Статья:

Современные педагогические технологии в обучении младших школьников

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Родионова Е.И. Современные педагогические технологии в обучении младших школьников // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/71644 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные педагогические технологии в обучении младших школьников

Родионова Евгения Игоревна
магистрант, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва

 

Технология обучения — это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей [3, с. 9].

Какие педагогические технологии сегодня считаются наиболее актуальными в обучении младших школьников?

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся младшего школьного возраста, мы можем ответить на этот вопрос:

  1. Технологии проблемного обучения

Сущность технологии проблемного обучения заключается в получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Данная технология предполагает активную самостоятельную деятельность обучающихся по разрешению проблемных ситуаций. Главные психолого-педагогические задачи проблемного обучения: развитие у учащихся способов мышления и интеллектуальных способностей; усвоение учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного научного поиска и самостоятельного решения проблем (при этом освоенные знания и умения являются более прочными, чем при традиционном обучении); воспитание активной, творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы, развитие у обучающихся рефлексивных умений и критического мышления [2, c.3].

  1. Информационные образовательные технологии

Применение в образовательном процессе информационных технологий делает обучение более содержательным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей обучаемого, существенно повышает уровень индивидуализации обучения и познавательную активность обучающихся. Важно помнить, что у младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, благодаря которому обучающиеся обращают свое внимание на все выразительное и яркое.

  1. Проектные технологии

Сегодня организация проектной деятельности заслуживает особое внимание педагогов, т. к. именно в ней заложен большой потенциал для развития познавательного интереса школьников.

Проектная деятельность — это совместное учебно-познавательное проектирование решений дидактических задач, имеющее согласованные цели, методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Важным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте. В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением.

В основе технологии проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Организация проектной деятельности осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и для усиления природной любознательности детей, их стремления исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Особенностью содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна [2, c.5].

  1. Игровые технологии

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.

Эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т. е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Игровые технологии обеспечивают: успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития; развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию; сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья. 

  1. Технология сотрудничества (групповые формы работы).

Групповая работа - одна из форм деятельностного метода обучения. Такая организация учебного процесса создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При работе в парах и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога, групповая форма работы позволяет учащимся осуществлять контроль и оценку собственной и групповой деятельности, так как постоянно есть возможность сравнивать собственную деятельность с деятельностью других учащихся. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только интеллектуального развития учеников, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи — такие цели преследует данные форма организации деятельности [1, с. 24].

Для современного этапа развития начальной школы групповая форма обучения в наибольшей степени способствует развитию у младшего школьника умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении.

  1. Здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся

Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся.

Без сомнения здоровьесберегающие технологии важны на всех этапах обучения и развития ребенка.

Нами были рассмотрены основные на сегодняшний день в образовании технологии обучения, однако стоит учитывать, что содержание обучения постоянно обновляется, благодаря чему будут появляться новые педагогические технологии, готовые ответить вызову современного образования.

 

Список литературы:
1. Выпускная квалификационная работа. Активные методы обучения младших школьников как основа формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе, 2016
2. Еркина С. Л. Современные образовательные технологии. [Электронный ресурс]
3. Каминский В. Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2005. № 3.