Статья:

Оценка состояния розничной торговли Краснодарского края на современном этапе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(110)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Клдиашвили М.А. Оценка состояния розничной торговли Краснодарского края на современном этапе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 17(110). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/110/70775 (дата обращения: 24.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка состояния розничной торговли Краснодарского края на современном этапе

Клдиашвили Марина Александровна
магистрант, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

ASSESSMENT OF THE STATE OF RETAIL TRADE IN THE KRASNODAR TERRITORY AT THE PRESENT STAGE

 

Marina Kldiashvili

Graduate student, Sochi State University, Russia, Sochi

 

Аннотация. Данная статья посвящена оценке состояния розничной торговли Краснодарского края за период 2015-2018 годы, рассмотрена характеристика её показателей, что позволило определить ключевые показатели, характеризующие развитие розничной торговли региона.

Abstract. This article is devoted to the assessment of the state of retail trade in the Krasnodar region for the period 2015-2018, the characteristics of its indicators are considered, which allowed us to determine the key indicators that characterize the development of retail trade in the region.

 

Ключевые слова: розничная торговля, Краснодарский край, экономика, развитие, физический оборот, Южно-федеральный округ, конкурентоспособность, малый и средний бизнес, торговые сети, индекс потребительских цен, население, рынки, ярмарки.

Keywords: retail trade, Krasnodar territory, economy, development, physical turnover, southern Federal district, competitiveness, small and medium-sized businesses, retail chains, consumer price index, population, markets, fairs.

 

Значительную роль в обеспечении высокого уровня жизни населения Краснодарского края играет рынок розничной торговли. Одним из основных показателей, отражающем степень эффективности розничной торговли, как отрасли экономики, является совокупный оборот. Оборот розничной торговли характеризует выручку от продажи товаров населению для конечного потребления.

Рассмотрим значения оборота розничной торговли по Краснодарскому краю за период 2015-2018 годы по данным Федеральной службы государственной статистики на рисунке 1. Отчетливо виден последовательный рост оборота розничной торговли, но следует учитывать, что на данный показатель оказывают влияние текущие цены на товары конечного потребления и количество проданного товара.

 

Рисунок 1. Оборот розничной торговли по Краснодарскому краю, млн. рублей

 

Помимо этого, можно сделать вывод о том, что наблюдаемый на рисунке 1 рост оборота розничной торговли в значительной мере вызван повышением цен на товары. Отбросить влияние фактора роста цен на показатель оборота розничной торговли позволяет индекс физического объема оборота.

На рисунке 2 отображены значения индекса физического объема оборота розничной торговли (ИФО) за период 2015-2018 годы.

 

Рисунок 2. Индекс физического объема оборота розничной торговли (в процентах к предыдущему году)

 

Из вышеуказанного рисунка 2 видно, что, после падения в 2015 году (динамика товарооборота в розничной торговле составила 93%) в 2016 году наблюдалась положительная динамика, которая составила 100,2%. В 2017 и 2018 годах положительная динамика сохранилась, т.е. 101,1% и 102,6% соответственно.

Далее рассмотрим значения темпов прироста оборота розничной торговли за период 2015-2018 годы на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Темпы прироста розничной торговли за период 2015-2018 годы, в %

 

Из рисунка 3 следует, что в 2015 году темп прироста розничной торговли составил -7%. На данное снижение повлияло ослабление покупательской способности населения, в следствии повышения цен из-за ослабления курса рубля. В 2016 году наблюдалась положительная динамика розничного товарооборота (0,2%). В 2017 и 2018 годах положительная динамика сохранилась, составив 1,1% и 2,6% соответственно. [1]

В Краснодарском крае на 1 января 2019 г. оборот розничной торговли в расчете на душу населения составил 233,9 тыс. рублей, т.е. увеличился на 3,6 % по сравнению с 2018 годом, превысив аналогичный показатель в среднем по России (214,9 тыс. рублей) на 12,7 %.

Помимо этого, по данным Росстата Краснодарский край является лидером среди регионов ЮФО по обороту розничной торговли за период 2015-2018 годы (таблица 1). [4]

Таблица 1.

Оборот розничной торговли по регионам ЮФО за период 2015-2018 годы, млн. рублей

Наименование субъекта ЮФО

2015

2016

2017

2018

Краснодарский край

1 160 565,9

1 247 914,4

1 306 893,9

1 368 124,7

Ростовская область

824 914,5

853 290,2

880 421,6

920 765,6

Волгоградская область

346 899,7

345 656,8

367 064,7

389 565,0

Республика Крым

214 710,2

219 861,4

229 892,5

256 198,0

Астраханская область

174 292,9

167 320,3

166 809,5

173 405,1

Республика Адыгея

73 232,6

80 130,9

86 249,4

95 164,4

г.Севастополь

38 462,7

61 506,5

63 290,1

65 663,4

Республика Калмыкия

17 904,6

18 803,0

19 631,9

21 333,1

 

С каждым годом увеличивается количество новых торговых предприятий современных форматов, которые создают комфортную потребительскую среду в городских округах и муниципальных районах Краснодарского края, обеспечивая высокий качественный уровень торгового обслуживания.

Наиболее важным фактором конкурентоспособности услуг на рынке розничной торговли является низкая цена, высокое качество и уникальность продукции. Наиболее серьезными административными барьерами для ведения текущей деятельности или открытия нового бизнеса является высокий уровень налогов, высокие барьеры доступа к финансовым ресурсам, высокие транспортные и логистические издержки. Препятствием для расширения действующего бизнеса является нехватка финансовых средств и «насыщенность рынков сбыта». Меры по усилению конкурентоспособности – обучение персонала, сокращение затрат на производство и новые способы продвижения продукции (маркетинговые стратегии). Кроме этого, для сохранения рыночной позиции бизнеса на данном рынке необходимо регулярное снижение цен, повышение качества, развитие сопутствующих услуг.

По состоянию на 1 января 2019 г. на территории Краснодарского края розничную торговую деятельность осуществляют более 56,4 тыс. объектов. Обеспеченность населения Краснодарского края площадью торговых объектов в 2018 году составила 861,0 м2, что на 4,5 % выше, чем в 2017 году.

На розничные торговые сети приходится 28 % розничного товарооборота края. В Краснодарском крае представлены такие крупные отечественные и зарубежные торговые сети, как «Магнит», «X5RITAIL», «О’Кей», «Ашан», «Леруа Мерлен», «Касторама», «Лента», «М-видео», «DNS», «Медиа-Маркт», «Техносила», «METRO», «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Евросеть», «Эльдорадо», «Поиск», «Техносклад», «Спортмастер», «Hoff» и многое другое. Наиболее востребованными сейчас являются магазины «шаговой доступности», нацеленные на реализацию свежих продуктов питания и сельскохозяйственной продукции местного производства. На сегодняшний день на рынке отчетливо прослеживается тенденция стирания локальных границ развития местных ритейл — сетей. Местные краснодарские торговые сети представлены брендами «Магнит», «Табрис», «Красная площадь», АО фирма «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева, «Алкотека», «Апельсин», «Сказка», «Морковь», «Гранат», сеть кулинарий «Патрик и Мари», «Восход» и другие. На территории Краснодарского края насчитывается порядка 24,2 тыс. объектов по реализации продовольственных товаров.

Многообразие форматов торговли в Краснодарском крае является стимулом для развития среднего и малого бизнеса. В соответствии с утвержденными схемами размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено к размещению более 11,6 тыс. нестационарных торговых объектов, в том числе круглогодичных – 5,5 тыс., сезонных – 6,1 тыс. Разнообразие каналов торговли также позволяет обеспечить необходимый ассортимент позиций, предлагаемых потребителю. Учет интересов, потребностей и предпочтений максимально широкого перечня групп населения, включая представителей малых народностей и религиозных конфессий, также позволяет судить о качестве жизни в том или ином регионе.

В таблице 2 представлена динамика индексов потребительских цен на рынке услуг розничной торговли Краснодарского края за 2015-2019 гг. [3]

Таблица 2.

Индексы потребительских цен на рынке розничной торговли Краснодарского края в 2015-2019 гг., в %

Виды товаров

2015

2016

2017

январь-октябрь 2018г.

январь-октябрь 2019г.

Все товары

114,1

106

102,2

102,2

104,8

в том числе:

 

продукты питания

115,5

106,1

102,8

102

106,5

алкогольные напитки

108,4

106,2

106

101,4

102,2

непродовольственные товары

113,8

106,8

102,2

103,2

103,9

 

Из таблицы следует, что в 2015 году индекс потребительских цен составлял 114,1%, но затем в 2016-2018гг. произошло снижение индекса потребительских цен до 106%, т.е. уменьшился на 8,1% в 2016 г. и по сравнению с 2016 годом в 2017 г. снизился до 102,2%, т.е. снизился на 3,8%. Далее видно, что за период с января по октябрь 2018 года индекс потребительских цен оставался на уровне 2017 года. За период с января по октябрь 2019 года индекс потребительских цен вырос на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Отмеченная тенденция роста цен в 2019 году наблюдалась как по продовольственным, так и по непродовольственным товарам.

В целях обеспечения населения Краснодарского края продукцией высокого качества и поддержки малого и среднего предпринимательства 2 раза в год организовано проведение краевого конкурса в области качества «Сделано на Кубани». На 1 января 2019 г. по итогам 2 конкурсов знак «Сделано на Кубани» присвоен 291 товару 105 производителей. Доля продажи товаров на рынках и ярмарках снизилась на 0,3 % (с 9,5 % до 9,2 %). По состоянию на 1 января 2019 года в Краснодарском крае осуществляют деятельность 31 рынок (универсальных – 20, специализированных – 2; сельскохозяйственных – 9), функционирует 245 торговых комплексов, которые ранее функционировали как розничные рынки и ярмарки. Также по состоянию на 1 января 2019 г. в регионе функционировало 802 ярмарки, в том числе 77 ярмарок «выходного дня». Деятельность ярмарок «выходного дня» в первую очередь направлена на обеспечение населения качественной продукцией по доступным ценам, а также на поддержку краевых сельхозтоваропроизводителей. [2]

Таким образом, в ходе проведенного анализа можно сделать вывод, что розничная торговля в Краснодарском крае активно развивается и занимает первое место в ЮФО по товарообороту, определенные показатели рынка за период 2015−2018 гг. показали рост в развитии региона, что говорит о положительной ситуации в экономической и социальной сфере Краснодарского края.

 

Список литературы:
1. Краснодарский край в цифрах. Статистический сборник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krsdstat.gks.ru/storage/mediabank/Краснодарский%20край%20в%20цифрах%202018%20год.pdf (Дата обращения: 02.05.2020)
2. Мониторинг состояния и развития конкуренции на товарных рынках в Краснодарском крае за 2019 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://economy.krasnodar.ru/standart-razvit-konkurencii/files/rez_monit_2019-01.pdf (Дата обращения: 04.05.2020)
3. Официальный сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и республике Адыгея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krsdstat.gks.ru/prices_kk (Дата обращения: 04.05.2020)
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (Дата обращения: 02.05.2020)