Статья:

Коррупция в органах государственной власти

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(109)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Тимерханова Ю.О. Коррупция в органах государственной власти // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 16(109). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/109/70094 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Коррупция в органах государственной власти

Тимерханова Юлия Олеговна
магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, РФ, г. Екатеринбург

 

Общепризнано, что одной из актуальных проблем для многих стран мира является коррупция в органах государственной власти и экономической деятельности. При этом влияние коррупции в этих странах настолько возросло и продолжает усиливаться, что в ряде случаев оно достигает угрожающих размеров и сопоставимо со значительной частью государственного бюджета стран. Для Российской Федерации влияние коррупции в государственном управлении и экономической деятельности представляет значительную опасность, а поэтому противодействие коррупции является одной из актуальных проблем

Именно в России, коррупция приобрела глобальный характер, представляя серьезную опасность обществу и государству в целом. Постоянные скандалы по поводу коррупции в высших эталонах власти раздражают общество. По рейтингу коррумпированных чиновников и политиков, Россия находится в десятке самых неблагополучных стран мира, наряду с такими странами как Венесуэла, Камерун, Индия и Индонезия.

Особая опасность коррупции выражается в тесной связи с организованной преступностью, которая при помощи должностных лиц получила возможность получать и использовать льготные кредиты, отмывать через банки преступные деньги, которые вывозить за рубеж, что составляет серьезную угрозу обществу и государству [5,с.75].

В качестве объекта коррупционного преступления, например, могут быть государственные интересы или же интересы муниципальной службы; отношения в обществе, которые призваны обеспечивать нормальную работу власти в стране.

В преступных деяниях, которые предусмотрены статьями 285, 285.1, 285.2 и 292 УК РФ[1] – общественные отношения в плане обязанности чиновников, прочих публичных лиц осуществлять собственную профессиональную активность исключительно в интересах службы;

По преступлениям, которые предусматриваются ст. 286, ст. 288, 293 УК РФ – в плане обязанности должностных лиц, прочих публичных служащих заниматься профессиональной деятельностью строго, компетентно на основании закона; в преступлениях, которые определены статьями 289-291 УК РФ – отношения общественного характера, которые обеспечивают реализацию принципа бюджетного финансирования служебной деятельности должностных лиц, а также публичных служащих;

В преступлении, которое определено статьей 287 УК РФ происходит нарушение общественных отношений, которые обеспечивают реализацию конституционного принципа, то есть разделение властей.

В качестве объективной стороны по любому правонарушению коррупционного характера, выступает получение чиновником через посредника или лично взятки; всякое применение доверенных властных полномочий или вверенных прав для того, чтобы лично обогатиться за действия или бездействия в пользу иного лица, если данного рода действия (бездействия) являются частью служебных полномочий чиновника; или если в виду должностного положения он может им способствовать [3,с.30].

Субъективная сторона коррупционных правонарушений характеризуется прямым умыслом. Так, должностное лицо осознает общественную опасность и противоправность совершаемого им действия или бездействия, и желает его совершить. Субъектом коррупционных преступлений являются лица, которые наделяются признаками специального субъекта.

При этом в качестве специального субъекта предполагаются лица, использующие свое служебное положение, как должностные лица, так и иные лица (государственные и муниципальные служащие, другие лица постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции) в соответствии с обязанностями по службе и согласно конкретным нормативно-правовым предписаниям

К материальным составам относятся следующие виды коррупционных преступлений: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ); злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 УК РФ); превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ч. 1 ст. 203 УК РФ), мошенничество (ст. 159 ч. 3 УК РФ), присвоение или растрата (часть 3 статьи 160 УК РФ).

К формальным составам, в свою очередь, относятся такие коррупционные преступления, как незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ); провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ); подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика (ч. 1 ст. 309 УК РФ) и т.д.

Объективная сторона коррупционных преступлений выражается, как правило, в действиях, т. е. активным способом.

Уголовная политика должна выработать правовой инструментарий для противодействия коррупционной преступности, создать эффективный механизм возвращения доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления.

С этой целью необходим комплекс мер необходимых для противодействия коррупции:

– выработать антикоррупционные общественные программы, информирование населения об их выполнении;

– введение «общественного контроля» за коррупционными проявлениями в органах власти и информировании их проявлении правоохранительные органы с обязательной регистрации и принятием решения по существу;

– публичная ответственность и подотчетность всех должностных лиц.
В вопросе противодействия коррупции, в частности, ее составляющей - борьбы с коррупцией, особым объектом пристального внимания должно быть соотношение и взаимосвязь коррупции и теневой экономики [4].

Последняя, находясь вне правового поля, является благодатной почвой для роста устойчивого спроса на коррупционные услуги, порождая необходимое ей количество чиновников, воспользовавшихся предлагаемыми условиями.

Правильным в борьбе с коррупцией видится комплексный, системный подход, включающий антикоррупционные меры, эффективность которых адресована и против теневого сектора, что позволит если не устранить, то хотя бы минимизировать коррупционные риски, препятствовать институционализации коррупции и расширению коррупционных практик.

Антикоррупционный инструментарий будет действенным и эффективным только при условии нацеленности антикоррупционной политики на результат, исключающий появление новых форм коррупционного поведения, направленный на превенцию предпосылок возникновения коррупционных правонарушений.

Итак, мы видим, что пути решения проблемы коррупции в нашей стране, могут иметь лишь системный подход. На протяжении всей истории коррупция – это проблема современного общества, которую очень сложно искоренить совсем. Уже на подсознательном уровне граждане считают, что можно любой вопрос решить с помощью денег, а не профессиональные сотрудники или госслужащие только лишь подвергаются этому.

Коррупция является одной из серьезных проблем, с которыми мы столкнулись. Реформы направлены на ощутимое снижение коррупции. К сожалению, административные меры, а также меры наказания не дают желаемого эффекта. Они имеют временное воздействие, так как проходит время, и приходят другие люди. И вновь это повторяется.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // СЗ РФ. 1996 г. № 67.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О противодействии коррупции»// СЗ РФ. 2008 г. № 52. Ст. 6228.
3. Бирюков В. Г. О совершенствовании противодействия коррупции в свете Национального плана противодействия коррупции на 2018-2019 годы //Ростовский научный журнал. 2018. Т. 5. №. 8. С. 30-38.
4. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 22.04.2020).
5. Созонова, В. С. Коррупция в органах государственной власти / В. С. Созонова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 75-77.