Зарубежный опыт антимонопольного регулирования и возможность его применения в России
Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
III Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Зарубежный опыт антимонопольного регулирования и возможность его применения в России
Проблемы монополизации рынка и недобросовестной конкуренции являются острыми помехами нормальному функционированию экономики. В современном мире они перестают быть исключительно экономического характера, а все больше становятся политическими и социальными. Поэтому необходимо понимать все негативные последствия монополий, а если монополизация какой-либо отрасли является оправданной и даже необходимой, то за ней должен существовать жесткий контроль со стороны государства.
Антимонопольная политика государства является эффективным способом борьбы с монополизацией рынка, способствуя повышению конкурентоспособности национальных компаний во всех экономических сферах. Данная политика напрямую воздействует на многие социально-экономические показатели развития, а также мотивирует производителей снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей.
В основе антимонопольной политики многих стран мира лежат законодательство о конкуренции и антимонопольное законодательство, цель которых пресечь и не допустить антиконкурентные действия со стороны субъектов с рыночной властью.
Выделяют пять этапов развития антимонопольного законодательства и практики теории антимонопольного регулирования за рубежом.
Два первых этапа – этапы становления и тестирования методов активного вмешательства государства в конкуренцию на рынке. Впервые такое антимонопольное регулирование было законодательно закреплено в США и Канаде.
В США антимонопольное законодательство было, в основном, направлено на проведение антитрестовой политики с помощью трех законов: закон Шермана (1890), закон Клейтона (1914) и закон о Федеральной торговой комиссии (1914).
Закон Шермана подразумевал создание условий в пользу свободного предпринимательства и неограниченной конкуренции, а также желание правительства предотвратить несправедливое перераспределение благ от покупателей к продавцам [3]. Данный закон содержит запрет объединения в форме треста, тайные сговоры или иные действия, ограничивающие торговлю между штатами; запрещает монополизацию и попытки ее осуществления, что рассматривается как уголовное преступление; а также разрешает частным лицам, которым был нанесен убыток, требовать компенсацию в трехкратном размере.
В 1912 г. в ходе президентской кампании в США кандидат в президенты В. Вильсон предложил дополнить закон Шермана более жесткими требованиями и ограничениями, что отчасти позволило ему одержать победу на выборах, а также создать прецедент государственного вмешательства в экономические процессы в обществе. И в 1914 г. Конгресс США принял Закон Клейтона, расширивший законодательство касательно трестов и распространившийся на другие возможные схемы монополистического поведения.
Затем Вильсон настоял на создании специального административного органа с целью создания благоприятных условий для добросовестной конкуренции и запрете нечестных методов конкуренции. Закон о Федеральной торговой комиссии был принят в 1914 г. для оказания помощи в рассмотрении действия других антитрестовских законов.
Третий этап уже имеет связь не только с законодательством США, а приходится на начало принятия норм, ограничивающих монопольное поведение компаний некоторых европейских стран. В 1947 г. Япония и Германия под политическим давлением США приняли антимонопольное законодательство и в течение последующих лет внести значительные коррективы.
В Германии были установлены Правила об отмене картелей как мера против высококонцентрированной и милитаризированной экономики. Сначала целью данного законодательства было предотвращение злоупотребления крупной производственной компании властью на рынке, но затем после 1965 г. было разрешено создание картелей для достижения преимуществ на международном рынке при одновременном незлоупотреблении своей мощью по отношению к фирмам на внутреннем рынке.
В 1947 г. в Японии по настоятельству американского правительства был принят Закон «О запрещении частных монополий и обеспечении справедливости торговли», способствующий уходу с рынка конгломератов «дзайбатсу», популярных в Японии до 1945 г.
Эффективным международным законодательством о конкуренции является законодательство ЕС. Оно было утверждено Римским договором (1957) в статьях 85 и 86, говорящих о том, что после отмены национальных защитных мер в странах ЕС частные фирмы не станут воздвигать барьеры на пути развития торговли и ограничивать или нарушать конкуренцию на общем рынке. Данные меры эффективно повлияли на динамику и рост международной торговли и промышленного развития [3].
Четвертый этап приходится на 70-80-е годы XX века. Особенностью данного периода стало успешное развитие транснациональных компаний на мировом рынке. Поэтому государства изменили концептуальные подходы в антимонопольной политике. Появился тезис о том, что конкурентное преимущество стран достигается из-за активной деятельности крупных компаний. В законодательстве Германии, Японии, Великобритании, Франции и других стран о конкуренции были совершены поправки, направленные на более либеральное отношение к укрупнению фирм.
Пятый этап развития антимонопольного регулирования характеризуется изменением политической карты мира и европейского континента. Главная особенность этого этапа – принципиально новые и многогранные подходы к антимонопольной политике.
В конце XX века появилась глобальная тенденция к объединению рынков, упразднению границ, и, следовательно, вырос интерес к политике конкуренции. За последние 10-15 лет практически каждая развитая страна (Германия, Австрия, Франция, Дания и т.д.) занималась усовершенствованием своего законодательства в области конкуренции. Однако теперь главным в их законодательстве стало недопущение административных и межрегиональных барьеров со стороны органов государственной власти для поддержки конкуренции.
В 1990 г. Межправительственная группа экспертов по законодательству и политики в области конкуренции Конференции ООН по промышленности и торговле решила создать «Типовой закон о конкуренции», являющийся рекомендательным для всех стран. С 2005 г. такой закон существует, его основными статьями являются статьи о контроле за слияниями и соглашениями, действиями субъектов, имеющих доминирующее положение на рынке. Это событие повлияло на принятие во многих странах мира законов против монополий [1, с. 41 – 49].
Для успешного решения монопольных вопросов в РФ необходимо активное сотрудничество российского антимонопольного органа с зарубежными ведомствами и международными организациями, рассматриваемое как инструмент повышения эффективности реализуемой конкурентной политики.
Достижение данной цели обеспечивается путем решения двух задач в рамках реализации направлений международного сотрудничества.
Первая задача связана с активным участием в обсуждении последних мировых тенденций в области конкурентной политики. При этом ставится задача не только в использовании в практической работе результатов обсуждений и конкретных продуктов, но и участие в их выработке. Данная задача реализуется через активное участие российского антимонопольного органа в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами конкурентной политики, таких как Организация экономического сотрудничества и развития, Международная конкурентная сеть, Конференция ООН по торговле и развитию, Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества.
Вторая задача в области международного сотрудничества связана с применением современных наработок в сфере конкурентной политики в практической деятельности российского антимонопольного органа. Речь идет о совершенствовании антимонопольного законодательства и практики его применения. Все более актуальным становится направление работы, связанное с развитием практического взаимодействия антимонопольных органов при расследовании конкретных нарушений антимонопольного законодательства. В данном контексте полезными оказываются любые формы сотрудничества, начиная от обмена информацией и подходами к проводимым расследованиям, заканчивая более прогрессивными формами сотрудничества, предусматривающими координацию правоприменительной деятельности антимонопольных органов в случаях, когда нарушения затрагивают интересы более одной стороны [2].
Таким образом, можно сказать, что использование зарубежного опыта антимонопольного регулирования представляет интерес для современной экономики России, однако, так как в РФ проблема монополий носит не только экономический характер, необходимо учитывать этот факт и разрабатывать свою собственную систему регулирования.