Статья:

Развитие логического мышления младших школьников посредством нестандартных заданий во внеурочной деятельности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Александрова А.В., Неустроева Е.Н. Развитие логического мышления младших школьников посредством нестандартных заданий во внеурочной деятельности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/72007 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие логического мышления младших школьников посредством нестандартных заданий во внеурочной деятельности

Александрова Алена Васильевна
студент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск
Неустроева Екатерина Николаева
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры НО, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск

 

Аннотация. Описана роль нестандартных заданий в развитии логического мышления младших школьников. Приведено определение нестандартных задач. Обосновано их введение во внеурочную деятельность. Показаны некоторые виды таких задач. Рассмотрены основные методы и способы решения. Перечислены приёмы работы в ходе анализа нестандартной задачи. Представлены способы умственной деятельности при решении подобных задач. Подчеркнуто большое общеобразовательное значение специального обучения младших школьников решению нестандартных задач.

 

Ключевые слова: логическое мышление; внеурочная деятельность; нестандартная задача; виды задач.

 

В условиях модернизации общего образования необходимо реализовать качественно новую развивающую модель с целью развития  личности школьника, его способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться. Этому способствует внедрение в учебный процесс идей и принципов нестандартного мышления.

В младшем школьном возрасте очень остро стоят вопросы развития такого познавательного процесса как мышление. Недостаточная сформированность этого процесса создает проблемы в обучении младшего школьника, задерживать развитие познавательной активности. А познавательная активность – это глубокая убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний и умение использовать в жизни. Однако умение не просто иметь потенциал знаний, но и использовать информацию определяется развитостью логических приёмов нестандартного мышления.

Наиболее доступным средством в развитии логического мышления будет введение в курс внеурочной деятельности нестандартных заданий. Внеурочная деятельность школьников на сегодня является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта, которая создает условия для многогранного развития учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Включение нестандартных заданий в курс внеурочной деятельности для младших школьников помогут сформировать у детей высокую математическую предприимчивость. Эффективное использование нестандартных заданий в практике приводит к стремлению ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможности своего интеллекта. Для решения нестандартных заданий ученик должен уметь думать, догадываться. С помощью таких заданий ученик получит не только теоретические знания, но и привычку к умственному труду, настойчивости в преодолении трудностей, оригинальности и изобретательности мышления. 

Эффективность обучения младших школьников решению нестандартных задач зависит от нескольких условий:

  1. при подборе заданий будет осуществлен учет возрастных и индивидуальных  особенностей младших школьников;
  2. следует предлагать интересные упражнения, задания, игры, которые способствовали бы развитию логического мышления;
  3. необходимо предоставлять ученикам максимальную самостоятельность в поиске решения задач;
  4. проект программы внеурочной деятельности по решению нестандартных задач будет составлен в соответствии требованиям образовательного стандарта;
  5. работа по обучению решению нестандартных задач будет систематическим.

Как мы выяснили, наиболее доступным средством в развитии логического мышления будет введение в курс внеурочной деятельности нестандартных заданий.   Учитывая все выше перечисленные педагогические условия, составили рабочую программу внеурочной деятельности «Толкуй» для учащихся 2 класса.

Основная идея курса «Толкуй» связано с тем, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС.

Предлагаемый курс предназначен для развития логических мышлений учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Формы и методы   организации внеурочного занятия: работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение,  самостоятельная работа.

Для того чтобы вызвать интересы учащихся тематика внеурочного занятии «Толкуй» составлена по сказке Самуила Яковлевича Маршака «Двенадцать месяцев». Это очень поучительная сказка, как добро и послушание всегда награждаются, а скупость и бессердечность всегда наказываются. Что интересного имена в этой сказке называются только у месяцев: Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь и Декабрь. Они в сказке представлены в виде людей: трое старых (Декабрь, Январь, Февраль), трое пожилых (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь), трое молодых (Июнь, Июль, Август) и трое мальчики (Март, Апрель, Май). И задания отбирались, редактировались по образам и характерам этих месяцев.

Темы внеурочных занятий «Толкуй».

Тема 1: «Январь – вершина зимы». Вводное занятие.

Тема 2: «Февраль – канун весны». Как предметы можно измерять на глаз.

Тема 3: «Март – капельник». Сравнение фигур.

Тема 4: «Апрель – водолей».

Тема 5: «Май – весна зелени». Математическая газета.

Тема 6: «Июнь – светлый месяц». Загадочные слова.

Тема 7: «Июль – макушка лета». Весёлые задачки.

Тема 8: «Август – время урожая». Любимые фигуры.

Тема 9: «Сентябрь – птицы на юг». Виртуальная экскурсия.

Тема 10: «Октябрь – семь погод на дворе». Викторина.

Тема 11: «Ноябрь – полузимник». Равно, больше или меньше?

Тема 12:«Декабрь – зиме начало». Наши итоги.

Для всех занятий были подготовлены нестандартные задачи и задания.

Такой процесс обучения является, с одной стороны, развивающим, а с другой, занимательным для младшего школьника. Систематическое использование на внеурочных занятиях нестандартных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.