Коррупция в органах государственной власти
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(109)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(109)
Коррупция в органах государственной власти
Общепризнано, что одной из актуальных проблем для многих стран мира является коррупция в органах государственной власти и экономической деятельности. При этом влияние коррупции в этих странах настолько возросло и продолжает усиливаться, что в ряде случаев оно достигает угрожающих размеров и сопоставимо со значительной частью государственного бюджета стран. Для Российской Федерации влияние коррупции в государственном управлении и экономической деятельности представляет значительную опасность, а поэтому противодействие коррупции является одной из актуальных проблем
Именно в России, коррупция приобрела глобальный характер, представляя серьезную опасность обществу и государству в целом. Постоянные скандалы по поводу коррупции в высших эталонах власти раздражают общество. По рейтингу коррумпированных чиновников и политиков, Россия находится в десятке самых неблагополучных стран мира, наряду с такими странами как Венесуэла, Камерун, Индия и Индонезия.
Особая опасность коррупции выражается в тесной связи с организованной преступностью, которая при помощи должностных лиц получила возможность получать и использовать льготные кредиты, отмывать через банки преступные деньги, которые вывозить за рубеж, что составляет серьезную угрозу обществу и государству [5,с.75].
В качестве объекта коррупционного преступления, например, могут быть государственные интересы или же интересы муниципальной службы; отношения в обществе, которые призваны обеспечивать нормальную работу власти в стране.
В преступных деяниях, которые предусмотрены статьями 285, 285.1, 285.2 и 292 УК РФ[1] – общественные отношения в плане обязанности чиновников, прочих публичных лиц осуществлять собственную профессиональную активность исключительно в интересах службы;
По преступлениям, которые предусматриваются ст. 286, ст. 288, 293 УК РФ – в плане обязанности должностных лиц, прочих публичных служащих заниматься профессиональной деятельностью строго, компетентно на основании закона; в преступлениях, которые определены статьями 289-291 УК РФ – отношения общественного характера, которые обеспечивают реализацию принципа бюджетного финансирования служебной деятельности должностных лиц, а также публичных служащих;
В преступлении, которое определено статьей 287 УК РФ происходит нарушение общественных отношений, которые обеспечивают реализацию конституционного принципа, то есть разделение властей.
В качестве объективной стороны по любому правонарушению коррупционного характера, выступает получение чиновником через посредника или лично взятки; всякое применение доверенных властных полномочий или вверенных прав для того, чтобы лично обогатиться за действия или бездействия в пользу иного лица, если данного рода действия (бездействия) являются частью служебных полномочий чиновника; или если в виду должностного положения он может им способствовать [3,с.30].
Субъективная сторона коррупционных правонарушений характеризуется прямым умыслом. Так, должностное лицо осознает общественную опасность и противоправность совершаемого им действия или бездействия, и желает его совершить. Субъектом коррупционных преступлений являются лица, которые наделяются признаками специального субъекта.
При этом в качестве специального субъекта предполагаются лица, использующие свое служебное положение, как должностные лица, так и иные лица (государственные и муниципальные служащие, другие лица постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции) в соответствии с обязанностями по службе и согласно конкретным нормативно-правовым предписаниям
К материальным составам относятся следующие виды коррупционных преступлений: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ); превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ч. 1 ст. 203 УК РФ), мошенничество (ст. 159 ч. 3 УК РФ), присвоение или растрата (часть 3 статьи 160 УК РФ).
К формальным составам, в свою очередь, относятся такие коррупционные преступления, как незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ); провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ); подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика (ч. 1 ст. 309 УК РФ) и т.д.
Объективная сторона коррупционных преступлений выражается, как правило, в действиях, т. е. активным способом.
Уголовная политика должна выработать правовой инструментарий для противодействия коррупционной преступности, создать эффективный механизм возвращения доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
С этой целью необходим комплекс мер необходимых для противодействия коррупции:
– выработать антикоррупционные общественные программы, информирование населения об их выполнении;
– введение «общественного контроля» за коррупционными проявлениями в органах власти и информировании их проявлении правоохранительные органы с обязательной регистрации и принятием решения по существу;
– публичная ответственность и подотчетность всех должностных лиц.
В вопросе противодействия коррупции, в частности, ее составляющей - борьбы с коррупцией, особым объектом пристального внимания должно быть соотношение и взаимосвязь коррупции и теневой экономики [4].
Последняя, находясь вне правового поля, является благодатной почвой для роста устойчивого спроса на коррупционные услуги, порождая необходимое ей количество чиновников, воспользовавшихся предлагаемыми условиями.
Правильным в борьбе с коррупцией видится комплексный, системный подход, включающий антикоррупционные меры, эффективность которых адресована и против теневого сектора, что позволит если не устранить, то хотя бы минимизировать коррупционные риски, препятствовать институционализации коррупции и расширению коррупционных практик.
Антикоррупционный инструментарий будет действенным и эффективным только при условии нацеленности антикоррупционной политики на результат, исключающий появление новых форм коррупционного поведения, направленный на превенцию предпосылок возникновения коррупционных правонарушений.
Итак, мы видим, что пути решения проблемы коррупции в нашей стране, могут иметь лишь системный подход. На протяжении всей истории коррупция – это проблема современного общества, которую очень сложно искоренить совсем. Уже на подсознательном уровне граждане считают, что можно любой вопрос решить с помощью денег, а не профессиональные сотрудники или госслужащие только лишь подвергаются этому.
Коррупция является одной из серьезных проблем, с которыми мы столкнулись. Реформы направлены на ощутимое снижение коррупции. К сожалению, административные меры, а также меры наказания не дают желаемого эффекта. Они имеют временное воздействие, так как проходит время, и приходят другие люди. И вновь это повторяется.