Статья:

Порядок формирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Каспер Л.А. Порядок формирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 18(111). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/111/71227 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Порядок формирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Каспер Лидия Александровна
студент, Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск

 

THE PROCEDURE FOR THE FORMATION OF LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) BODIES OF STATE POWER OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Lidia Casper

Student, Siberian Law University, Russia, Omsk

 

Аннотация. В настоящей статье рассматривается порядок формирования законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На примере некоторых субъектов Российской Федерации рассматриваются условия формирования настоящих органов.

Abstract. This article discusses the procedure for the formation of legislative (representative) government bodies of the constituent entities of the Russian Federation. On the example of some constituent entities of the Russian Federation, the conditions for the formation of these bodies are considered.

 

Ключевые слова: Российская Федерация; орган; порядок формирования; субъект Российской Федерации; Законодательное Собрание; законодательный орган субъекта.

Keywords: The Russian Federation; organ; formation order; the subject of the Russian Federation; Legislative Assembly; legislative body of the subject.

 

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации формируется на периодических выборах путем всеобщего, прямого и тайного голосования, сроком не более чем на 5 лет.

Порядок формирования законодательных  (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется конституциями (уставами) этих субъектов, законами о выборах их органов законодательной власти, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 6 декабря 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Так, например, в Омской области правовое регулирование порядка формирования Законодательного Собрания Омской области осуществляется Законом Омской области от 7 июля 2003 г. № ­455-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области»[1].

Порядок формирования законодательных (представительных) органов власти субъектов Российский Федерации, начинается с момента формирования депутатского корпуса, который  устанавливается пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 6 декабря 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[2]. Данная норма указывает, что не менее 25% состава депутатского корпуса законодательного органа  субъекта, либо не менее 25% состава одной из его палат должны формироваться выдвинутыми избирательными объединениями, на основе пропорциональной избирательной системы. Исключением являются депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на них данную норму законодатель не распространяет.

После чего обязательным условием для депутатов, является вступление в депутатские объединения (фракции). Образование депутатских объединений позволяет повысить эффективность деятельности законодательного органа субъекта Российской Федерации, прийти к единому решению по большинству рассматриваемых вопросов, а также в установленные сроки выполнить план законопроектных работ. На наш взгляд создание депутатских объединений увеличивает ответственность депутатов перед политической партией, включившей данного депутата в свой избирательный список, а также своими избирателями, которые голосовали за соответствующее избирательное объединение.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что субъект Российской Федерации самостоятельно формирует число депутатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, в силу своей исключительной компетенции. Но при всей самостоятельности субъекта, законодатель закрепляет требование, в соответствии с которым число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно зависеть от количества избирателей зарегистрированных в том либо ином регионе. Так, например, в Омской области законодательный орган состоит из 44 депутата, в Кемеровской области – из 46 депутатов, в Республике Бурятия – из 66 депутатов, в Новосибирской области – из 76.

Федеральным законодательством и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются общие и дополнительные условия для пассивного избирательного права гражданина быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом  от 12 июня 2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста установленного в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, а также конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации[3].

В соответствии с Уставом (Основным законом) Омской области от 26 декабря 1995г. № 193-ОЗ депутатом Законодательного Собрания Омской области может быть избран гражданин Российской Федерации, имеющий пассивное избирательное право и достигший возраста 21 года на день голосования.

Так, в соответствии с законодательством Кемеровской области гражданин Российской Федерации может быть избран  депутатом Законодательного Собрания, если на день  голосования его возраст составляет 21 год.

После чего обязательным условием для депутатов, является вступление в депутатские объединения (фракции). Образование депутатских объединений позволяет повысить эффективность деятельности законодательного органа субъекта Российской Федерации, прийти к единому решению по большинству рассматриваемых вопросов, а также в установленные сроки выполнить план законопроектных работ. На наш взгляд создание депутатских объединений увеличивает ответственность депутатов перед политической партией, включившей данного депутата в свой избирательный список, а также своими избирателями, которые голосовали за соответствующее избирательное объединение.

Таким образом, можно сделать вывод, что субъекты Российской Федерации формируют законодательные (представительные) органы на основе регионального законодательства, но с опорой на федеральные нормы. Также, стоит сказать, что не только законодательство, но и уровень развития политической и правовой культуры граждан, а также их реальная способность быть субъектами политического и избирательного процесса позволит законодательным (представительным) органам быть по истину подлинными и справляться со своими задачами.

 

Список литературы:
1. Закон Омской области от 07.07. 2003 г. № ¬455-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Омской области» [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.consultant.ru 
2. Федеральный закон от 6 декабря 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.consultant.ru 
3. Федеральный закон  от 12 июня 2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.consultant.ru