Развитие речи детей раннего возраста с задержкой психического развития
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Развитие речи детей раннего возраста с задержкой психического развития
THE DEVELOPMENT OF SPEECH OF YOUNG CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Alena Rykova
Graduate student, Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov, Russia, Vladimir
Sergey Zavrazhin
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vladimir Grigoryevich Vladimir State University and Nikolai Grigoryevich Stoletovyh, Russia, Vladimir
Аннотация. В статье уточняются особенности развития речи у детей раннего возраста с задержкой психического развития. У детей была выявлена сложная структура дефекта (недостатки в развитии моторной сферы, импрессивной речи, экспрессивной речи, познавательных процессов), что обуславливает необходимость проведения коррекционно-развивающей работы по преодолению выявленных нарушений.
Abstract. The article clarifies the features of speech development in young children with mental retardation. In children, a complex structure of the defect was revealed (deficiencies in the development of the motor sphere, impressive speech, expressive speech, and cognitive processes), which necessitates corrective and developmental work to overcome the identified violations.
Ключевые слова: речь, дети с задержкой психического развития, задержка психического развития.
Keywords: speech, children with delayed speech development, delayed speech development.
На современном этапе развития логопедии актуальной является проблема поиска эффективных путей ранней диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии у детей. Это связано, в первую очередь, с ухудшением состояния здоровья детей и недостаточной разработанностью проблемы раннего вмешательства [2, с. 5].
Становление речи – тонкий психофизиологический процесс, который закладывается еще до рождения ребенка и зависит от многих факторов: генетической программы, пола ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), физиологического развития, функционирования головного мозга, сохранности анализаторов, социальной среды, психологического контакта с матерью, достаточного для развития общения со взрослыми и т. д. При наличии патологических факторов, негативно сказывающихся на двигательном, психическом и речевом развитии ребенка, очевидно, что необходимо раннее комплексное коррекционно-развивающее воздействие [1, с. 64].
Под термином задержка психического развития понимают синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации свойств организма [4, с. 15 ]. Задержка речевого развития (ЗРР) может иметь обратимый характер, но чаще всего приводит к закреплению отставания в развитии речи и формированию речевых нарушений [3, с.18].
Большое внимание проблеме развития речи уделяли Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и другие. Исследователи отмечают, что ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
С целью изучения состояние речи у детей раннего возраста было проведено исследование на базе государственного казённого учреждения здравоохранения Владимирской области «Владимирский дом ребёнка специализированный». В эксперименте участвовали 16 детей раннего возраста 3 лет (9 мальчиков, 7 девочек). У всех выявлена задержка психического развития.
Диагностика предусматривала комплексное психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей (в основу положена методика Ю.В. Герасименко[4 с.18]), имеющих речевую патологию, и включала в себя следующие разделы:
1. Исследование познавательного развития.
2. Исследование моторной сферы.
2.1. Исследование состояния мелкой моторики.
2.2. Исследование состояния артикуляционной моторики.
3. Исследование речевого развития.
3.1. Исследование активного словаря.
3.2. Исследование грамматического строя экспрессивной речи
3.3. Исследование понимания речи.
Нами была модифицирована балльная система оценки:
0 баллов – низкий уровень (ребенок не выполнил задание даже при помощи взрослого);
1 балл – средний (ребенок частично выполнил задание при помощи взрослого);
2 балла – выше среднего (ребенок выполнил задание при помощи взрослого);
3 балла – высокий (ребенок самостоятельно справился с заданием).
Констатирующий эксперимент показал, что протестированные дети испытывают трудности в познавательном развитии. У детей наблюдались истощаемость, сужение объема и концентрации внимания, нарушения зрительного, слухового внимания, дети затруднялись обобщать и группировать предметы, устанавливать причинно-следственные связи.
Исследование моторной сферы значительно затруднено у данной группы детей в связи со снижением подражательной деятельности, расстройством координации, неточностью движений пальцев рук, трудностями нахождения нужной позы; контроля за движениями пальцев рук. Наблюдалась ограниченная амплитуда движений, зафиксирован гипертонус мышц артикуляционного аппарата, гипотонус мышц артикуляционного аппарата, неточность выполнения движений; трудности в переключаемости с одного артикуляционного упражнения на другое, саливация.
При исследовании речи у детей наблюдались трудности в понимании речи: единственного и множественного числа существительных, в слуховом восприятии слов и соотношении его с картинкой, низкая активность в общении, бедность речевых высказываний, аграмматизмы, отсутствие фразы, отмечались искажения, замены, отсутствия, смешения звуков, нарушения слоговой структуры слов. Объем импрессивного словаря значительно превышает объем экспрессивного словаря.
По результатам констатирующего эксперимента у детей была выявлена сложная структура дефекта (недостатки в развитии моторной сферы, импрессивной речи, экспрессивной речи, познавательных процессов), что обуславливает необходимость проведения коррекционно-развивающей работы по преодолению выявленных нарушений.