Повседневность английского общества в произведении Агаты Кристи "Убийство Роджера Экройда"
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)
Повседневность английского общества в произведении Агаты Кристи "Убийство Роджера Экройда"
THE EVERYDAY LIFE OF ENGLISH SOCIETY IN AGATHA CHRISTIE’S “THE MURDER OF ROGER ACKROYD”
Elena Nikolaeva
Student, National research Nizhny Novgorod State University them. N.I. Lobachevsky, branch Arzamas, Russia, Arzamas
Аннотация. В данной статье анализируется образ английской повседневности, которая описывается в произведении Агаты Кристи “Убийство Роджера Экройда”. Также в статье рассматриваются национально-значимые особенности английского дома и их роль в создании данного художественного произведения. Автор в своем детективном романе отражает типичные для национальной культуры характеристики английского дома и приходит к выводу о том, что данные черты являются фундаментальной сферой человеческой жизни.
Abstract. This article analyzes the image of English everyday life, which is described in the work of Agatha Christie “the Murder of Roger Ackroyd”. The article also discusses the nationally significant features of the English house and their role in the creation of this work of art. The author in his detective novel reflects the characteristics of the English house typical of national culture and comes to the conclusion that these features are a fundamental sphere of human life.
Ключевые слова: Агата Кристи, детектив, детективный роман, английский дом, повседневность, Англия, английскость.
Keywords: Agatha Christie, detective, detective novel, English house, everyday life, England, Englishness.
Одной из известнейших фигур в мире детективной литературы является Агата Кристи, известная под этим именем по фамилии, полученной от первого мужа, она же Агата Мэри Кларисса Миллер – британская писательница, прозаик, драматург. [3, с 19]
Агата родилась в небольшом городке Торки в Англии в конце XIX века, где прожила всю свою долгую жизнь, умерев в 1976 году в графстве Оксфордшир, Уинтербрук. [3, с 21]
Книги Агаты Кристи являются третьими по частоте публикации в мире. Ее бестселлеры переведены на более чем 100 языков мира.
Настоящий успех пришел к Агате Кристи, когда на прилавках книжных магазинов появился детективный роман “Убийство Роджера Экройда”. За рубежом этот роман имеет название “The Murder of Roger Ackroyd”. Данное произведение было впервые напечатано в 1926 году, это был шестой роман Агаты Кристи. [3, с 30]
Действие романа происходит в небольшой деревушке Кингз-Эббот, где умирает довольно состоятельная вдова миссис Феррар, покончив жизнь самоубийством. Вскоре после случившегося местный богач Роджер Экройд, до недавнего времени собиравшийся жениться на ней, сообщает своему другу Шепарду, что это миссис Феррар убила своего мужа, а затем покончила с собой из-за угрызений совести. Вскоре погибает и Роджер Экройд. Тогда под подозрения попадают все вокруг, и Эркюль Пуаро берется за расследование. На протяжении своей писательской карьеры Агата Кристи воплотила в жизнь большое количество детективных романов, действие которых происходит именно в сельской местности, а не в больших городах. Так и действие детективного романа “Убийство Роджера Экройда происходит в небольшой деревушке Кингз-Эббот: “ Our village. King's Abbot, is, I imagine, very much like any other village. Our big town is Cranchester, nine miles away. [7, с 15] Деревня – это идиллистический безмятежный мир, где каждый его житель знает о других жителях все, а чужак, прибывший сюда, виден за милю. Дом для Агаты Кристи является своеобразной крепостью, в которой можно укрыться от всех бед и невзгод. Традиционный английский дом четко выдерживал границы между “своим” и “чужим”. В жизни Агаты Кристи был единственный любимый, дорогой сердцу дом – “Эшфилд” в городе Торки, в этом доме прошло все ее детство. [3, с 65]
Всем известно увлечение англичан вещами, связанными со стариной, которое было отражено в романе: “ There were one or two pieces of old silver, a baby shoe belonging to King Charles the First, some Chinese jade figures, and quite a number of African implements and curios things. [7, с 40] Также большое внимание англичане того времени уделяли своему кабинету, стараясь обставить его так, чтобы владельцу кабинета было комфортно в нем находиться: “The study was a comfortable apartment. Bookshelves lined one wall of it. The chairs were big and covered in dark blue leather… [7, с 48]. Особенное внимание в кабинете уделялось камину: “Ackroyd was sitting as I had left him in the armchair before the fire. [1, с 50] Камин – домашний очаг истинного англичанина, в сосредотачивается вся домашняя жизнь.
Важной частью жилого пространства англичан является прилегающая к дому территория. Вот, например, рассказчик детективного романа сообщает, как он любит иногда провести свое свободное время: “ I am rather fond of gardening. I was busily exterminating dandelion roots… [1, с 60] Садоводство в Англии ставят в один ряд с “национальными видами спорта”. Стоит англичанину приступить к работе в саду, на какой-то промежуток времени он полностью теряет весь свой практицизм и забывает обо всех своих прочих увлечениях.
«Дом» стал главным свойством жизни людей. Агата Кристи смогла воссоединить человека и дом, как одно целое, взаимодополняющее друг-друга. Каждый персонаж в произведении автора имел свой дом, в котором царил уют, любовь и тепло. Дом дополнял человека и его душу, его настроение и поступки. Дом в произведении Агаты Кристи разделил человека и внешний мир, став промежуточным звеном между плохим «снаружи» и «хорошим» внутри.
Таким образом, в детективном романе А. Кристи «Убийство Роджера Экройда» вырисовываются свойственные для ее времени пространственные характеристики дома, которые позволяют более подробно осветить его как одну из основных областей в повседневной жизни человека. Быт, структура, гордость за свою страну, демократическая структура – союзники англичан и героев произведений автора на протяжении всего творческого пути. Агата Кристи была воспитана «викторианством», поэтому дух эпохи Агата Кристи передала и своим читателям. Жизнеуйстройство героев детективных романов основывалось на лозунге – «Мой дом – моя крепость!».