Проблемные аспекты уголовно-правового противодействия коррупции
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(109)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(109)
Проблемные аспекты уголовно-правового противодействия коррупции
На сегодняшний день основной деятельностью правоохранительных органов является противодействие коррупции и взяточничества. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" [4] дается оценка негативного воздействия рассматриваемого преступления на функционирование и совершенствование общества и государства, а также провозглашается позиция о том, что коррупция является предпосылкой образования бюджетного дефицита страны, который препятствует экономическому росту и снижает эффективность рынка России.
Вместе с тем коррупционные связи могут складываться между различными субъектами гражданско-правовых отношений в целях получения незаконной имущественной и иной выгоды. Объект коррупционных связей включает в себя две составляющих формы:
- имущественный и неимущественный характер выгоды;
- злоупотребление служебными полномочиями.
Сущность данных коррупционных связей заключается в том, что субъект преступления, пренебрегая нормами права и используя свое должностное положение, извлекает имущественную или иную неимущественную выгоду в своих либо в чужих интересах.
В сложившихся условиях уголовное право призвано влиять на преступления коррупционной направленности и предотвращать их дальнейшее появление. Уголовное право является эффективным инструментом разрешения рассматриваемой проблемы, нежели использование иных социальных институтов, поскольку вменяет правонарушителю соответствующие санкции за совершение уголовно наказуемого деяния. В этом состоит главное отличие уголовного права от иных отраслей права.
Уголовно-правовая характеристика коррупции и взяточничества выражается в анализе непосредственно самого коррупционного преступления.
Советский, российский ученый-правовед Наумов Анатолий в своих научных исследованиях приводит нижеупомянутые коррупционные составы преступлений: ст. 170, ст. 174, ст. 184, ст. 201, ст. 202, ст. 204, ст. 285, ст. 290, ст. 291, ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации[1]. Советский, российский ученый криминолог Долгова Азалия в своих научных трудах, посвященных анализу составов коррупционных преступлений, акцентирует внимание на механизмах сделки и ссылается на следующие составы: ст. 184, ст. 204, ст. 290, ст. 291, ст. 309 УК РФ. Советский, российский ученый-механик Владимир Лунев рассматривает следующие коррупционные составы: ст. 160, ст. 168, ст. 170, ст. 176, ст. 196, ст. 197, ст. 204, ст. 285, ст. 286, ст. 289, ст. 290, ст. 291, ст. 292, ст. 303, ст. 305 УК РФ.
Следовательно, составы коррупционных преступлений бывают совершенно разнообразные, их перечень значительно широк. Все эти составы объединяет то, что коррупционеры, злоупотребляя своими должностными полномочиями, добиваются извлечение той или иной материальной выгоды. Среди таких составов следует выделить ст. 204, ст. 290, ст. 291 УК РФ.
Наряду с этим указанное выше ППВС РФ № 24 к преступлениям коррупционной направленности относит следующие составы: ст. 159, ст. 160, ст. 292, ст. 304 УК РФ.
В настоящее время профилактика и противодействие коррупции осуществляется путем внесения соответствующих изменений в ряд статей УК РФ. В тоже время, изучая концепцию принятых изменений, целесообразно изложить несколько иной аспект. Законодатель внес изменения в ст. 204, ст. 290 и ст. 291 УК РФ, предоставив субъекту преступления альтернативу лишению свободы, а именно штраф. На сегодняшний день лишение свободы является самой крайней мерой ответственности, а штраф - более мягкий вид наказания. Однако ч. 1 ст. 60 УК РФ предусматривает справедливость наказания, исходя из морально-этических норм. Соответственно, штраф может быть назначен судьей, если у субъекта преступления есть имущество надлежащей стоимости, если такого имущества не имеется, то к осужденному применяется санкция в виде лишения свободы. Тем не менее судья также вправе за совершение преступлений коррупционной направленности назначить лицу условное осуждение.
Федеральным законом "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции"[2] от 04.05.2011 N 97-ФЗв УК РФ была введена новая ст. 291.1, положительно повлиявшая на коррупционную составляющую. Тем не менее лицо привлекается к ответственности по ст. 291.1 УК РФ только при условии, если размер взятки превышает двадцать пять тысяч рублей, а также примечание к данной статье гласит о том, что, если обвиняемый активно сотрудничал со следствием, он может быть освобожден от уголовной ответственности. Рассматриваемые позиции оставляют наибольший интерес и остаются дискуссионными. В. Борков в своих научных исследованиях считает, что указанное примечание к ст. 291.1 УК РФ может привести к тому, что лица будут злоупотреблять предоставленным правом, оказывая содействие следствию и будут освобождены от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 291.1 УК РФ.
Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.11.2012 N 207-ФЗ [3] определил специальные нормы мошенничества. По тем составам, по которым можно было привлечь виновное лицо к ответственности за совершение преступления коррупционной направленности, существенно были смягчены санкции.
Доктор юридических наук, профессор Виктор Лунеев считает, что УК РФ должен содержать разнообразные формы и виды социально опасной и реальной коррупционной деятельности, которая охватывает все сферы общественной жизни и затрагивает важные социальные институты.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что эффективному использованию уголовного законодательства в борьбе с коррупцией препятствуют следующие негативные аспекты:
Во-первых, постоянные изменения, которые вносятся в уголовный кодекс Российской Федерации, имеют неопределенный характер. Одна часть направлена на ужесточение наказания, другая часть направлена на смягчение санкций за определенные виды преступлений;
Во-вторых, все органы, используют в качестве предотвращения коррупции только уголовное законодательство, тогда как там не закрепляемы четкие критерии и перечень коррупционных преступлений;
В-третьих, большинство форм и видов социальной опасности коррупции не криминализированы и не определены в полной мере;
В-четвертых, при написании и принятии законопроекта не учитываются рекомендации ученых, которые заняты в области противодействии коррупции. Например, многие ученые уверенны, что не стоит снижать пределы санкций, так как это пошатнет системность уголовного закона, что повлечет нарушение принципа справедливости.