Социальная работа- профессия будущего
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)
Социальная работа- профессия будущего
Многие выпускники школ, планируя свое будущее, задаются вопросом, что же представляет собой то или иное направление подготовки или специальность, насколько они будут востребованы к моменту окончания вуза, каковы перспективы карьеры и самореализации.
С этой точки зрения социальная работа рассматривается в ряду других профессий социально-гуманитарной направленности, в отношении которых существует множество предрассудков и спорных представлений.
Рисунок 1. Виды социальной работы
Что такое социальная работа? Что за люди работают в этой области? Почему они выбирают именно социальную работу, когда есть множество на первый взгляд более интересных профессий, вроде бы даже более впечатляющих, манящих яркими зазывными плакатами и обещаниями богатства и успеха?
Рисунок 2. Социальная работа как практическая деятельность
Первое, что приходит на ум и ассоциируется с социальной работой – это социальное обслуживание и патронат, работа сиделок, сопровождение пожилых и инвалидов. В умах обывателей возникает образ женщины в фартуке и с платочком на голове, в перчатках на руках и с печатью вечной усталости на лице. С одной стороны, все достаточно логично и в рядах социальных работников – целая армия сотрудников занимающихся на дому, помогая нуждающимся в решении социально-бытовых, пространственно-ориентационных, медико-социальных проблем. Эта важная работа, очень нужная, особенно в условиях распространенной инвалидизации и старения населения.
Есть только несколько «НО». Надомное социальное обслуживание, которое исторически, пожалуй, стало одной из самых первых форм реализации заботы государства о своих гражданах посредством поддержки благотворительных организаций («Общество сестер милосердия», «Российский Красный Крест» и пр.) и создания социальных учреждений (приказы общественного призрения, ведомство общественного попечения и пр.), тем не менее, на сегодняшний день, по сути, представляет собой вид деятельности, не требующий высокой квалификации и специализированной подготовки, еще в 1990-ые годы деятельность социальных работников – именно в таком определении, не специалистов по социальной работе, а социальных работников, – рассматривалась как сфера трудоустройства людей без образования или пред/пенсионного возраста.
Рисунок 3. Социальная работа как практическая деятельность
Деятельность специалистов, в отличие от социальных работников, требует сформированности более широкого спектра компетенций в области организационно-управленческой, планово-финансовой, проектной и иной деятельности, а также навыки преподавания и научных исследований.
Социальная работа, как и другие виды профессиональной деятельности, характеризуется достаточно стабильным поступательным развитием в соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества. Зародившись в свое время из первых проявления соседской взаимопомощи и общинной поддержки нуждающихся сограждан, пережив периоды преимущественно церковно-монастырской и частной благотворительности, исключительно государственного участия и плановой экономики, на сегодняшний день можно говорить и поливариантности практической применимости профессиональной и непрофессиональной социальной работы: это деятельность силовых структур и органов исполнения наказания, кадровая политика и корпоративное управления, социальное предпринимательство и развитие добровольчества, социальная составляющая в функционировании учреждений образования, здравоохранения, культуры, а также, конечно же, государственные внебюджетные социально-страховые фонды, органы социальной защиты населения, органы службы занятости и многое другое.
Современный специалист с базовым образованием в области социальной работы – это квалифицированный работник, подготовленный к работе в условиях повсеместной информатизации и компьютеризации, владеющий навыками работы в различной этнокультурной и социальной среде, умеющий учесть возрастные и гендерные особенности, специфику профессиональной принадлежности и иных статусных характеристик клиента. Клиентоцентризм социальной работы проявляется в установке, что любой человек, семья или группа людей могут обратиться за помощью в решении своих социальных проблем, и эта помощь им будет оказана.
Социальные риски, возникающие повсеместно и являющиеся повседневным атрибутом нашей жизни, заставляют задуматься о том, что нет шансов, что в ближайшие годы исчезнет потребность в социальной работе. Напротив, глобализация и интеграция общественных процессов на фоне развития информационного общества обуславливают высокую потребность в услугах помогающих и поддерживающих профессий – психологов и психотерапевтов, консультантов и тьюторов, которые своевременно отреагируют на призыв о помощи и смогут наиболее оптимально отреагировать. Тенденции унификации и расширения профессиональной специализации выдвигают свои требования к спектру необходимых знаний и умений специалиста, определяя содержание образовательных программ и направленность повышения квалификации. Возможно, когда-то мы придем к ситуации, когда многие функции, привычно относящиеся сегодня к области профессиональной социальной работы, будут выполняться роботизированными автоматами и МФУ, идентифицирующими личность обратившегося и выбирающими по единому алгоритму причитающиеся ему выплаты и пакеты услуг. Однако никакие технологические достижения и разработки не отменят необходимости живого человеческого участия и сопереживания, субъективной оценки и внимательного отношения к человеку, который под напором жизненных обстоятельств теряет возможности жизнеобеспечения и вынужден обратиться к компетентным органам. И именно социальная работа – та профессия, которая и через много лет сможет поддержать и поделиться человеческим теплом, сориентировать и направить в трудную минуту.