Статья:

ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИЗНАНИЕМ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(174)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Пырченкова А.И. ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИЗНАНИЕМ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 38(174). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/174/100237 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИЗНАНИЕМ ГРАЖДАНИНА НЕДЕЕСПОСОБНЫМ

Пырченкова Анастасия Игоревна
магистрант, Приволжский филиал, ФГБОУ ВО Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Нижний Новгород
Карпычев Михаил Владимирович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского процессуального права, Приволжский филиал, ФГБОУ ВО Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Нижний Новгород

 

Аннотация. Предметом исследования в настоящей статье выступили правовые последствия признания гражданина недееспособным, исследован перечень юридически значимых действий, которые лицо, признанное судом недееспособным, может выполнять с учетом своего правового статуса. Кратко рассмотрены причины, на основании которых гражданин может быть признан судом недееспособным. Выявлены проблемы, возникающие в связи с фактом признания гражданина недееспособным.

 

Ключевые слова: недееспособность, ограниченная дееспособность,  последствия признания гражданина недееспособным, гражданский процесс, неспособность понимать значение своих действий и руководить ими, опека и попечительство.

 

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации каждый гражданин нашей страны признается субъектом гражданского права – он наделен гражданской правоспособностью.  Правоспособность гражданина не связана законодателем с достижением определенного возраста или какими-либо иными обстоятельствами – она возникает в момент его рождения и прекращается в момент его смерти [1]. Однако гражданская дееспособность гражданина, то есть возможность самостоятельно приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности связана с достижением определенного возраста (с фактом совершеннолетия) – 18 лет. Также в законе предусмотрены исключения из этого правила, когда дееспособность возникает и раньше.

Между тем, в целях обеспечения прав и законных интересов как самого гражданина, иных лиц, так и государства в целом законодатель предусмотрел возможность ограничения дееспособности или признания гражданина полностью недееспособным. В этой связи интересным и важным является вопрос о том, какие правовые последствия за собой влечет установления судом факта недееспособности гражданина.

Так, признать гражданина недееспособным может только суд [1] – никакие иные органы (медицинские или социальные) не имеют на то соответствующих полномочий, что дополнительно подчеркивает исключительность указанного института для российского законодательства.

В отношении совершеннолетнего лица законодателем предусмотрено единственное основание для признания его недееспособным, а именно наличие психического расстройства, которое не позволяет лицу понимать значение своих действий или руководить ими [1] (то есть, наличие иных психических расстройств, которые не повлекли такого рода последствий или нахождение лица в стационаре в связи с психическим заболеванием само по себе основанием для признания лица недееспособным не является).

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает два последствия лишения гражданина дееспособности:

– над таким гражданином устанавливается опека;

– все сделки такого гражданина от его имени совершает опекун [1].

Целью установления опеки над недееспособным гражданином является, в первую очередь, защита его прав и законных интересов – поскольку само лицо не отдает себе отчет в своих действиях и не может ими руководить, соответственно, он не может обеспечить себе надлежащий уход и уровень жизни. В связи с этим суд назначает опекуна – лицо, которое выступает законным представителем недееспособного лица по всем вопросам, заботится о его содержании,  ухаживает за ним и обеспечивает его лечение в случае необходимости такового [4, с. 28]. В случае, если гражданин помещен в медицинскую организацию, то опекуном недееспособного гражданина становится такая организация.

Стоит отметить, что признание гражданина недееспособным – обратимый процесс. При этом он обратим в двух направлениях – недееспособный гражданин может быть признан ограниченно недееспособным, что расширит его самостоятельность в сравнении с недееспособным, а также может быть признан полностью дееспособным [1].

Можно отметить одну существенную проблему, связанную с признанием гражданина недееспособным: отсутствие фиксации этого факта в какой-либо единой базе (она содержится только в медицинских документах и устанавливается в судебном решении, однако такое решение не подлежит публикации в сети «Интернет»), в связи с чем заинтересованные лица (например, потенциальные контрагенты по сделкам, нотариусы) не имеют возможности достоверно установить факт признания лица недееспособным.

Так, нотариусы в силу статей 42 и 43 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате при совершении нотариальных действий обязаны уставить личность лица, обратившегося за совершением нотариального действия, а также осуществить проверку дееспособности гражданина при удостоверении сделки [2].

Между тем, действующем законодательством не предусмотрен порядок такой проверки и способы ее проведения – нотариус, по сути, руководствуется своим внутренним убеждение и в случае возникновения сомнений в дееспособности запросить соответствующее медицинское заключение.

В этой связи полезным было бы обратиться к зарубежному опыту – например, в Бельгии информация о недееспособности лица вносится в документ, удостоверяющий личность – такой способ вполне может быть использован и в нашей стране [5, с. 100].

В то же время, нельзя не отметить, что в 2020 году была предпринята попытка внесения в законодательство соответствующих изменений и возложить на Федеральную нотариальную палату ведение соответствующего реестра недееспособных лиц и лиц, ограниченных в дееспособности. Однако стоит отметить, что Правительство Российской Федерации оставило отрицательный отзыв на законопроект в этой части, сославшись на то, что Федеральная нотариальная палата не сможет в полной мере обеспечить конфиденциальность данных о лицах, признанных судом недееспособными или ограниченных в дееспособности.

По мнению Правительства, такой реестр может вести Пенсионный фонд Российской Федерации, что позволит нотариусам и иным заинтересованным органам государственной власти доступ к такой информации [3].

По нашему мнению, такая позиция Правительства Российской Федерации является недостаточно обоснованной – Федеральная нотариальная плата успешно создает, ведет и контролирует реестры, например, реестр уведомлений о залоге недвижимого имущества, который действует уже более пяти лет и активно применяется участниками гражданских правоотношений.

Несмотря на то, что этот реестр находится в открытом доступе и им может воспользоваться любой гражданин, это не свидетельствует о том, что при ведении закрытого реестра могут возникнуть какие-либо проблемы.

Также нотариат является партнером электронного правительства в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в части передачи юридически значимых сведений в государственные и муниципальные органы.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить два юридически значимых последствия признания гражданина недееспособным: установление над ним опеки, а также утрата сделкоспособности.

Также раскрыта проблема, связанная с отсутствием в настоящее время единого реестра недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, а также рассмотрены попытки ее решения, которые не привели к положительному результату.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021) // СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3301.
2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 02.07.2021) // Российская газета, № 49, 13.03.1993.
3. Законопроект № 925889-7. Система обеспечения законодательной деятельности. – URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/925889-7?sortEventsByNum=num_down&sortEventsByDate=datend_up (дата обращения 03.11.2021).
4. Козлова Н.В. Правовые последствия ограничения дееспособности гражданина, страдающего психическим расстройством // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 2018. – №3. – С. 26 – 40.
5. Сыч Д.В.  Ограничение и лишение дееспособности: понятие и последствия // StudNet. – 2020. – № 12. – С. 99 – 114.