ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Секция: Экономика
XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. В статье представлены пути улучшения обеспечения поддержки инноваций и педагогических инициатив в Свердловской области.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, педагогические инициативы, система образования, информатизация образования
Введение Современные инновационные технологии в образовании позволяют находить и развивать более действенные методики преподавания совместно с улучшением процесса обучения, что влияет на повышение мотивации обучаемых при получении образования, помогает оптимизировать время, потраченное на получение и изучение учебного материала, а более современные интерактивные методы преподавания содействуют более лучшему изучению приобретенных знаний.
На сегодняшний день потенциал мирового информационного пространства, средства информационных и коммуникационных технологий, инфраструктура становятся элементами образовательной среды оказывающие большое влияние не только на закономерности, принципы и подходы к образованию, но и на преобразование форм и средств обучения, используемых в образовательном процессе.
Целью статьи является рассмотрение путей улучшения обеспечения поддержки инноваций и педагогических инициатив в Свердловской области.
Предметом исследования развитие общеобразовательных инноваций.
Объектом исследования выступает инновационное развитие общеобразовательных организаций региона.
Результаты исследования.
В практике управления инновационным развитием существуют различные формы, позволяющие повысить инновационный потенциал и вовлечь работников образования в инновационную деятельность: повышение уровня квалификации педагогических работников, методические и педагогические советы, дискуссии и различные игры для создания новейших педагогических концепций, творческая деятельность педагогов в методических объединеньях, научная, творческая и экспериментальная работа над различными проектами, самообразование включая тренинги и практики, участье в экспериментально-исследовательской работе, выступления на научно-исследовательских конференциях, использование инновационных методов обучения и т.д.
Регулярное повышение квалификации в условиях развития общества должно стать приоритетом для педагога. Этому в большей мере способствует персональное желание педагога совершенствоваться в своей профессиональной области, а не требования администрации учебного заведения. Кроме различных курсов, вебинаров и других средств повышения квалификации, педагогам, стремящимся раскрыть собственный творческий потенциал, предлагается участие в профессиональных конкурсах повышения квалификации, мастер-классах и т.д. [3]
Основополагающим процессом инновационной деятельности в системе образования можно считать постоянное повышение научно-методического мировоззрения педагога и непрерывное развитие его творческого потенциала.
Формирование информационно-образовательной среды в каждой образовательной организации − процесс уникальный, опирающийся на множество индивидуальных факторов и учитывающий некоторые ключевые аспекты (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Ключевые аспекты формирования информационно-образовательной среды в образовательной организации [5]
Ключевые аспекты |
Обоснование |
Соответствующая степень сформированности информационных компетенции преподавателей |
Педагоги прошли обучение и повысили квалификацию в плане информационно-компьютерных технологий. |
Внедрение коммуникационных и информационных технологий в практику обучения |
Педагоги придерживаются Государственной программой «Информационное общество», где прогнозируемом результатом считается развитие профессиональных навыков в сфере информационных технологий. |
Обеспеченность необходимым оборудованием организации образовательной сферы |
Оснащение компьютерами учебных кабинетов и мастерских |
Практическое использование инструментов и цифровых компьютерных технологий всеми участниками образовательной сферы |
Предоставление доступа к информационно-образовательной среде для всех участников обучающего процесса |
Открытый доступ к информационным каналам в всемирной сети Интернет |
Абсолютная обеспеченность организации и укомплектованность необходимым оборудованием |
Постоянство развития технической инфраструктуры образовательной сферы |
В основу функционирования справочно-образовательной среды в организации налажена работа с необходимым программным обеспечением. |
Происходящие на сегодняшний день перемены в системе информатизации образования способствуют трансформации всего дидактического процесса. Так, учащийся может оперировать большим объемом информации, формировать процессы и решать проблемы, быть независимым в обучении; педагог имеет возможность диагностировать учащихся, проводить проверку обучения и развития учащегося [1].
Глобальное развитие сети Интернет и применение его в сфере образования дало возможность получить почти беспрепятственный доступ к большому количеству информации, а современные технологии к тому же путем визуализации процесса раздвинули пределы интерактивного общения участников хода образовательной деятельности. Это дает возможность обучаемым совместно с цифровым оснащением учебных пространств не только лучше освоить большой объем получаемой информации, но и способствует улучшению профессиональных компетенций обучаемого [4].
С 2016 по 2019 год показатели, связанные с информатизацией ОО оставались практически неизменными, однако в 2020 году наблюдается значительный рост показателей, связанных с количеством персональных компьютеров. По сравнению с 2019 годом в 2020 году зафиксирован значительный рост значения показателя «количество компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 обучающихся» (с 16,60 до 18,36 единиц) (см. таблицу 2). Это связано в том числе с закупкой компьютеров для обеспечения дистанционного образования в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Таблица 2.
Динамика оснащенности общеобразовательных организаций компьютерами, единиц, человек [2]
Показатели |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Персональных компьютеров, всего |
87 160 |
89 579 |
93 415 |
96 249 |
99 721 |
111 549 |
Персональных компьютеров, используемых в учебных целях |
74 554 |
76 713 |
80 240 |
82 460 |
85 476 |
96 115 |
Обучающихся, приходящихся на 1 компьютер |
5,09 |
5,22 |
5,15 |
5,17 |
5,16 |
4,69 |
Обучающихся, приходящихся на 1 компьютер, используемый в учебных целях |
5,95 |
6,09 |
6,00 |
6,04 |
6,02 |
5,45 |
Компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 обучающихся |
16,65 |
16,42 |
16,68 |
16,56 |
16,60 |
18,36 |
Возможность использования обучающимися сети Интернет является важным элементом информационной среды общеобразовательных организаций. Практически все общеобразовательные организации Свердловской области подключены к сети Интернет.
Согласно данным, представленным на рисунке 1, в Свердловской области функционируют как общеобразовательные организации, в которых обеспечена максимальная скорость подключения к сети Интернет (более 100 Мбит/с), так и общеобразовательные организации с очень низкой скоростью подключения (менее 256 Кбит/с). При этом в Свердловской области нет ни одной городской школы без доступа к сети Интернет, а также с доступом к сети Интернет со скоростью подключения менее 256 Кбит/с. Подавляющее большинство городских школ обеспечены доступом к сети Интернет со скоростью более 2 Мбит/с, а каждая четвертая – со скоростью 100 Мбит/с и более.
Рисунок 1. Скорость подключения к сети Интернет в городских и сельских общеобразовательных организациях Свердловской области [4]
Таким образом, инновационная деятельность оказывает колоссальный синергетический эффект на все компоненты образовательного процесса в системе общего образования.
Совокупное применение традиционных и информационных средств обучения дает возможность обеспечить формирование такой обучающей среды, которая будет содействовать достижению запланированных результатов в изучении предмета, раскрытию и развитию личных способностей учащихся; результативной самостоятельной работе учащихся.