ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИЗНАНИЕМ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(174)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(174)
ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИЗНАНИЕМ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ
Аннотация. Предметом исследования в настоящей статье выступили правовые последствия признания гражданина недееспособным, исследован перечень юридически значимых действий, которые лицо, признанное судом недееспособным, может выполнять с учетом своего правового статуса. Кратко рассмотрены причины, на основании которых гражданин может быть признан судом недееспособным. Выявлены проблемы, возникающие в связи с фактом признания гражданина недееспособным.
Ключевые слова: недееспособность, ограниченная дееспособность, последствия признания гражданина недееспособным, гражданский процесс, неспособность понимать значение своих действий и руководить ими, опека и попечительство.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации каждый гражданин нашей страны признается субъектом гражданского права – он наделен гражданской правоспособностью. Правоспособность гражданина не связана законодателем с достижением определенного возраста или какими-либо иными обстоятельствами – она возникает в момент его рождения и прекращается в момент его смерти [1]. Однако гражданская дееспособность гражданина, то есть возможность самостоятельно приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности связана с достижением определенного возраста (с фактом совершеннолетия) – 18 лет. Также в законе предусмотрены исключения из этого правила, когда дееспособность возникает и раньше.
Между тем, в целях обеспечения прав и законных интересов как самого гражданина, иных лиц, так и государства в целом законодатель предусмотрел возможность ограничения дееспособности или признания гражданина полностью недееспособным. В этой связи интересным и важным является вопрос о том, какие правовые последствия за собой влечет установления судом факта недееспособности гражданина.
Так, признать гражданина недееспособным может только суд [1] – никакие иные органы (медицинские или социальные) не имеют на то соответствующих полномочий, что дополнительно подчеркивает исключительность указанного института для российского законодательства.
В отношении совершеннолетнего лица законодателем предусмотрено единственное основание для признания его недееспособным, а именно наличие психического расстройства, которое не позволяет лицу понимать значение своих действий или руководить ими [1] (то есть, наличие иных психических расстройств, которые не повлекли такого рода последствий или нахождение лица в стационаре в связи с психическим заболеванием само по себе основанием для признания лица недееспособным не является).
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает два последствия лишения гражданина дееспособности:
– над таким гражданином устанавливается опека;
– все сделки такого гражданина от его имени совершает опекун [1].
Целью установления опеки над недееспособным гражданином является, в первую очередь, защита его прав и законных интересов – поскольку само лицо не отдает себе отчет в своих действиях и не может ими руководить, соответственно, он не может обеспечить себе надлежащий уход и уровень жизни. В связи с этим суд назначает опекуна – лицо, которое выступает законным представителем недееспособного лица по всем вопросам, заботится о его содержании, ухаживает за ним и обеспечивает его лечение в случае необходимости такового [4, с. 28]. В случае, если гражданин помещен в медицинскую организацию, то опекуном недееспособного гражданина становится такая организация.
Стоит отметить, что признание гражданина недееспособным – обратимый процесс. При этом он обратим в двух направлениях – недееспособный гражданин может быть признан ограниченно недееспособным, что расширит его самостоятельность в сравнении с недееспособным, а также может быть признан полностью дееспособным [1].
Можно отметить одну существенную проблему, связанную с признанием гражданина недееспособным: отсутствие фиксации этого факта в какой-либо единой базе (она содержится только в медицинских документах и устанавливается в судебном решении, однако такое решение не подлежит публикации в сети «Интернет»), в связи с чем заинтересованные лица (например, потенциальные контрагенты по сделкам, нотариусы) не имеют возможности достоверно установить факт признания лица недееспособным.
Так, нотариусы в силу статей 42 и 43 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при совершении нотариальных действий обязаны уставить личность лица, обратившегося за совершением нотариального действия, а также осуществить проверку дееспособности гражданина при удостоверении сделки [2].
Между тем, действующем законодательством не предусмотрен порядок такой проверки и способы ее проведения – нотариус, по сути, руководствуется своим внутренним убеждение и в случае возникновения сомнений в дееспособности запросить соответствующее медицинское заключение.
В этой связи полезным было бы обратиться к зарубежному опыту – например, в Бельгии информация о недееспособности лица вносится в документ, удостоверяющий личность – такой способ вполне может быть использован и в нашей стране [5, с. 100].
В то же время, нельзя не отметить, что в 2020 году была предпринята попытка внесения в законодательство соответствующих изменений и возложить на Федеральную нотариальную палату ведение соответствующего реестра недееспособных лиц и лиц, ограниченных в дееспособности. Однако стоит отметить, что Правительство Российской Федерации оставило отрицательный отзыв на законопроект в этой части, сославшись на то, что Федеральная нотариальная палата не сможет в полной мере обеспечить конфиденциальность данных о лицах, признанных судом недееспособными или ограниченных в дееспособности.
По мнению Правительства, такой реестр может вести Пенсионный фонд Российской Федерации, что позволит нотариусам и иным заинтересованным органам государственной власти доступ к такой информации [3].
По нашему мнению, такая позиция Правительства Российской Федерации является недостаточно обоснованной – Федеральная нотариальная плата успешно создает, ведет и контролирует реестры, например, реестр уведомлений о залоге недвижимого имущества, который действует уже более пяти лет и активно применяется участниками гражданских правоотношений.
Несмотря на то, что этот реестр находится в открытом доступе и им может воспользоваться любой гражданин, это не свидетельствует о том, что при ведении закрытого реестра могут возникнуть какие-либо проблемы.
Также нотариат является партнером электронного правительства в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в части передачи юридически значимых сведений в государственные и муниципальные органы.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить два юридически значимых последствия признания гражданина недееспособным: установление над ним опеки, а также утрата сделкоспособности.
Также раскрыта проблема, связанная с отсутствием в настоящее время единого реестра недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, а также рассмотрены попытки ее решения, которые не привели к положительному результату.