов государства [2].
Государственный финансовый контроль в полной мере распространяется как на государственный сектор экономики, так и на субъектов предпринимательской деятельности различных форм собственности и выражается в проведении проверок соблюдения, прежде всего, бюджетного законодательства, в частности, целевого использования бюджетных ассигнований [6].
Государственный финансовый контроль имеет важное значение в системе управления государственными финансами. Его организация и проведение позволяет повысить как непосредственно финансовый контроль, так и ответственность за неэффективное использование федеральных и иных ресурсов.
В целях повышения государственного финансового контроля важно достижение согласованности при осуществлении в органах государственного финансового контроля, региональных контрольно-счетных органах и Счетной палаты Российской Федерации, чтобы исключить замкнутость финансового контроля, его обособленности.
Исследование показало, что на современном этапе в России уделяется особое внимание вопросам совершенствования взаимодействия государственного и независимого (аудиторского) финансового контроля, поскольку, потери бюджета вследствие несоблюдения финансовой, бюджетной и налоговой дисциплины не только не сокращаются, а имеют устойчивый вектор роста [5].
В связи с чем представляется целесообразным принятие в России единой концепции государственного финансового контроля, которая подразумевает, прежде всего, установление единых правовых основ для осуществления взаимодействия государственного и независимого (аудиторского) финансового контроля, при этом определив систему органов контроля и механизм их взаимодействия.
Государство накапливает, распределяет и использует денежные средства для финансирования своих потребностей. Эффективная реализация задач и функций государства зависит от финансового контроля над финансовой деятельностью его органов.