Статья:

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Цыганкова Е.Н., Крылова Е.В. Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/71576 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией

Цыганкова Екатерина Николаевна
студент, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск
Крылова Елена Викторовна
канд. пед. наук, доцент, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск

 

SPEECH THERAPY WORK ON CORRECTION OF SOUND REPRODUCTION IN PRESCHOOL CHILDREN WITH DYSARTHRIA

 

Ekaterina Tsygankova

Student of Smolensk state University, Russian, Smolensk

Elena Krylova

Candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor of Smolensk state University, Russian, Smolensk

 

Аннотация. В статье раскрывается проблема нарушений звукопроизношения у дошкольников с дизартрией, а также освещены некоторые методы и приемы работы по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией на основе дифференцированного подхода.

Abstract. The article deals with the problem of violations of sound reproduction in preschool children with dysarthria, and also highlights some methods and techniques for correcting sound reproduction in preschool children with dysarthria on the basis of a differentiated approach.

 

Ключевые слова: старшие дошкольники, дизартрия, коррекция звукопроизношения.

Keywords: senior preschool children, dysarthria, correction of sound reproduction.

 

Одним из наиболее распространенных нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста является дизартрия. Изучению данного  вида речевых расстройств посвящены работы Е.Ф. Архиповой, Л.И. Беляковой, Е.Н. Винарской, Л.В. Лопатиной, О.В. Правдиной, Е.Ф. Соботович и др. Дизартрия представляет собой нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга» [2, с. 29]. Как считают исследователи, при дизартрии «основой дефекта, его первичным звеном является трудность воспроизведения артикуляторного уклада и переключения с одного звука на другой» [3, с. 104]. Недостаточное развитие артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией проявляется в изменениях тонуса мышц артикуляционного аппарата, дискоординационных расстройствах, синкинезиях, треморе языка и губ и других нарушениях. Дошкольники с дизартрией наряду с нарушениями основных компонентов речевой деятельности характеризуются недоразвитием неречевых функций: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Несвоевременно оказанная логопедическая помощь при данном виде речевого расстройства приводит к значительным затруднениям в освоении детьми с дизартрией школьной программы. Анализ логопедической практики дошкольных образовательных учреждений обнаруживает недостаточную разработанность вопросов коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с дизартрией в части дифференциации методов логопедического воздействия с учетом механизма и структуры дефекта при различных  видах дизартрического расстройства. В связи с этим необходим поиск наиболее эффективных методов и приемов логопедической работы с детьми данной категории.

Цель исследования – изучение особенностей нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией и выбор оптимальных методов и приемов коррекции с учетом дифференцированного подхода. В исследовании приняли участие дети в возрасте 5-6 лет с общем количестве 15 человек.

Проведенное констатирующее исследование позволило выявить особенности артикуляционной моторики и нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией. Так, у детей с преобладанием спастичности (47% детей) отмечалось некоторое ограничение движений языка в стороны, вверх, вперед, смещение тела языка кзади, пассивность кончика, напряженность спинки языка, слабость одной половины, беспокойство при удержании его в заданном положении, напряженность языка при ускорении темпа движений. Ярче моторная недостаточность проявлялась при выполнении сложных двигательных актов. У дошкольников с преобладанием низкого мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре (33% детей) наблюдалась пассивность, вялость языка, губ, недифференцированные движения кончика языка, частичная потеря четкости, координации движений. При смешанном варианте дизартрии (20% детей) наблюдались признаки, типичные и для спастического, и для паретического варианта.

Изучение звуковой стороны речи выявило у всех дошкольников с дизартрией различные дефекты звукопроизношения. Звуки нарушались с разной частотой. Наиболее устойчивыми оказались гласные звуки (выявлено у 27% детей), наименее устойчивыми - те согласные, которые считаются традиционно артикуляторно трудными. Наиболее распространенным у детей с дизартрией является дефектное произношение свистящих звуков (93%). За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков (87%). Среди других групп звуков чаще оказывались нарушенными аффрикаты, [р], [л] (73%). Преобладающими являлись дефекты в виде свистящего, шипящего, межзубного, губно-зубного сигматизма, горлового и бокового ротацизма. Характерным для многих детей с дизартрией являлось смягчение согласных звуков из-за подъема спинки языка, произнесение шипящих из нижнего положения, производство переднеязычных звуков [т], [д] и сонорного [л] передней частью спинки языка. У всех дошкольников с дизартрией «смазанность» звукопроизношения возрастала в речевом потоке.

В ходе исследования звукопроизношения дошкольников с дизартрией было выявлено, что ненарушенное произношение различных групп звуков чаще всего отмечалось в слогах структуры типа СГ. Такая особенность обусловлена тем, что  слог типа СГ появляется в речи детей в период ее формирования прежде других и часто сохраняется при речевых расстройствах. Особую трудность вызвало произнесение звуков в составе слога структуры ГСС и ССГ, что объясняется имеющимися у дошкольников с дизартрией трудностями переключения с одной артикуляционной позиции на другую.

У дошкольников с дизартрией отмечается зависимость произношения звуков различных фонетических групп от их места в слове. Наибольшие трудности дошкольники испытывали при воспроизведении звуков в середине слова‒ нарушение гласных звуков в данной позиции были отмечены в 27% случаев (от общего количества слов), свистящих и шипящих согласных - в 81% и 78% – соответственно, сонорных – в 70%, заднеязычных - в 10%, переднеязычных - в 8%. Несколько реже допускались ошибки в абсолютном конце слова‒гласные звуки нарушались в 24% случаях (от общего количества слов), свистящие - в 78%, шипящие согласные - в 74%,сонорные - в 66%, заднеязычные и переднеязычные- в 8%. Самой устойчивой позицией для всех групп звуков было нахождение в абсолютном начале слова.

Выявленные нарушения звукопроизношения у дошкольников с дизартрией требуют разработки дифференцированных методов и приемов логопедической коррекции имеющихся нарушений. При разработке содержания логопедической работы с дошкольниками с дизартрией мы основывалась на онтогенетическом принципе формирования звукопроизношения и необходимости осуществления дифференцированного подхода к формированию звукопроизношения у детей с разным тонусом мышц артикуляционного аппарата (гипертонус, гипотонус, дистония).

На подготовительном этапе логопедической работы осуществлялась работа по развитию речеслухового внимания, фонематического восприятия, речевого дыхания, нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, а также формированию кинетической основы движений рук. В ходе работы по развитию артикуляционного аппарата у дошкольников мы учитывали тонус мышц: дошкольникам с пониженным мышечным тонусом предлагались задания на активизацию и укрепление паретичных мышц, при повышенном тонусе использовались задания на расслабление напряженных мышц.

Второй этап логопедической работы был связан с формированием первичных произносительных умений и навыков дошкольников с дизартрией. На данном этапе проводилась постановка звуков и формирование их правильного произнесения в различных фонетических условиях.

Основываясь на подходе к формированию нормативного звукопроизношения у дошкольников с дизартрией, предложенном Л.В. Лопатиной, в работе с детьми осуществлялась  дифференцированная последовательность формирования звуков в зависимости от состояния тонуса мышц – повышенный или пониженный тонус.

Учитывая особенности артикуляторной моторики, мы начинали работу по коррекции нарушений звукопроизношения как при спастичности, так и паретичности с гласных звуков, на которых легче координировать работу всех частей артикуляционного аппарата. При повышенном тонусе мышц коррекция звукопроизношения осуществлялась по следующей схеме: [э], [а], [и], [ы], [о], [у], при пониженном ‒ [а], [э], [и], [ы], [о], [у].

Параллельно с закреплением поставленных звуков мы проводили работу по развитию просодической стороны речи, используя упражнения на произнесение, а затем пропевание гласных первоначально изолированно, а затем в сочетании по 2-3звука на одном выдохе, изменяя голос по силе и высоте, что дало возможность расширить диапазон голоса,  его модуляции, а также способствовало развитию координации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата.

Переход к работе с согласными звуками осуществился также с учетом преобладающего тонуса мышц. При преобладании у дошкольников повышенного тонусаработа строилась по схеме: [м'], [м], [н'], [н], [j], [л'], [л], [р'], [р], [п'], [п], [б'], [б], [т'], [т],[д'], [д], ['], [к], [г'] ,[г], [ф], [ф], [в'] [в], [с'], [с], [з'], [з], [ш], [ж], [х'], [х], [ч], [щ]. При преобладании пониженного тонуса мышц: [в], [ф], [з], [с], [д], [д'],[т], [т'],  [б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [н], [н'],[г], [г], [к], [к'], [х], [х'], [j], [ж], [ш], [ц], [л], [л'],[р], [р'].

Параллельно с работой по формированию правильного произношения звуков мы продолжали работу, направленную на развитие голоса, синхронизацию артикуляции, фонации и дыхания с использованием различных игр и упражнений наматериале поставленных согласных звуков.

Закрепление звуков в словах осуществлялось в следующей последовательности: открытый слог (СГ); закрытый слог (ГС), интервокальная позиция (ГСГ); слоги со стечением согласных звуков.

В работе над формированием звукопроизношения у дошкольников с дизартрией  нами учитывалась степень слоговой трудности предлагаемого детям речевого материала и частота употребления слов в речи.

Третий этап логопедической работы включал игры и упражнения, направленные на формирование у дошкольников с дизартрией коммуникативных умений и навыков. В процессе работы на данном этапе закреплялись приобретенные детьми навыки правильного звукопроизношения, формировалось правильное дыхание, развивались навыки фонематического анализа, совершенствовалась просодическая сторона речи.

Таким образом, система работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией предполагает дифференцированную последовательность формирования звуков с учетом состояния мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Как при спастичности, так и при паретичности коррекция звукопроизношения начинается с гласных, затем осуществляется переход  к работе с согласными в соответствии с произносительными возможностями детей с разным тонусом мышц. При повышенном мышечном тонусе  работа начинается с сонорных звуков, затем формируются смычные и щелевые звуки. При пониженном мышечном тонусе работа начинается со звонких звуков, затем осуществляется переход к постановке смычных звуков,  завершающим этапом является отработка звуков, требующих особо сложной координации движений (заднеязычные, среднеязычный, переднеязычные). Представленная  последовательность коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с дизартрией с учетом состояния мышечного тонуса может значительно повысить эффективность формирования нормативного произношения у детей.

 

Список литературы:
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. ‒ М.: АСТ, 2008. ‒ 254 с.
2. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. ‒ М.: ВЛАДОС, 2013. ‒ 287 с.
3. Винарская Е.Н. Дизартрия. ‒ М.: Астрель, 2006. ‒ 141 с.
4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. ‒ СПб.: Союз, 2001. ‒ 192 с.