Азербайджан: курс на конкурентоспособную экономику
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Азербайджан: курс на конкурентоспособную экономику
После восстановления своей независимости в экономике Азербайджана произошли важные институциональные преобразования, сказывающиеся на качестве социально-экономического развития страны. Это произошло поэтапно. В целом реализуемая широкомасштабная экономическая реформа способствовала росту ВВП за 2000-2019 г.г. в 17,4 раза [6].
Подобный высокий рост ВВП был обусловлен целым рядом условий (факторов), составляющих органический элемент проводимых социально-экономических реформ. Перечень этих условий и результаты экономического роста по годам отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Условия (факторы), обусловливающие рост ВВП в Азербайджане [4]
Годы |
Рост в %-ах |
Обусловливающие условия (факторы) |
2004-2010 |
16,9 |
Бурный экономический рост |
Страна с уровнем доходов от высокого до среднего |
||
Современная инфраструктура |
||
Страна, лидирующая в процессе реформирования |
||
Макроэкономическая стабильность |
||
2011-2015 |
2,4 |
Переход экономического роста в ненефтяной сектор |
Низкие темпы роста |
||
2016 |
-3,1 |
Новая экономическая модель |
От ресурсно-ориентированной экономики к экономике, базируемой на производстве |
||
От фиксированного к гибкому курсу валют |
||
2017 |
0,1 |
Сбалансирование экономики |
Макроэкономическая стабильность |
||
Макроэкономическая стабильность |
||
Укрепление государственных институтов |
||
2018-2020 |
2,87 |
Дальнейшая диверсификация экономики |
Дальнейшая диверсификация экономики |
Интенсификация институциональных преобразований способствовала созданию новых и ликвидации действующих предпринимательских субъектов, не выдержавших в конкурентной борьбе. Так, по данным ЦСУ республики только в 2010- 2019 гг. число вновь зарегистрированных предпринимательских субъектов увеличилось на 12152 ед., или рост составил в 3,8 раза. Из общего числа вновь созданных субъектов 99,1% имели статус частной собственности, из них порядка 20% приходилось на долю иностранных и совместных предприятий. За указанный период число предпринимательских субъектов муниципалитетов увеличилось в 4,8 раза.
Проведенный анализ показал, что за тот же период по различным объективным и субъективным причинам были ликвидированы 4440 предпринимательских субъектов, из них 80% субъектов находились в частной собственности, а 20% - в государственной. Из общего числа ликвидированных предпринимательских субъектов, находящихся в частной собственности, 28,2% являлись иностранными и совместными предприятиями. Расчеты показали, что только в 2015-2019 гг. условно потерянный объем продукции по ликвидированным малым предприятиям составил 92,7 млн. ман, а по иностранным и совместным предприятиям – 8,6 млрд. ман. При этом количество условно потерянных мест составило: 16 тыс. и 24,7 тыс. мест – соответственно. Объем условно потерянных продукций по указанным категориям предпринимательских субъектов в среднем составил 2,87% от общей суммы ВВП по республике, а условная потерянная сумма подходного налога составила 122, 1 млн. ман.
Ликвидация указанных категорий предприятий отрицательно повлияла на отраслевую структуру промышленного производства. Если в 2015 году удельный вес продукции обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства составил 29,9 то в 2019 г. он снизился до 25,3%, что в основном характерно для предприятий пищевой и легкой промышленности, металлургии, производства машин и оборудования. Однако наличие этих недостатков не снижает ту высокую оценку Всемирного Банка по «Doing Business», которая определила рейтинг Азербайджана среди 190 стран мира.
Необходимо отметить, что Азербайджан вошел в 20 самых реформаторских стран в рейтинге Doing Business-2020. Из стран СНГ в ТОП–20 вошли также Россия, Таджикистан и Узбекистан. Согласно рейтинговой оценке Азербайджан за последние два года неизменно занимал 9-е место по индикатору «Открытие бизнеса». Значительно продвинулись позиции республики по индикатору «Получение кредита» - 1-е место, по сравнению с 22-м в 2019 году, а также по индикатору «Получение разрешения на строительство – с 61-го на 5-е место».
В указанном отчете Всемирного Банка отмечается, что в 2020 году Азербайджан расположился на 28-ом месте по индикатору «Обеспечение исполнения контрактов», занял 40-е место – «Налогообложение», 44-е – «Регистрация собственности», 47-е «Разрешение неплатежеспособности»; 80-е «Подключение в системе электроснабжения», 83-е - «Международная торговля» и 105-е – «Защита миноритарных инвесторов». В целом, Азербайджан в рейтинге Doing Business – 2020 занял 34-е место, ухудшив свою позицию на 9 пунктов среди 190 стран [2].
Продолжающаяся в республике широкомасштабная социально-экономическая реформа способствовала значительному улучшению ее рейтинга в 2015-2020 гг, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.
Таблица 2
Рейтинги Азербайджана в отчете Всемирного Банка «Doing Business» за 2015-2020 гг. [1]
Показатели рейтинга |
Годы |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Число стран |
189 |
189 |
190 |
190 |
190 |
190 |
Общий рейтинг |
80 |
63 |
65 |
57 |
25 |
34 |
Открытие бизнеса |
12 |
7 |
5 |
18 |
9 |
9 |
Получение разрешения на строительство |
150 |
114 |
127 |
161 |
61 |
59 |
Подключение к системе электроснабжения |
159 |
110 |
105 |
102 |
74 |
80 |
Регистрация собственности |
10 |
22 |
22 |
21 |
17 |
44 |
Получение кредита |
104 |
109 |
118 |
122 |
22 |
1 |
Защита миноритарных (малых) инвесторов |
51 |
36 |
32 |
10 |
2 |
105 |
Налогообложение |
33 |
34 |
40 |
35 |
28 |
40 |
Международная торговля |
166 |
94 |
83 |
83 |
84 |
83 |
Обеспечение исполнения контрактов |
31 |
40 |
44 |
38 |
40 |
28 |
Доступность банкротства |
94 |
84 |
86 |
47 |
45 |
47 |
Следует подчеркнуть, что в 2019 году рост ВВП в Азербайджане составлял 2,2%; в ненефтяном секторе – 3,5%. При этом рост промышленного производства составил 1,5% (в том числе в ненефтяном секторе – 14%), в сельском хозяйстве – около 7% [4].
За год инфляция значилась на уровне 2,6%, а рост номинального денежного дохода населения 7,4%; валютный резерв страны вырос на 6,4 млрд. долл. и достиг рекордного уровня – 51 млрд. долл. [5]. Заметные сдвиги произошли во внешней торговле и оборот составил 33,3 млрд. долл., что на 7,7% больше, чем в 2018 году.
При подобном интенсивном росте экономики в республике были предприняты серьезные шаги по повышению уровня ее прозрачности и по сокращению масштабов теневой экономики. Теневая экономика в Азербайджане в основном сказывается в виде недекларированных доходов, нелегальной занятости и ведения двойной бухгалтерии. Это сферы, которые имеют большой потенциал в сфере налогообложения и повышения поступлений в государственный бюджет [8].
Социально-экономические реформы, проводимые в Азербайджане, открывают перед субъектами, занимающимися бизнес-деятельностью широкие горизонты. Однако от экономического потенциала многих бизнес-структур, особенно в отраслях обрабатывающей промышленности, в агропереработке, в сфере платных услуг используются недостаточно. В их деятельности продолжают иметь место: низкая инновационная активность, экспортные возможности, диверсификация производства, недостаток собственных оборотных средств, низкая мотивация труда, высокая текучесть кадров, нехватка высококвалифицированных специалистов, низкий темп внедрения целевых инвестиционных проектов, рост остатков готовой продукции на складах производителей, слабое внедрение прогрессивных норм и нормативов материальных, энергетических и трудовых затрат, международных стандартов, рост себестоимости продукции, слабая связь оплаты труда с конечным результатом производства [3].
В связи с чем, в Стратегической Дорожной Карте по национальной экономике на период до 2025 года предусматривается повышение конкурентоспособности, за счет создания дополнительной стоимости в условиях сотрудничества всех заинтересованных сторон в экономике республики, находящейся на пути развития. В указанной стратегической карте предусмотрены амбициозные планы на период после 2025 года, которые предусматривают построение сильной конкурентоспособной и разносторонней экономики, обеспечивающей рост общественного благополучия и максимального повышения Индекса развития человеческого потенциала (HDI) и основанной на развитии высоких технологий и оптимальной структуре экономики [7].
Для реализации этих приоритетных направлений в полном объеме необходимо интенсивное и качественное развитие бизнес-деятельности путем: привлечения инвестиций; обеспечения доступа к финансам, расширения бизнес-инициатив.