Статья:

Использование ИКТ воспитателем дошкольной образовательной организации для формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Абдулганиева И.Р., Льдокова Г.М. Использование ИКТ воспитателем дошкольной образовательной организации для формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/72068 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование ИКТ воспитателем дошкольной образовательной организации для формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Абдулганиева Илюза Райнафовна
студент, Елабужский институт (филиал) КФУ , РФ, г. Елабуга
Льдокова Галия Михайловна
канд. психол. наук, доцент, Елабужский институт (филиал) КФУ , РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Статья посвящена использованию воспитателем дошкольной организации информационно-коммуникативных технологий в формировании познавательного интереса детей 6-7 лет. В статье рассматриваются сущность основных понятий, эффективность применения информационных технологий в педагогической деятельности.

 

Ключевые слова: познавательный интерес; информационно-коммуникативные технологи; дошкольное образовательное учреждение; ФГОС.

 

Поиск путей и средств формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста показывает, что одним из приоритетов в этом направлении, наряду с традиционными, является использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагога дошкольной организации. Особое значение придается проблеме внедрения компьютеров в воспитательный процесс дошкольного учреждения в связи с возможностью оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности дошкольников.

Обрaзование в настоящее время заставляет нас по-новому взглянуть на процесс воспитательной работы в детском саду. И в этом значительную роль играет использование современных информационных и коммуникационных технологий. Благодаря возможностям современных компьютеров, в том числе сенсорных экранов или использования планшета, ребенок может действовать независимо: показывать без названия, какой объект издает звук или какая игрушка звучит, касаясь интерактивной панели.

Рассмотрим особенности познавательного интереса дошкольников. Большинство ученых не пришли к единому выводу о том, что представляет собой познавательный интерес.

В.Б. Бондаревский, В.С. Мухина и С.Л. Рубинштейн полагали, что познавательный интерес представляет собой следующее:

- избирательная ориентация психологических процессов человека на явления и объекты окружающего мира;

- желание, а также потребность человека заниматься именно той областью деятельности, которая может приносить удовольствие;

- определенное отношение к окружающему миру, к его объектам, к самому процессу (наполненное ярко выраженной эмоциональностью).

Ряд авторов (В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн) считают, что познавательный интерес является причиной, лежащей в основе образовательной деятельности.

Таким образом, познавательный интерес признается многими авторами как важнейший фактор образовательного процесса, который однозначно влияет на развитие всей познавательной деятельности ребенка.

Сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, учителей и специалистов в области раннего обучения.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

По сравнению с традиционными формами дошкольного образования компьютер обладает рядом преимуществ:

- представление информации на экране компьютера в игровой форме представляет большой интерес для детей;

- содержит образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движение, звук, анимация привлекают внимание ребенка;

- проблемные задания, побуждающие ребенка правильно их решать с помощью компьютера, являются стимулом для познавательной деятельности детей;

- обеспечивает возможность индивидуализации обучения;

- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых тренировочных задач;

- в процессе своей работы за компьютером дошкольник обретает уверенность в себе, в том, что может многое сделать;

- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые невозможно увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, прилив, неожиданные и необычные эффекты);

- компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки и ждет, пока он их исправит.

Нами было проведено исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 340» Московского района г. Казани. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста. Дети были распределены на две группы случайным выбором на контрольную и экспериментальную группу по 20 человек в каждой.

Опытно-экспериментальная работа включала 3 этапа:

Констатирующий этап - определение уровня познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Формирующий этап – принятие комплексных мер, направленных на повышение познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Контрольный этап - выявление эффективности проделанной работы.

Для определения уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста были использованы критерии определения сформированности познавательного интереса, выделенные Г.И.Щукиной:

1) когнитивный компонент–наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность;

2) мотивационный компонент – создание ситуаций радости и успеха, целенаправленность деятельности, ее завершенность;

3) действенно-практический компонент – инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, показатель инициативности ребенка.

На констатирующем этапе в экспериментальной группе у основной массы наблюдается познавательная инертность, минимальная самостоятельность, бездеятельность при затруднениях. В контрольной группе на констатирующем этапе у основной массы детей наблюдается познавательная активность, требующая побуждения учителя, зависимость самостоятельной работы от ситуации, преодоление трудностей при помощи учителя.

Далее нами были разработаны педагогические условия в дошкольной образовательной организации с целью формирования познавательного интереса средствами ИКТ. Формирующий этап проводился в период с января по март 2020 года в экспериментальной группе.  По результатам формирующего этапа нами была проведена повторная диагностика. Если рассматривать результаты обеих групп на контрольном этапе исследования, видим, что показатели познавательного интереса у детей экспериментальной группы выше, чем у детей контрольной группы. Сравнение диагностики экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе исследования показало, что по всем шкалам на контрольном этапе показатели  находится на более высоком уровне по сравнению с констатирующим этапом. Это говорит об эффективности проведенной работы.

На основании проделанной работы можно сделать выводы:

1. Сформирован образовательный комплекс на основе объединения современных мультимедийных образовательных продуктов в соответствии с комплексно – тематическим планом для подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет).

2. Заметно повысился уровень развития интегративных качеств воспитанников «Любознательный, активный»; «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» не менее 15%.

3. Созданы интерактивные формы взаимодействия с родителями (сайт группы, персональный сайт педагога, электронная почта).

Таким образом, использование в образовательном процессе ИКТ в организации работы с детьми дает педагогу возможность наблюдать за процессом обогащения социального опыта детей, их ценностными приоритетами, личностными проявлениями, оценивать способность каждого ребенка к решению задач, к самостоятельному выбору.

 

Список литературы: 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – M: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с. 
2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2015. 
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 456 с. 
4. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии. - СПб.: Издательство «Питер», 2010. - 448с.