Некоторые проблемы создания доступной среды для творчества людей с ограниченными возможностями здоровья
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(109)
Рубрика: Культурология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(109)
Некоторые проблемы создания доступной среды для творчества людей с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация. В статье рассматривается интеграция людей с ОВЗ в общество посредством театральной деятельности. Анализируется проблема принятия обществом искусства людей с ограниченными возможностями здоровья особенностями. Делается вывод о том, что занятия театральным творчеством для людей с особенностями психофизического развития способствуют решению задач инклюзии, реабилитации и социализации.
Ключевые слова: инклюзия, доступная среда, люди с ОВЗ, общественные пространства, безбарьерная среда.
В настоящий момент уже можно оценить результаты реализации федеральной программы «Доступная среда», которая действует с 2011 года на территории РФ. Во многих социально значимых объектах появляются пандусы, подъемники, тактильная плитка, специальные таблички на языке Брайля и т.п. В настоящий момент в нашем государстве действует программа "Доступная среда", которая подразумевает организацию общей доступности ко всем социально значимым местам для маломобильных групп населения. Иными словами, она рассчитана на то, что к 2020 году маломобильное населения будет способно посещать любое место, будь то государственное учреждение или торговый центр и перемещаться по любому маршруту с использованием общественного транспорта [2]. Но, как мы видим на начало 2020 года, не удалось добиться полного выполнения намеченного плана. Не всегда вспомогательные элементы для лиц с ОВЗ действительно помогают. И в итоге все, что сделано, остается лишь устранением «предписания» и по факту никогда это не используется. Мы считаем, что это происходит из-за того, что выполнение формального предписания по функциональному обеспечению людей с ОВЗ зачастую не имеет ничего общего с реальными потребностями этих людей.
После того как в 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию Генеральной Ассамблеи ООН о правах инвалидов, которая направлена на включение людей с инвалидностью в общественную жизнь, было принято много мер для создания безбарьерной среды [2]. Однако большинство из них касаются основных потребностей, таких как услуги и инфраструктура. Безбарьерному доступу и инклюзивному подходу в области культуры и организации досуга по-прежнему отводится меньший приоритет, так что люди с инвалидностью оказываются исключенными из важной сферы общественной жизни.
Для нас становится очевидным, что реализация безбарьерной среды для лиц с ОВЗ должна носить не точечный характер, а комплексный. Необходимо реальное, а не формальное участие служб ЖКХ, управления дорожного хозяйства и других служб, причастных к выделенному маршруту. В одной из поликлиник г. Рязани можно наблюдать такую картину: все навигационные и информационные таблички на здании и кабинетах продублированы желтыми табличками для слабовидящих людей. Но не учитывается то, каким образом будут добираться эти люди от автобусной остановки до входной двери. Вернее понятно как – с помощью сопровождающего. В таком случае возникает вопрос: зачем делать таблички и мнемосхемы, если вероятность того, что слабовидящий человек окажется один на один с этой дверью, практически равна нулю?
Также необходимо обратить внимание на то, что далеко не все учреждения можно адаптировать под реализацию программы «Доступная среда». При всем желании соответствовать запросам людей с ОВЗ некоторые элементы здания не могут быть перестроены. В таком случае решением проблемы посещения людьми с инвалидностью учреждений культуры в качестве зрителей или выступающих является строительство нового здания, которое условно назовем «Дом культуры». Это здание будет отвечать запросам лиц с ОВЗ всех нозологий. В этом месте могут базироваться различные творческие коллективы, участниками которых будут люди с особенностями в развитии. У данной категории граждан появится свой дом, в котором они смогут творчески развиваться. Отпадет необходимость каждый раз отыскивать «свободную» площадку под очередное выступление. Коллективы перестанут ютиться в далеко не сценических помещениях. У других театров появится возможность выступать на этой сцене. И главное, когда появится отдельное здание, тогда у обычных граждан появится интерес к нему, к тому, что там происходит, и станет возможным, что у «особенных» артистов появится свой зритель.
Безусловно, многие из нас, когда сталкиваются в обычной жизни с человеком с инвалидностью, не знают как правильно себя вести. Сразу появляются мысли пожалеть этого человека, обязательно ему помочь, а то и вовсе постараться уйти подальше от него, опасаясь «заразиться». Несмотря на всю комичность описанного, это реальная проблема. Многие действительно хотят быть полезными этим людям, но не знают, как грамотно это сделать.
С 2018 года в России действует проект «INKuLtur», который содействует инклюзии людей с инвалидностью через обеспечение участия в культурной жизни общества в разных регионах. Он направлен на повышение осведомленности по вопросам инклюзии и разнообразия, что будет способствовать укреплению общественного принятия, избавлению от «барьеров в головах людей» и поощрению инклюзивного участия в культурной жизни [1]. Отсутствие элементарных знаний о людях с ОВЗ и создает комичные, а иногда совсем печальные ситуации. Для сглаживания подобных «натянутых» отношений необходимо чаще «выводить в свет» людей с инвалидностью, что для них является самым сложным испытанием. Мы хотим указать на то, что, встречая в повседневной жизни инвалидов, мы были бы к ним более привычными и не реагировали так остро на их появление, как это часто бывает сейчас.
Люди с ограниченными возможностями имеют не много шансов найти обычную работу. Как правило, приходится существовать на свое пособие или на небольшую зарплату. Чаще предприниматели отрицательно настроены по поводу трудоустройства инвалидов [4]. Одним из вариантов решения вышеуказанной проблемы может быть создание «благотворительных», а в идеале и бюджетных, рабочих мест для лиц с ОВЗ, которые были бы контролируемыми специальными органами, например, министерством социальной защиты. В таком случае процесс трудоустройства имел бы реальные плоды, а не «борьбу» формальностей на бумаге. Юноши и девушки с особенностями могли бы быть помощниками уже работающих сотрудников театра или музея, либо полноценными работниками, выполняя обязанности гардеробщика или продавца программок, например.
При наличии специального «Дома культуры» для людей с ОВЗ легче было бы осуществлять совместные проекты с муниципальными театрами. Это были бы спектакли, в которых участвовали бы подопечные с инвалидностью наравне с профессиональными артистами. При таком подходе, этот ДК мог бы выполнять функцию инклюзивного центра, где все, в хорошем смысле, перемешано – и на сцене, и в зрительном зале, есть люди разных социальных категорий.
Необходимо понимать, что в ближайшее время приспособить под нужды инвалидов все объекты социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры даже в рамках государственной программы невозможно.
Создавая современный городской дизайн, необходимо не забывать о маломобильном населении, делать бытовые вещи комфортными для них, дополнять мебель мелочами, удобными в использовании. Так будет создаваться мир будущего – мир без преград [5]. Но в настоящее время при проектировании общественных пространств не всегда учитываются запросы людей с инвалидностью, и поэтому мы снова можем получить здания, в которые потом будем мучительно втискивать «доступную среду». А ведь именно сейчас – при постройке новых зданий – проще всего учесть все настоящие и будущие потребности людей всех социальных категорий.
Также в помещениях центра можно осуществлять различные психолого-педагогические занятия. В частности организовать работу по поддержке родителей детей-инвалидов. В таком случае может получиться по-настоящему приспособленное здание, которое будет выступать не только как репетиционная и концертная площадка, но и как многофункциональный культурно-досуговый центр. Это стало бы настоящим прорывом в культурной жизни города и по отношению к людям с особенностями в развитии, и по отношению ко всему населению.