Статья:

Развитие интереса к чтению как условие развития коммуникативной культуры

Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Гериева М.В. Развитие интереса к чтению как условие развития коммуникативной культуры // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(69). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(69).pdf (дата обращения: 25.05.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие интереса к чтению как условие развития коммуникативной культуры

Гериева Марина Владимировна
магистрант, филиал Челябинского государственного университета, Казахстан, г. Костанай
Валеев Гадель Камилович
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, филиал Челябинского государственного университета, Казахстан, г. Костанай

 

В эпоху развития компьютерных технологий, повышенной популярности виртуальной реальности и социальных сетей, недостаток коммуникативного общения в реальном режиме становится причиной школьного стресса у учащихся, межличностных конфликтов. В связи с этим перед современной школой встает ряд проблем, требующих разрешения, одной из которых создание образовательной среды благоприятной для формирования коммуникативной культуры учащихся.

Коммуникативная  культура учащихся представляет собой совокупность социокультурных ценностей, мотивов, знаний, коммуникативных умений и способностей, межличностных отношений, которые помогают контролировать и регулировать речевое поведение, способствуют взаимопониманию, сотрудничеству и эффективному решению задач общения в образовательной среде школы [1].

Мы считаем, что художественная литература содержит великий потенциал духовных ценностей, она обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Именно с помощью приобщения к литературе и развития интереса к чтению следует формировать у учащихся коммуникативную культуру.

Исследование Н.Н. Светловской позволило составить структуру читательского интереса (схема 1), включающую заинтересованность текстом, ситуативную и личную заинтересованность.

 

Рисунок 1. Структура читательского интереса

 

Исходя из предложенной выше структуры читательского интереса, исследователями различается его ситуативная и личностная основа [Умнов 2012, c.135].

Ситуативным интерес становится, если на него воздействуют внешние стимулы в виде яркой обложки книги, просмотренного фильма-экранизации, рецензии в газете и т. п. Этот интерес характеризуется подвижностью и, если на него не оказывают влияние доминирующие свойства личности, легко теряется при изменении ситуации.

Личностному интересу соответствует устойчивость. Его опорой (и одновременно питанием) служит наличие доминирующих духовных интересов личности. В жизни ситуативный интерес – это часто первый шаг к формированию личностного интереса.

В соответствии с таким пониманием основ читательского интереса, выделяют следующие стадии развития читательского интереса [Шалатонова]:

1. Созерцательный интерес– первоначальная стадия в развитии интереса к чтению. Речевое развитие детей дошкольного возраста характеризуется быстрым ростом речевой активности, интенсивным накоплением понятийного и лексического материала, усвоением структуры родной речи, основ ее звуковой культуры и элементов грамматической правильности. Активизируется восприятие художественного слова. Появляется заинтересованность и на основе этого приобретается навык и умение слушать и понимать произведения, формируется эмоциональное восприятие, желание запоминать и исполнять неоднократно слышанные короткие стихи, маленькие сказочки, рассматривать иллюстрации в книжке, говорить о ее содержании.

Созерцательный интерес носит ситуативный, эпизодический характер и проявляется в непроизвольном внимании ко всему новому, необычному, занимательному. Сохраняется он столько, сколько длится вызвавшая его ситуация, и прекращается с ее исчезновением [Шалатонова, c. 36].

2. Интерес к процессу (технике) чтения вызван потребностью в овладении практической деятельностью. На этой стадии интереса совершенно необходима ближайшая цель – прочитать отгадку к загадке; узнать, что произойдет с главным героем; прочесть слово, чтобы тебя услышали товарищи; узнать букву, чтобы прочесть слово (остальные буквы известны); восстановить текст по картинке, отгадку к загадке и т.д.

3. Интерес к смыслу прочитанного (познавательный) вытекает из потребности чтения. В данном случае нас интересует целенаправленный процесс приобщения подростков к литературе – воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию эстетического чувства и формированию нравственности.

Это, в первую очередь, то конкретно-чувственное познание, которое близко таким формам восприятия жизни, как видение, осознание, слушание, но « ... в чтении идет не упрощенная передача автором читателю содержания, образцов и прочего – в психической сфере ничего механическим образом передать нельзя, а активный процесс восприятия и переработки» [Рубинштейн].

4. Интерес творческого увлечения чтением – это высшая стадия развития читательского интереса. Под творчеством понимается деятельность человека, создающего духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Стоит отметить, что этой стадии интереса достигают далеко не все увлеченные чтением.

Чтобы формировать читательский интерес, следует создавать ситуацию, способствующую возникновению интереса читателя к чтению. Необходимо так организовать общение ребенка с художественным произведением, чтобы введение законов искусства помогало ему раскрывать «секреты» автора, его замысел. И принципиально важно, чтобы это не убило непосредственности читательского сопереживания.

 

Список литературы:
1. Жамгоцева, И.А.. Формирование коммуникативной культуры учащихся в образовательной среде школы. Автореф.канд.пед.наук, Ростов-на-Дону, 2010.
2. Умнов, Б.Г. Чтение детей и подростков в конце XX в. / Б.Г. Умнов. - М., 2012. – 153 с
3. Шалатонова Н.П., Педагогические условия формирования читательских интересов младших школьников. Автореф.канд.пед.наук, Брянск, 1999.
4. Рубинштейн М.М. Воспитание читательских интересов у школьников [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/rubinshteyn_vospitanie-chitatelskih-interesov_1950/go,10;fs,0/