Статья:

Уголовно-правовая характеристика коррупции в органах государственной власти

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(109)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Тимерханова Ю.О. Уголовно-правовая характеристика коррупции в органах государственной власти // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 16(109). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/109/70088 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Уголовно-правовая характеристика коррупции в органах государственной власти

Тимерханова Юлия Олеговна
магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации РФ, г. Екатеринбург

 

Коррупция проникла во властные институции, привлекла в свои сети немало политических и общественных деятелей и значительную часть государственных служащих. Ее негативное влияние на становление гражданского общества в Российской Федерации становится все более ощутимым и сегодня создает реальную угрозу национальной безопасности страны [4,с.179].

В правовой науке, при характеристике уголовно-правовой системы России отмечается, что «… общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления, являются одними из наиболее урегулированных, в силу своей повышенной значимости» [6,с.36], а поэтому «Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс», т.е. только в Уголовном кодексе Российской Федерации определяются общественно опасные и противоправные деяния как преступления, в том числе и коррупционные преступления.

Как следует из понятия коррупции, законодатель выделяет ее признаки и указывает конкретные виды преступлений (злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и др.) и тем самым отсылает к отдельным составам преступлений, предусмотренным в УК РФ [1], а именно: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ) и т.д.

В указании Генпрокуратуры России № 797/11 и МВД России № 2 от 13.12.2016 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» дается перечень № 23 «Преступления коррупционной направленности», в котором используется термин «преступления коррупционной направленности» [3]. Согласно перечню № 23  к преступлениям коррупционной направленности относятся следующие ст. УК РФ: ст. 285, 201, 141.1, 184, п. «б» ч. 3 ст. 188, ст. 204, 204.1, 204.2, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. 289, 290, 291, 291.1, 291.2 и другие статьи УК РФ при определенных условиях. По общему правилу, коррупция и коррупционные преступления соотносятся между собой как целое и ее часть.

В настоящее время коррупция уже адаптировалась к современнымреалиям, может взаимодействовать и легко функционировать в целях получения выгоды, прибыли, оправдывая собственное существование, как некоторая «болезнь».  Система действующих органов государственной власти давно и отчетливо налажена, и на ее фоне вышеуказанная «болезнь» вполне прорисовывается. Также необходимо отметить тот факт, что коррупция оказывает губительное воздействие на законную деятельность органов государственной власти [5,с.96], подрывая их авторитет. Но, как уже указывалось, при этом не только страдает авторитет власти, но и подменяются принципы легитимности стабильности власти, нарушается народное единство, доверие к власти, а также социально-экономическое развитие государства в целом затрудняется.

Обладающее полномочиями власти лицо имеет легкую возможность совершать разнообразные правонарушения, используя свое служебное положение, данные правонарушения не могут быть совершены частным лицом.

Коррупция имеет негативное влияние как на развитие экономики, так и на социальную сферу в целом, ставя под вопрос работу органов государственной власти и управления.

Предупреждение и пресечение коррупции – это национальная проблема. В деле ее пресечения и противодействия, должны быть задействованы все отрасли права, общество, и индивидуально каждый человек.

В настоящее время нужно, чтобы и госслужащие, и муниципальные работники, грамотно применяли свои права и обязанности, соблюдали правила служебного поведения, а их деятельность и поведение при этом строго оценивалась с антикоррупционной точки зрения, как при трудоустройстве, так и в процессе реализации своих должностных обязанностей.

Для того чтобы повернуть ситуацию в нужное русло, создать поколение честных, порядочных и дисциплинированных служащих, необходимо провести организационные мероприятия, касающиеся:

– алгоритма отбора кандидатов на госслужбу;

– достойной и прозрачной зарплаты;

– режима открытости и прозрачности в деятельности госслужащих;

– контроля за деятельностью государственных и муниципальных служащих.

Усовершенствование деятельности всех заинтересованных сторон в постоянной борьбе с коррупцией должно включать в себя комплексмероприятий: политические, правовые,финансовые и технические,организационные. Они должны обеспечить запуск необходимых механизмов, являющихся предпосылками кардинальных изменений в борьбе с коррупцией и способных привести к реализации противодействия масштабных проявлений коррупции. Конечно, победить коррупцию, истребить ее в корне невозможно еще на протяжении многих и многих лет, но если народ увидит настрой государства на беспощадную борьбу с коррупционерами, на реальные действенные меры по ее снижению, то доверие к власти на всех ее уровнях будет повышаться.

Но для результативной работы по минимизации явления коррупции этого слишком мало. Нужна политическая воля руководителей совершено различных уровней государственной власти для организации борьбы с коррупцией на мировом уровне. Очень большое значение имеет то, чтобы эта политическая воля не была результатом тех или иных политических разборок, а преследовала интересы защиты закона и граждан.

Совершенствованием федерального законодательства в области противодействия коррупции может стать изменение уголовно-правовых норм об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности и их дополнение такими объективными признаками, которые указывают на способ совершения экономического преступления, а именно обман или злоупотребление доверием. Таким образом, можно будет избежать ошибочности при квалификации экономических преступлений и усилить эффективность уголовно-правовых норм.

Для усиления ответственности за преступления коррупционного характера актуальным станет введение в экономические составы дополнительных признаков, указывающих на их коррупционность. Такие признаки могут быть связаны с подкупом, вымогательством взятки, злоупотреблением своими полномочиями и другими понятиями коррупционного свойства.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // СЗ РФ. 1996 г. № 67.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О противодействии коррупции»// СЗ РФ. 2008 г. № 52. Ст. 6228.
3. Указание Генпрокуратуры России N 797/11, МВД России N 2 от 13.12.2016 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». Электронный ресурс - http://www.consultant.ru/
4. Жадан В. Н. Проблемы криминологической характеристики преступности несовершеннолетних в России // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6. – № 1 (18). – С. 179-182.
5. Мельников Э. Б. Ювенальная юстиция // Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. - М: Дело. 2018. С. 96.
6. Широгоров А.В. Боремся с коррупцией законно// Власть и мы. 2019. №10. С. 36-39.