Типологизация средств выражения авторской позиции в романе И.А. Гончарова «Обрыв»
Конференция: LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Филология
LXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Типологизация средств выражения авторской позиции в романе И.А. Гончарова «Обрыв»
«Реализм, − говорил И.А. Гончаров, − есть одна из капитальных основ искусства». Он состоит в том, что произведения литературы вбирают в себя всю правду природы и жизни.
Гончаров считает реализм единственно надежным методом искусства, основным его законом: «Художественная верность изображаемой действительности, т. е. «правда» − есть основной закон искусства – и этой эстетики не переделает никто». Всем своим творческим сознанием писатель оставался в дореформенной России. Её сложную и противоречивую эволюцию он отображал в своих произведениях, одним из которых является роман «Обрыв». В произведении писатель ставил перед собою задачу нарисовать картину не только «сна и застоя», но и «пробуждения» русской жизни. Сила реализма Гончарова в романе в том, что он описал события 1840-1850 годов накануне коренных изменений в стране, «борьбу старого с новым». Именно в этой борьбе старого и нового состоит основной жизненный конфликт и пафос романа.
Одна из особенностей романа «Обрыв» заключается в том, что в произведении не так много событий. Если кратко, то: протагонист и Петербург в первой части, Райский и Малиновка во второй – пятой части, и только в самом конце произведения вдруг происходит резкая смена локаций и действий.
У И.А. Гончарова скорее важны не поступки, а то, какое влияние они оказывают на того или иного персонажа. Рефлексия героев выходит на первое место. Недаром Д.С. Мережковский утверждал: «…творец живых человеческих душ – один только Гончаров. Он берёт характеры людей целиком, как живые продукты истории, природы, времени, обществ. Никто так не заставляет жить своих героев на страницах книги отдельной, собственной жизнью».
Прежде всего стоит остановиться на культурно-историческом процессе, вокруг которого и происходит основное действие романа. Сам автор писал о своей задумке так: «увидел ещё не отживший тогда патриархальный быт и вместе новые побеги, смесь молодого со старым». Тогда же возникла идея воссоздать атмосферу провинции, в которую попадает человек, много лет проживший в Петербурге.
Главный герой романа – Борис Павлович Райский. По его лицу «легко можно было угадать ту пору жизни, когда совершилась уже борьба молодости со зрелостью; когда каждый прожитой опыт, чувство, болезнь оставляют след». Именно история его жизни и развитие личности служит фоном для большей части романа. Райский живо принимал впечатления, менял одно на другое, бросался от искусства к природе, к новым людям, новым встречам, но всегда оставался чистым душой («Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», − гласит Библия). Стоит обратить внимание на фамилию главного героя – Райский. Борис Павлович оказывается в вечном стремлении и поиске библейского рая, эдема на земле. Порой его грёзы утопичны, недаром, бабушка часто обреченно со вздохом говорила о внуке: «Артист». Но именно Райский выступает в романе тем мерилом ценностей общества, заявляя: «Кто вам дал право быть судьей чужих пороков?». Герой открыто проповедовал те ценности, ориентиры добра и любви, которые всей душой принимал сам.
Довольно часто в романе он высказывает суждения, характерные для человека нового поколения. Так, в одном из разговоров с Верой Райский утверждает: «Люби, не спрашиваясь никого, достоин ли он, нет ли – смело иди!» Иной раз Борис Павлович рассуждает о страсти («постоянный хмель, без грубой тяжести опьянения; идол, которому хочется молиться, умирать за него»). Но при всем при этом у Райского есть тот внутренний стержень, благодаря которому герой восклицает: «Все вынесу – все казни!... скорее бы не вынес счастья! А муки… дай их мне: они – тоже жизнь! Только не гони, не удаляй: поздно!».
А Вера высказывается о Райском следующим образом: «Я начинаю верить в него. В нём много чувства, правды…». Поэтому абсолютно естественным является тот факт, что именно Райский стал тем самым «связующим звеном» в том «приснившимся, тяжелом полугодовом сне», который сблизил его, Веру, Татьяну Марковну и Тушина.
Вера – молодая девушка, главная героиня романа. Не раз она заявляет: «сумею снести всё одна. Ведь я не жалуюсь». Только благодаря тем трудностям, что выпали на хрупкие женские плечи, Вера поняла и приняла свое предназначение: «отдать всю жизнь другим, и путем долга, нескончаемых жертв и труда, начать «новую» жизнь, не похожую на ту, которая стащила её на дно обрыва». Райский дал как-то наставление героине: «Когда ты одолеешь мучительную и опасную страсть…ты выйдешь с громадным опытом, закаленная против всяких других бурь… для лучшей доли…»
Но это все у героини только впереди. Как и Родиону Раскольникову Ф.М. Достоевского, в конце взявшего Евангелие, так и героине
И.А. Гончарова, которой, «на душе становилось свободнее, как преступнику, которому расковали руки и ноги», только предстоит путь духовного очищения. Имя героини семантически маркировано, указывая на главное качество героини.
На первый взгляд может показаться, что «патриархальный быт» в романе представлен в образе Татьяны Марковны Бережковой, бабушки Райского. Неоднократно в разговорах со внуком у героини возникают конфликты. О крепостничестве Татьяна Марковна мыслит, как истинный помещик, считая, что крепостные «избалованы, век – на готовом хлебе». В начале романа Бережкова убеждена, что почтенного человека нужно уважать, даже если он «племянницу обобрал, в казне воровал», но со временем происходят изменения в мировоззрении герои, которые вызваны прежде всего спорам с Райским. Ярким примером этому служит сцена в третьей части, когда Бережкова заявляет о том, что «гордость – пьяный порок, наводит забвение», поставив на место Нила Андреича.
В словах Татьяны Марковны заложена, как говорил сам Райский, «практическая мудрость»: «человек не чувствует счастья, коли нет рожна. Надо его ударить бревном по голове, тогда он и узнает, что счастье было, и какое оно плохонькое ни есть, а все лучше бревна».
Именно Татьяна Марковна в романе служит тем «маяком благомудрия», который в конце произведения заявляет: «Бог судит людей через людей – и пренебрегать этим судом нельзя! Надо смириться!». Таким образом, в романе раскрывается тема христианского смирения и всепрощения. Можно провести параллель с Сонечкой Мармеладовой из романа «Преступление и наказание». Смирение в данном случае – результат сознательного нравственного выбора.
Ф.М. Достоевский проповедовал: «Смирись, гордый человек, и узришь новую жизнь!». Во многом взгляды писателей оказываются схожими.
Марк Волохов. Именно в его образе И.А. Гончаров показывает «новое» поколение, со своими взглядами и убеждениями. Он не признаёт авторитетов, проповедует теорию «свободной любви» и считает семью «страшными путами». Недаром в разговоре с Верой он заявляет: «Вы барышня, замуж хотите! Это не любовь!...это скучно! Мне надо любви, счастья…». Марка Волохова, как и Евгения Базарова в романе И.С. Тургенева, можно назвать нигилистом: «Свобода с обеих сторон – и затем – что выпадет кому из нас на долю: радость ли обоим, наслаждение, счастье, или одному радость, покой, другому мука и тревоги – это уже не наше дело. Это указала бы сама жизнь, а мы исполнили бы слепо её назначение, подчинились бы её законам». Но именно на примере судьбы героя писатель показывает, что происходит с людьми, вопреки общечеловеческой и христианской морали следовавшим своим убеждениям. Его сознание отрезвила действительность: «Торжествуй, она никогда не забудет тебя!».
Название романа можно рассматривать и как падение и оскудение дворянства, и как место, где похоронена ««чистая» Вера: её уже нет больше… она на дне этого обрыва…»
Чаще всего авторская позиция раскрывается в диалогах-спорах бабушки и внука, Райского и Веры, Веры и Волохова, Райского и Волохова, т.е. в столкновении вечного конфликта старого и нового поколения, людей, «живущих прошлым», и людей, «мыслящих по-новому». Герои рассуждают о свободе, любви, правах, страсти, воспитании, крестьянах и общественном строе. Но при этом взгляды самого автора основываются на верности и преданности семье и Родине.