Статья:

Онлайн курс по иностранному языку для специальных целей в средней школе: возможности и ограничения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Вельковская И.И., Марковина И.Ю. Онлайн курс по иностранному языку для специальных целей в средней школе: возможности и ограничения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/72091 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Онлайн курс по иностранному языку для специальных целей в средней школе: возможности и ограничения

Вельковская Ирина Игоревна
магистрант, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет), РФ, г. Москва
Марковина Ирина Юрьевна
канд. филол. наук, доцент, профессор, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет), РФ, г. Москва

 

ONLINE COURSE IN TEACHING LANGUAGE FOR SPECIFIC PURPOSES IN SECONDARY SCHOOL: POSSIBILITIES AND LIMITATIONS

 

Irina Velkovskaia

Master’s student, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Russia, Moscow

Irina Markovina

candidate of Science (PhD), Linguistics, associate Professor, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University) – Institute of Linguistics and intercultural Communication, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются потенциальные возможности, а также ограничения использования онлайн курса для обучения иностранному языку для специальных целей в рамках среднего образования.

Abstract. The article reveals advantages and limitations of using online course in teaching language for specific purposes in secondary general education.

 

Ключевые слова: иностранный язык для специальных целей; онлайн курс; онлайн образование; образовательный процесс; среднее общее образование.

Keywords: language for specific purposes; online course; online education; education process; secondary general education.

 

Всё большее число технологий находят своё место в жизни людей и требуют своевременной адаптации общества к ним. Современное поколение обучающихся уже с ранних лет окружено цифровыми устройствами, имеет доступ к сети Интернет и довольно рано овладевают технической стороной их использования. Сегодня обучающиеся более заинтересованы в учебном процессе с привлечением современных средств обучения. В связи с чем перед современным образованием стоит задача сориентировать учащихся на использование их навыков и умений обращаться с цифровыми технологиями на цели самообразования и саморазвития в ходе процесса обучения [1, с. 14-15]. Это имеет прямое отношение и к процессу обучения иностранному языку [2, с. 91-92; 3, с. 435-436].

Использование онлайн курса для освоения части дисциплины «Иностранный язык» в рамках профильного среднего образования расширяет возможности образовательного процесса в целом, позволяя осуществлять обучение в новой форме отличной от традиционной и решать традиционные задачи обучения иностранному языку по-новому. Согласно модели SAMR (The Substitution Augmentation Modification Redefinition Model) Р. Пуэнтедура, такое вовлечение онлайн курса в образовательный процесс соответствует этапу модификации педагогической практики, что предполагает изменение образовательного процесса [4; 5, с. 185-192].

Онлайн курс является активной формой взаимодействия обучающегося и предмета обучения, создавая условия для самостоятельного приобретения, осмысления и применения знаний. Можно выделить ряд преимуществ, связанных с включением онлайн курса в процесс обучения медицинскому английскому языку.

Во-первых, в последнее время все больше ощущается пробел между школьными знаниями и знаниями, которыми должен владеть студент 1-го курса ВУЗа, начинающий изучать специальный язык и основы профессиональной коммуникации. Онлайн курс может стать инструментом, позволяющим выстроить «мостик» между школьными знаниями английского языка и английским языком, которому обучают в ВУЗе.

Во-вторых, в онлайн курсе обучение выстраивается по принципам микрообучения (учебный материал разбивается на фрагменты небольшого объема), что облегчает обучение современного школьника, у которого не сформировано умение самостоятельно работать с материалом большого объема. Кроме того, методы представления информации, элементы геймификации, используемые в онлайн курсе, могут облегчить восприятие сложного аутентичного материла медицинской тематики и способствовать снятию эмоционального напряжения в учебном процессе.

В-третьих, такой формат обучения способствует формированию навыков самостоятельной образовательной деятельности и самоорганизации, что позволяет развить у обучающихся культуру непрерывного обучения.

В-четвертых, использование онлайн курса может сделать процесс обучения более гибким и вариативным. Например, в формате онлайн курса учащиеся могут самостоятельно дома изучить лексику и грамматику, выполнить текстовые задания и задания-обобщения. В свою очередь, очные занятия будут посвящены проблемно-ориентированному обучению по пройденным темам и развитию коммуникативных навыков.

В-пятых, многие платформы позволяют привлечь вспомогательные средства и ресурсы, что может способствовать вовлеченности обучающихся в учебный процесс. Например, в онлайн курс можно интегрировать упражнения из LearningApps.org и использовать их в качестве тренажеров.

С другой стороны, существуют определенные риски и ограничения при включении онлайн курса в образовательный процесс. Во-первых, отсутствие нормативных документов, которые закрепляли бы статус онлайн курса в образовании и регламентировали бы его структуру и содержание, говорит о неготовности системы образования к внедрению такой формы обучения в учебный процесс. Возможно, этим объясняется низкий уровень заинтересованности и энтузиазма по отношению к онлайн курсам со стороны школьных учителей.

Во-вторых, есть риск, что со стороны обучающихся будет наблюдаться низкая заинтересованность и удовлетворенность онлайн курсом в силу наличия необычного компонента в учебном процессе.

В-третьих, для успешного освоения онлайн курса школьник должен уметь учиться самостоятельно. Также ученики могут испытывать трудности при выполнении заданий курса. В такой ситуации может ощущаться нехватка непосредственной обратной связи.

В-четвертых, на создание качественного образовательного онлайн курса требуются большие затраты времени. Кроме того, чтобы облегчить нагрузку преподавателей и обеспечить автономность ученика, задания онлайн курса должны предполагать автоматическую проверку. А это накладывает некоторые ограничения на круг заданий, которые возможно использовать.

В-пятых, выбор платформы для реализации онлайн курса влияет дальнейшую работу над ним, а также отчасти определяет его структуру и наполнение. Поэтому возможны ограничения, связанные с функциональными возможностями платформ-конструкторов. При этом, включение внешних вспомогательных ресурсов, как правило, не позволяет отслеживать прогресс учащихся. Это делает возможным их использование только в качестве учебных тренажеров.

Таким образом, включение онлайн курса для освоения части дисциплины может повысить результативность обучения в целом, а кроме этого подготовить старшеклассников к последующему обучению в ВУЗе. При этом, стоит заметить, что интеграция онлайн курса в учебный процесс видится перспективной и целесообразной только при условии, что учебный план и методика проведения занятий по иностранному языку будут пересмотрены.

 

Список литературы:
1. Коряковцева Н. Ф., Щукин А. Н. Современная образовательная среда и преподавание иностранных языков //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2018. – №. 4 (808). – С. 11-18.
2. Kern N. Technology-integrated English for Specific Purposes lessons: real-life language, tasks, and tools for professionals //Innovations in learning technologies for English language teaching. – 2013. – С. 89-116.
3. Dashtestani R. The use of technology in English for Specific Purposes (ESP) instruction: A literature review //Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. – 2016. – Т. 3. – №. 3. – С. 435-456.
4. Puentedura R. R. Puentedura's Weblog. [Электронный ресурс]. – URL: http://hippasus.com/rrpweblog/ (дата обращения: 24.11.2019)
5. Уваров А. Ю. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования // М.: Изд. дом Высшей школы экономики. – 2019. – С. 344.