Статья:

РОЛЬ АДВОКАТУРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Глушков М.К. РОЛЬ АДВОКАТУРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 18(197). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/197/111545 (дата обращения: 14.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ АДВОКАТУРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ

Глушков Марк Константинович
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Юсупова Асия Наилевна
научный руководитель, доцент, канд. юрид. наук, кафедра Арбитражного процесса, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В данной статье рассматривается институт адвокатуры с позиции оказания квалифицированной юридической помощи, предусмотренной Конституцией Российской Федерации, место и роль данного института в условиях формирования в Российской Федерации гражданского и правового общества, которое обуславливает возможность граждан рассчитывать на предоставление им квалифицированной юридической помощи.

 

Ключевые слова: адвокатура, место и роль, правовое общество, конституционное право, профессиональная защита, юридическая помощь.

 

Понятие гражданско-правового общества находило свое отражение в работах многих философов и правоведов. Так еще Гегель определял содержание такого общества в виде оказания внимания к личности, её правам, законным интересам, а также к интересам общества.

На данный момент к одним из основных принципов гражданского общества, определяющих его правовую форму относятся:

  • правосудие;
  • право собственности;
  • свобода личности;
  • правовые ограничения личности в её правах и свободах и другие.

Через свои институты гражданско-правовое общество должно создавать защитные механизмы, оказывая в необходимых случаях помощь государственным органам, контролируя государственную и судебную власть в сфере соблюдения прав и законных интересов человека и гражданина.

Гражданско-правовое общество обязано, по своей сути, предоставлять и поддерживать правовую государственность, в том числе правосудие, возможность гражданина пользоваться законными правами, а также удовлетворять свои законные интересы. В случае их нарушения у граждан должна быть возможность отстоять эти самые права и интересы по суду. Этим, помимо самозащиты, обязана заниматься адвокатура.

Адвокатура, будучи институтом гражданского общества, имеет важную роль в оказании гражданам квалифицированной юридической помощи, защите их прав и свобод. Сама же адвокатская деятельность регламентирована ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 N 63-ФЗ. [2]

В Конституции Российской Федерации прямо указывается, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации. [1; 17]

Помимо всего прочего, современная законодательная система Российской Федерации предусматривает в Конституции также право граждан на получение ими квалифицированной юридической помощи. [1; 48] Тем самым, деятельность адвокатов претворяет в жизнь данное правовое положение.

В этой связи можно определить то, что адвокатура является важным конституционным правозащитным институтом в структуре гарантирования защиты конституционных прав и интересов граждан, а также в создании условий их последовательной реализации.

Необходимо отметить, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов. Выполняющих правозащитную деятельность, в современных условиях выступает важным институтом российского гражданского общества. [5; 5]

Адвокат представляет собой лицо, являющееся независимым профессиональным консультантом по праву, представляющим интересы своего клиента в суде или других государственных и негосударственных учреждениях. Адвокат может осуществлять свою деятельность в формах, перечень которых закреплен в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». К таким формам относятся:

  • консультирование адвокатом своего клиента;
  • подготовка адвокатом различной правовой документации;
  • осуществление адвокатом представительства и другие. [2; 2]

Значение данного перечня заключается в том, что, благодаря ему:

  • круг обязанностей адвоката строго определен;
  • граждане осознают формы, в которых им может быть предоставлена помощь в рамках адвокатуры.

Характерно то, что некоторые формы адвокатской помощи не прописаны в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», тем самым становится очевидным тот факт, что указанный в Законе перечень не является исчерпывающим. В нем лишь в общем виде очерчиваются представительские функции адвоката.

К нормативно-правовым актам, дополнительно устанавливающим те или иные полномочия адвоката относится, например, Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В нем регламентируется возможность адвоката представлять интересы своего клиента в конституционном суде. [3; 53]

Для уяснения роли и места современной российской адвокатуры в системе регламентации и обеспечения гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина необходимо выделить две принципиально важные функции адвокатуры:

  • социально-педагогическая;
  • медиаторная.

Данные функции обусловлены признанием адвокатуры институтом гражданского общества.

Стоит также упомянуть, что всё связанное с внесудебным порядком урегулирования конфликтов является одной из сторон профессиональной адвокатской деятельности. [4; 170] Это, в том числе осуществление поиска компромисса, согласия в ситуациях, которые на первый взгляд, невозможно было решить «мирным» путём. Адвокат должен устранять препятствия, которые подвергают риску заключение мирового соглашения. Это является еще одной формой оказания юридической помощи.

Заключение мирового соглашения является показателем уровня стабильности и развития гражданского общества. Повсеместное распространение данного явления непременно будет входить в юридическую практику при участии адвокатуры.

Являясь социальным публичным правозащитным институтом современного гражданского общества, адвокатура выполняет жизненно необходимые функции, выполнение которых способствует дальнейшему совершенствованию общества в направлении развитого гражданско-правового общества, в котором права и свободы отдельно взятого человека будут у государства в приоритете.

В связи с этим в УПК РФ внесены поправки, направленные на создание дополнительных гарантий независимости адвокатов при оказании ими квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве.

УПК РФ дополнен новой статьей, определяющей особенности производства обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката. Установлено, что обыск, осмотр и выемка в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности), могут производиться с соблюдением одновременно следующих условий:

- только после возбуждения в отношении адвоката уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в порядке, установленном ч. 1 ст. 448 УПК РФ;

- на основании постановления судьи о разрешении таких действий;

- в присутствии члена совета адвокатской палаты субъекта РФ, на территории которого производятся указанные следственные действия, обеспечивающего неприкосновенность предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну (или иного представителя, уполномоченного президентом этой адвокатской палаты).

В постановлении судья должен указать данные, служащие основанием для производства соответствующих следственных действий, а также конкретные отыскиваемые объекты. Изъятие иных объектов не допускается, за исключением предметов и документов, изъятых из оборота.

В ходе обыска, осмотра и (или) выемки в помещениях, используемых для осуществления адвокатской деятельности, запрещается изъятие всего производства адвоката по делам его доверителей, а также фотографирование, киносъемка, видеозапись и иная фиксация материалов указанного производства.

Однако предусмотрено и исключение. Осмотр жилых и служебных помещений без соблюдения вышеперечисленных условий (до возбуждения в отношении адвоката уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого и вынесения судьей постановления о разрешении производства следственного действия) может быть произведен в случае, когда в указанных помещениях обнаружены признаки совершения преступления.

Принятые поправки безусловно послужили дополнительной гарантией сохранения адвокатской тайны.

Но несмотря на это по-прежнему существуют неразрешенные вопросы. Для того чтобы их разрешить, можно предпринять следующее:

1. Предоставить адвокату право истребования у лиц, прибывших для производства обыска, судебное решение о производстве данного следственного действия, в котором должны быть указаны конкретный объект поиска и изъятия и сведения, служащие законным основанием для проведения обыска.

2. В целях предотвращения возможных вторжений сотрудников оперативных и следственных органов места, определенные для выполнения адвокатом своей деятельности, должны иметь соответствующее оформление: на двери кабинета должна быть установлена табличка с обозначением места работы адвоката.

3. Перед началом обыска сотрудники следственных и (или) оперативно-розыскных органов должны быть предупреждены о том, что они собираются производить обыск в помещении, используемом адвокатом, и о том, что в данном помещении содержатся документы, подпадающие под защиту как содержащие адвокатскую тайну.

4. В случае, если в результате обыска была нарушена адвокатская тайна, информировать об этом доверителя (доверителей).

5. Предоставить право адвокату добровольно выдать прямо указанные и конкретизированные в решении суда объекты, содержание которых не составляет адвокатскую тайну, что исключает необходимость их поиска, в том числе в материалах адвокатского производства.

Таким образом, адвокатура играет важную роль в механизме конституционного обеспечения защиты прав и свобод. В этом случае она является своеобразным гражданским надзором за надлежащим отправлением правосудия, видом социальной взаимопомощи и, в конце концов, силой, сдерживающей произвол властей. Именно она призвана обеспечивать права и законные интересы граждан, путем предоставления квалифицированной юридической помощи. Адвокат является, пожалуй, одной из самых независимых фигур в юриспруденции, оказывающей влияние на социально-правовое состояние общества и его членов. Адвокатура - институт гражданского общества, профессиональное объединение юристов, созданное с целью служения людям [6; 127].

 

Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации», принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства Российской Федерации», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (последняя редакция) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 15.12.2003, № 50, ст. 4848.
3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 15.12.1997, № 37, ст. 3756.
4. Ситников М.В. Адвокатура как конституционно-правовой институт оказания квалифицированной юридической помощи населению на современном этапе развития гражданского общества в России // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. С. 169 – 171.
5. Могилевский Л.С. Роль адвокатуры в реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь // Человек. Государство. Право. № 2. 2014. С. 1 – 6.
6. Юсупова А.Н. Сравнение статуса адвоката в России с Великобританией и Японией // Цивилистика: право и процесс: сборник научных и научно-прикладных трудов / под общей редакцией д.ю.н., профессора Т.А. Григорьевой. Саратов, 2021. Выпуск 4 (16). – 197 с. ISSN 2619-0281 С. 126-131. (взято со страницы 127)