Статья:

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(282)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Мусиенко Д.Д., Петров И.В. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 15(282). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/282/147225 (дата обращения: 01.05.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Мусиенко Дарья Денисовна
студент Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, РФ, г. Краснодар
Петров Игорь Валентинович
д-р экон. наук, профессор, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, РФ, г. Краснодар

 

Аннотация. Рассматриваются современные проблемы оборото-способности природных ресурсов. Природные ресурсы – это не только часть окружающей среды, но и имущество особого рода. Вовлечение природных ресурсов в гражданский оборот должно содействовать устойчивому развитию в экологической сфере.

 

Ключевые слова: экологическая безопасность, природный объект, природный ресурс, устойчивое развитие, государственное регулирование.

 

Цель данного исследования – рассмотреть современные проблемы оборото-способности природных ресурсов.

Для достижения поставленных целей использовались различные методы исследования, включая обзор литературы и изучение мнений специалистов в области использования природных ресурсов.

Объектом исследования являются природные ресурсы.

Предметом исследования является использование природных ресурсов.

Охрана права собственности на природные ресурсы играет ключевую роль в обеспечении экологической и экономической безопасности в России [4]. Однако существуют определенные трудности в толковании и применении норм законодательства, которые препятствуют законному осуществлению прав собственности и способствуют увеличению экологических преступлений.

Природные ресурсы, такие как земля и другие, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ст. 129.3 ГК РФ). Поэтому использование права собственности на природные ресурсы (земельные участки, недра, леса, вода, животный мир) имеет свои особенности.

Проблема принадлежности прав на природные ресурсы имеет долгую историю. На протяжении многих лет в России природные ресурсы находились в государственной собственности. Однако с развитием принципов рыночной экономики догматические положения о государственной собственности ушли на второй план [7]. В начале 90-х годов возник спор относительно прав государства на свои природные ресурсы и их использование в частных целях.

Приобретение прав на природные ресурсы является сложным и противоречивым процессом. Для лучшего понимания этой проблемы необходимо осознать особенности природного ресурса как объекта права собственности.

Природные ресурсы включают в себя компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты. (ФЗ №7, ст. 1) В законодательстве определение природных ресурсов всегда различают на природные объекты и ресурсы, используемые человеком для различных целей. При этом в первую очередь рассматриваются объекты природы, а ресурсы - во вторую.

Чаще всего природопользователь не является собственником ресурсов, а имеет право использовать их в соответствии с целями, предусмотренными законом или соответствующими документами. Однако если природопользователь не является правообладателем, ему необходимо получить ресурс от собственника или уполномоченного лица.

Например, в лесном кодексе РФ определено, что лесные участки могут быть предоставлены на различных условиях - постоянного пользования, аренды или в безвозмездное срочное пользование. Важно отметить, что лес рассматривается как экологическая система и природный ресурс, а лесные участки - как часть леса, доступная для использования.

Согласно гражданскому законодательству, земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, являются недвижимым имуществом. Почти все природные ресурсы могут рассматриваться как недвижимость с особыми свойствами, влияющими в том числе и на состояние экономической безопасности страны [5].

Оборот указанных объектов регулируется гражданским, экологическим и земельным законодательством. Земельный кодекс РФ устанавливает, что нормы земельного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать земельному кодексу. Имущественные отношения касательно владения, пользования и распоряжения земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено иными законами.

Хотя действующий закон о недрах не включает имущественные отношения в его юрисдикцию, они все же попадают под его влияние. В соответствии со ст. 1.2, недра находятся в государственной собственности, и участки недр не могут быть переданы путем продажи, дарения или отчуждаться в иной форме.

Согласно действующему гражданскому законодательству, участки недр могут быть отнесены к особой недвижимости, регулируемой экологическим законодательством. Вещи, не признанные недвижимостью, считаются движимым имуществом. Природные ресурсы, такие как объекты животного мира и водные биологические ресурсы, считаются движимыми объектами и могут рассматриваться как имущество.

Атмосферный воздух не является объектом права собственности, а представляет собой глобальную экологическую систему, под защитой международного законодательства. Вопрос о необходимости заключения договора аренды земельного участка для эксплуатации санитарно-защитных зон остается открытым [1].

Земля имеет приоритетное значение перед использованием как объект недвижимости, использование и охрана земли регулируются как частным, так и публичным правом. Право собственности может возникнуть лишь на индивидуализированный объект, а земля рассматривается как природный объект и ресурс, используемый для удовлетворения потребностей человека.

Земля в юридическом смысле включает в себя почву, которая является верхним слоем земли, используемую в сельском хозяйстве. Использование земель определяется зонированием территорий, а любое пользование землей должно соответствовать ее целевому назначению.

Водный Кодекс РФ утвердил презумпцию федерального права собственности на водные объекты. Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, не могут быть переданы в собственность муниципальным образованиям, гражданам или юридическим лицам. Пруды и обводненные карьеры, расположенные на земельных участках, принадлежащих субъектам федерации, муниципальным образованиям, физическим или юридическим лицам, также находятся в их собственности, если иное не установлено законодательством.

Если закон четко определяет форму федеральной собственности в первом случае, то отношение к прудам и обводненным карьерам остается неясным и не проработанным с правовой точки зрения. Определение права собственности на эти объекты требует разграничения государственной собственности на землю. Поэтому права на пруды и карьеры, как правило, устанавливаются законом, но не регистрируются. Продажа прудов и карьеров регулируется статьей 8 пункта 4 Водного Кодекса РФ, а также гражданским и земельным законодательством.

Нельзя отчуждать такие водные объекты без отчуждения земельных участков, где они находятся. Эти участки не могут быть разделены при разделе пруда или карьера. Пруды и обводненные карьеры следуют судьбе земельного участка и не могут быть разделены на части.

Лесное законодательство Российской Федерации включает Лесной Кодекс и другие нормативные акты. Вопросы владения, пользования и распоряжения лесными участками регулируются Конституцией РФ, Лесным Кодексом, гражданским и земельным законодательством. Лесным объектом могут быть лесные насаждения и участки [2].

Лесным участком является земельный участок, площадь которого определяется по лесным кварталам и лесотаксационным выделам. Лесной участок должен быть оформлен как объект права с кадастровым учетом. Право собственности на лесные насаждения возникает у собственника земельного участка, исходя из принципа единой судьбы земли и леса. Лесные насаждения рассматриваются как имущество, тесно связанное с земельным участком. Государственная, муниципальная и частная собственность могут также иметь право на лесные объекты.

Лесной участок считается недвижимостью и подлежит государственному кадастровому учету.

Законодательство об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и объектах основано на Конституции РФ и находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Имущественные отношения в области использования и охраны ООПТ регулируются гражданским законодательством. Законом РФ в субъектах РФ могут быть установлены различные виды, категории ООПТ и статус находящихся на них природоохранных учреждений [3].

Особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты из хозяйственного использования решениями органов государственной власти полностью или частично и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Особо охраняемые природные территории могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В пределах ООПТ могут возникать права третьих лиц на землю и иные природные ресурсы [6]. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

В заключение мы можем сказать, что природные ресурсы и природные объекты могут являться объектами гражданских прав, имуществом особого рода. Конституционные основы защиты естественных (традиционных) прав населения на пользование жизненно необходимыми объектами могут создавать особые запреты и ограничения в приобретении права собственности. Ресурсы, обеспечивающие национальную и международную безопасность, могут находиться только в федеральной или государственной собственности, могут быть изъяты из оборота. Такой механизм позволяет государству обеспечивать право граждан на благоприятную окружающую среду.

Тем не менее существуют проблемы реализации естественных прав граждан на пользование окружающей средой, и сама возможность частной собственности на водные объекты, лесные участки существенно затрудняет реализацию права гражданина на жизнеобеспеченность.

 

Список литературы:
1. Бондаренко Н.Л., Халецкая Т.М. Институт права собственности на природные ресурсы в законодательстве стран ЕАЭС // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-prava-sobstvennosti-na-prirodnye-resursy-v-zakonodatelstve-stran-eaes.
2. Бринчук М.М. Содержание права собственности на природные ресурсы // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-prava-sobstvennosti-na-prirodnye-resursy-1.
3. Васильева С.В., Иванов А.М., Купченко К.В., Лазаренко О.Н., Федоскин Н.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений собственности на природные ресурсы // Юридическая наука. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovoe-regulirovanie-otnosheniy-sobstvennosti-na-prirodnye-resursy.
4. Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы / А. В. Яковлева, Р. Р. Алабердеев, С. М. Андросов [и др.]. – Краснодар: научно-исследовательский институт экономики, 2012. – 537 с.
5. Петров, И. В. Требование безопасности в гражданском законодательстве / И. В. Петров, И. И. Дементеева // The Mechanism of Economic and Legal National Security: Experience, Problems and Prospects: Materials of scientific-practical conference. – Лондон: LSP, 2017. – С. 209-220.
6. Рассказов А.А. Проблемы охраны земель особо охраняемых природных территорий // Вопросы российской юстиции. 2022. №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ohrany-zemel-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territoriy.
7. Хомушку Д.Э. Право частной собственности: конституционные характеристики // Вестник магистратуры. 2021. №3-1 (114). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-chastnoy-sobstvennosti-konstitutsionnye-harakteristiki-2.