ОГРАНИЧЕНИЯ И БАРЬЕРЫ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(298)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(298)
ОГРАНИЧЕНИЯ И БАРЬЕРЫ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ
LIMITATIONS AND BARRIERS TO THE APPLICATION OF SPECIAL TAX REGIMES
Pavel Minakov
Undergraduate Siberian Law University, Russia, Omsk
Larisa Burnysheva
Scientific supervisor, Senior Lecturer Department Constitutional and administrative law Siberian Law University, Russia, Omsk
Аннотация. В статье рассматриваются законодательные ограничения и административные барьеры в применении специальных налоговых режимах, а также проблемы и практические шаги для их снижения.
Abstract. This article explores the legislative limitations and administrative barriers in the application of special tax regimes, highlighting the challenges businesses face and practical steps to overcome these obstacles. It also discusses potential reforms to improve accessibility and efficiency in the use of these tax systems.
Ключевые слова: Законодательные ограничения, административные барьеры, специальные налоговые режимы, патентная система налогообложения, упрощенная система налогообложения.
Keywords: Legislative limitations, administrative barriers, special tax regimes, patent taxation system, simplified taxation system.
Основные законодательные ограничения в применении специальных налоговых режимов (СНР) [1] в России направлены на то, чтобы льготы распространялись только на малый и средний бизнес и не использовались крупными компаниями или в несоответствующих сферах деятельности. Эти ограничения затрагивают несколько ключевых аспектов:
1. Ограничения по объему дохода.
Для применения СНР устанавливаются строгие лимиты по годовому доходу предприятия. Например, чтобы работать по упрощённой системе налогообложения (УСН), доход компании не должен превышать 188,55 млн рублей в год (по состоянию на 2024 год). Если этот лимит превышен, предприятие автоматически теряет право на использование упрощённой системы и обязано перейти на общую систему налогообложения (ОСН), что часто связано с увеличением налоговой нагрузки.
2. Ограничения по численности сотрудников.
Число наемных работников также регулируется законодательством. Для применения УСН максимальная численность сотрудников не должна превышать 130 человек. В патентной системе налогообложения (ПСН) лимит ещё строже – не более 15 сотрудников. Эти ограничения особенно важны для развивающихся предприятий и предпринимателей, которые по мере расширения теряют возможность пользоваться льготными режимами.
3. Ограничения по видам деятельности.
Закон четко регламентирует, какие виды деятельности могут использовать налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы. Так, при переходе на УСН нельзя вести деятельность, связанную с производством подакцизных товаров, страхованием, банковскими операциями и некоторыми другими сферами. Патентная система действует только для узкого перечня видов деятельности, таких как бытовые услуги, розничная торговля и транспортные услуги и т.д. Эти ограничения исключают крупные и высоко прибыльные виды бизнеса из категории льготных налогоплательщиков.
4. Ограничения по форме собственности.
СНР доступны только для определённых категорий налогоплательщиков. Например, упрощённую систему могут использовать индивидуальные предприниматели (ИП) и организации, отвечающие требованиям малого бизнеса. Крупные компании с долей участия других организаций свыше 25% не могут применять УСН, что направлено на предотвращение использования этого режима в интересах крупных корпораций.
5. Ограничения по территориальному признаку.
Некоторые специальные налоговые режимы ограничены по территориальному применению. Патентная система налогообложения, например, регулируется на уровне субъектов РФ, и не все виды деятельности могут быть доступны для патента в конкретных регионах. Налог на профессиональный доход (НПД) был первоначально введен в ограниченном числе регионов, и его распространение на всю страну происходило поэтапно. Это создает дополнительные ограничения для предпринимателей, работающих в определённых регионах.
6. Ограничения на переход между режимами.
Переход с одного налогового режима на другой также регулируется строгими нормами. Если налогоплательщик нарушает условия применения СНР, например, превышает лимиты по доходам или численности сотрудников, он обязан перейти на общую систему налогообложения. Такой переход часто связан с перерасчётом налогов и сложностями с административной точки зрения, что может создавать дополнительную нагрузку на бизнес.
Данные меры направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, однако могут стать барьером для компаний, которые стремятся расширить свою деятельность или занимаются видами бизнеса, не подпадающими под СНР.
Основные административные барьеры, с которыми сталкиваются предприниматели при применении специальных налоговых режимов (СНР), могут существенно осложнить процесс ведения бизнеса. Несмотря на то, что СНР призваны упростить налоговую систему, на практике их использование сопровождается различными бюрократическими трудностями и требованиями.
1. Сложности регистрации и перехода на СНР
Для того чтобы воспользоваться специальным налоговым режимом, предприниматель должен пройти процедуру регистрации в налоговых органах и подать соответствующее заявление. Этот процесс может сопровождаться бюрократическими задержками и техническими трудностями, особенно в удалённых регионах. Кроме того, если предприниматель решает сменить налоговый режим (например, с общей системы на упрощённую), ему необходимо строго соблюдать установленные сроки подачи документов. В случае ошибок или несоблюдения сроков перехода может возникнуть необходимость возврата на общую систему налогообложения, что увеличивает налоговую нагрузку и требует дополнительного времени на административные процедуры.
2. Требования к отчетности и документообороту
Даже при использовании упрощённых режимов налогообложения, предприятия и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет и сдавать отчётность. Например, при применении упрощённой системы налогообложения (УСН) необходимо ежегодно сдавать налоговую декларацию и вести учет доходов и расходов для подтверждения соблюдения установленных лимитов. Для патентной системы (ПСН) хотя и не требуется сдавать отчетность, предприниматели должны контролировать количество работников и доходы, чтобы не выйти за установленные пределы. Невыполнение этих требований или ошибки в отчетности могут привести к штрафам, пеням и потере права на использование льготных режимов.
3. Проблемы взаимодействия с налоговыми органами
Предприниматели могут сталкиваться с трудностями при взаимодействии с налоговыми органами. Проверки со стороны налоговой инспекции, запросы на подтверждение соответствия условиям использования СНР и запросы дополнительных документов могут создать дополнительные административные трудности. Например, при использовании УСН или ПСН налогоплательщик должен подтверждать численность сотрудников и размер доходов, что требует ведения дополнительного учета. Кроме того, предприниматели нередко сталкиваются с техническими сбоями в работе онлайн-сервисов налоговых органов, что затрудняет своевременную сдачу отчетности или оплату налогов.
4. Региональные различия в применении СНР
Некоторые специальные налоговые режимы, такие как патентная система налогообложения, регулируются на уровне регионов. Это означает, что условия использования СНР могут значительно различаться в зависимости от субъекта РФ. В одном регионе определённый вид деятельности может подпадать под патентную систему, тогда как в другом нет. Это создает сложности для предпринимателей, ведущих деятельность в нескольких регионах или планирующих расширение бизнеса. Кроме того, региональные власти могут устанавливать разные налоговые ставки и лимиты по доходам, что также усложняет применение СНР.
5. Недостаток информированности и квалифицированной поддержки
Многие предприниматели не обладают достаточной информацией о возможностях и условиях применения специальных налоговых режимов. Недостаточная осведомленность может привести к тому, что они продолжают использовать общую систему налогообложения, хотя могли бы воспользоваться льготами СНР. Кроме того, для правильного выбора налогового режима и его использования может потребоваться квалифицированная правовая или бухгалтерская консультация, что не всегда доступно малым предпринимателям. Это увеличивает риск ошибок в применении режима или несвоевременного перехода на другую систему, что может привести к финансовым потерям.
Таким образом, данные факторы усложняют ведение бизнеса и могут снизить привлекательность специальных налоговых режимов для предпринимателей.
Чтобы сделать специальные налоговые режимы (СНР) более доступными и эффективными для бизнеса, необходимо сократить как законодательные ограничения, так и административные барьеры. Рассмотрим несколько ключевых шагов для этого.
1. Увеличение лимитов по доходам и численности сотрудников – ограничения по доходам и численности сотрудников часто приводят к преждевременному переходу на общую систему налогообложения. Повышение этих лимитов позволит малым и средним предприятиям дольше оставаться на упрощённых налоговых режимах, избегая увеличения налоговой нагрузки и административных расходов.
2. Расширение перечня видов деятельности – многие виды деятельности ограничены в возможности использования СНР. Расширение перечня видов деятельности, подпадающих под упрощённые налоговые режимы, особенно в таких сферах, как IT, творческие и инновационные индустрии, поддержит рост современных бизнесов и увеличит доступность налоговых льгот для предпринимателей.
3. Упрощение процедуры перехода между режимами – административные сложности, связанные с переходом между налоговыми режимами, можно устранить с помощью автоматизированных систем. Это позволит предприятиям легко переходить на другой режим при изменении объема доходов или численности сотрудников, избегая бюрократических задержек и штрафов.
4. Снижение требований к отчетности – несмотря на упрощённый характер СНР, многие предприниматели сталкиваются с необходимостью подачи отчётности. Снижение объёма документации, а также автоматизация отчетных процессов через цифровые сервисы значительно облегчит жизнь малому бизнесу. Это позволит предприятиям сосредоточиться на развитии, а не на бюрократии.
5. Улучшение взаимодействия с налоговыми органами – для снижения административных барьеров необходимо улучшить взаимодействие предпринимателей с налоговыми органами. Создание специализированных центров поддержки малого бизнеса, сокращение числа проверок и запросов от налоговых органов, а также улучшение работы онлайн-сервисов помогут снизить нагрузку на бизнес и повысить его доверие к налоговой системе.
6. Уравнивание условий для СНР в разных регионах – региональные различия в применении СНР создают неравные условия для бизнеса. Установление единых правил применения СНР во всех субъектах РФ упростит ведение бизнеса на всей территории страны и сделает льготы доступными для большего числа предпринимателей.
Снижение законодательных и административных барьеров сделает специальные налоговые режимы более доступными, что поддержит малый и средний бизнес, стимулируя их развитие и рост экономики.