Процесс внедрения CALS-технологий на предприятии
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Процесс внедрения CALS-технологий на предприятии
THE PROCESS OF IMPLEMENTING CALS IN THE ENTERPRISE
Chernyakovа Alexandra
Master student, Omsk State Agrarian University, Russia, Omsk
Аннотация. В статье рассмотрен процесс внедрения CALS-технологий, описаны этапы внедрения.
Abstract. A summary, reflecting the subject matter of the article.
Ключевые слова: CALS; процессы; реинжиниринг бизнес-процессов.
Keywords: CALS; processes business process reengineering.
Разнообразие процессов в течение жизненного цикла без соответствующей информационной поддержки порождает ряд проблем: низкий уровень контроля процессов обработки данных, отсутствие структурирования электронных данных, открытый доступ к информации о продукте, несанкционированные изменения данных о продукте, трудности встречаются при обмене данными между различными звеньями предприятия [3, с. 58].
В качестве решения этих проблем могут послужить постоянная интенсификация существующих процессов предприятия, активное информационное взаимодействие между подразделениями предприятия, что требуют внедрения технологии информационной поддержки процессов жизненного цикла продукции.
Концепция CALS-технологий предполагает систематическое изменение и совершенствование бизнес-процессов для разработки, проектирования, производства и эксплуатации продукта.
Основной задачей является превращение жизненного цикла продукта в высокоавтоматизированный процесс посредством информатизации и реструктуризации (реинжиниринга) его бизнес-процессов. Средством достижения этой задачи является использование современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Перед тем как внедрять CALS-технологии необходимо преодолеть барьер осознания необходимости внедрения технологий, т.к. данные технологии предполагают реинжиниринг процессов. Что предполагает фундаментальное переосмысление и перепроектирование бизнес-процессов предприятия с целью повышения его эффективности [5, с. 1258].
Процесс внедрения CALS-технологий предусматривает три этапа:
1) информатизация отдельных процессов жизненного цикла продукта; 2) интеграция электронных данных отдельных процессов в единое информационное пространство (ЕИП) и создание единой информационной рабочей среды (ЕИРС); 3) развитие и совершенствование ЕИРС.
На первом этапе важно выбрать перспективные, инновационные, актуальные, оптимальные (с точки зрения качества) базовые информационные технологии (ИТ), учитывая простоту их интеграции в рамках CALS. Важную роль играют унификация и стандартизация, отраслевое, региональное и корпоративное сотрудничество, что позволяет намного быстрее и дешевле интегрировать и создавать ЕИРС.
Второй этап включает в себя следующие компоненты: анализ существующих бизнес-процессов на предприятии и их информационного обеспечения; формирование и обучение рабочей группы; разработка концепции информационной интеграции; перепроектирование (реинжиниринг) бизнес-процессов; выбор, приобретение, настройка и адаптация PDM-системы; разработка корпоративных стандартов; наполнение PDM-системы.
На этапе анализа определяется текущее состояние систем и инфраструктуры. Важно внимательно рассмотреть целесообразность этого преобразования. Суть анализа процессов заключается в изучении их характеристик и компонентов. На этом этапе раскрывается картина состояния предприятия. Анализ и моделирование бизнес-процессов являются серьезным инструментом повышения эффективности работы предприятия [1, с. 5].
Результатом анализа и реинжиниринга бизнес-процессов должны стать:
• совершенствование организационной структуры;
• совершенствование бизнес-процессов;
• построение оптимальной модели информационных потоков.
Формирование и обучение рабочей группы
На этапе формирования и обучения рабочей группы, важно чтобы была сформирована одна и ту же рабочую группа, которая будет иметь постоянный состав в течение всего процесса внедрения. Эта группа должна адекватно представлять заинтересованные стороны, включая пользователей РDМ-системы. Рабочая группа должна включать людей, которые хорошо знают процесс разработки производства изделия, возглавлять ее должен один из руководителей предприятия.
Обучение коллектива – это долговременный и непрерывный процесс. Проводить подготовку кадров, необходимо исходя из идеологии, способствующей коллективному стилю работы, современным методам управления информацией. Обучение команды особенно важно в самом начале пути для понимания бизнес-аспектов, которые затрагивает PDM. Направить на обучение все предприятие не получится, поэтому большая часть задач ложится на рабочую группу, участники которой должны расширять знания о соответствующих CALS-технологиях и программных продуктах. В дальнейшем они должны распространять полученные знания среди сотрудников предприятия [3, с. 212].
Разработка концепции информационной интеграции включает в себя выбор показателей для оценки эффективности процессов, формирование целей внедрения CALS-технологий и стратегии их достижения. Основными показателями являются: конкурентоспособность (или качество) продукции, затраты и длительность процессов разработки и освоения производства изделия.
В отличие от инжиниринга, реинжиниринг бизнес-процессов – это фундаментальное переосмысление и радикальная перестройка бизнес-процессов для достижения кардинальных скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и скорость.
Основные этапы реинжиниринга бизнес-системы: 1) создание моделей современного состояния бизнес-системы; 2) анализ моделей с расчетом показателей эффективности бизнес-системы и с учетом целей компании и требований клиентов; 3) определение целевого состояния бизнес-системы; 4) разработка плана действий по переходу бизнес-системы из текущего состояния в целевое; 5) переход бизнес-системы из текущего состояния в целевое.
Системы управления данными сейчас достаточно полно реализованы и представлены на российском рынке. В связи с этим, перед каждым предприятием встает важный выбор, какую систему выбрать и как ее применять для решения определенных задач [2, с. 214].
Разработка комплекта нормативных документов, регулирующих порядок ввода и изменения информации о продукте в системе PDM на основе международных, государственных и отраслевых стандартов, необходима для организационной поддержки внедрения системы PDM. Система PDM должна быть адаптирована к специфике предприятия, т.е. необходимо ввести в нее все используемые классификаторы, а также модель рабочего процесса на предприятии [4, с. 73].
Во время второго этапа ключевыми факторами являются разработка стратегии, отражающейся на базовые ИТ первого этапа, и выбор перспективной по инновационной актуализации, оптимальной по критерию цена-качество PDM-системы.
На третьем этапе главную роль играют организация работы пользователей в ЕИРС и процесс инновационного обновления базовой ИТ и прикладной информационной поддержки (каждые 1,5-2 года). Инновационное обновление обязательно должно быть включено в стратегию внедрения CALS-технологий.
Для успешной реализации проекта CALS важно создать условия, при которых инициатива по внедрению системы будет исходить из самого высокого уровня управления головными подразделениями организации. Они должны понимать и поддерживать принятую концепцию реализации CALS и, при необходимости, изменять бизнес-стратегию и ключевые элементы плана. Должен быть организован контролируемый процесс для достижения видимых преимуществ и результатов, а также должна ответственность за достижение результатов, т.е. должна быть назначена ответственной за каждый результат.