Статья:

Обратная сторона социальной сети как площадки для самовыражения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Соловьёва Е.А. Обратная сторона социальной сети как площадки для самовыражения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 20(113). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/113/72743 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обратная сторона социальной сети как площадки для самовыражения

Соловьёва Екатерина Алексеевна
студент, Тверской государственный университет, РФ, г. Тверь

 

THE DOWNSIDE OF A SOCIAL NETWORK AS A PLATFORM FOR SELF-EXPRESSION

 

Ekaterina Solovyova

Student, Tver state University-TvSU, Russia, Tver

 

Аннотация. В современном мире человек часто использует социальную сеть, чтобы рассказать о себе. В данной статье рассмотрено пагубное влияние социальных сетей на формирование самооценки, самовосприятия и индивидуального «Я».  Установлено, что в тесной взаимосвязи находятся такие 2 понятия как, демонстративность и самовыражение.

Abstract. In the modern world, people often use the social network to talk about themselves. This article examines the harmful influence of social networks on the formation of self-esteem, self-perception and individual "I". it is Established that 2 concepts such as demonstrativeness and self-expression are closely related.

 

Ключевые слова: социальная сеть, пользователь; демонстративность; самовыражение; Интернет; одобрение.

Keywords: social network, user; demonstrativeness; self-expression; Internet; approval.

 

Социальные сети стали жизненно необходимым атрибутом в современном мире. С их помощью человек распространяет фотографии, посты и другую информацию, «обнажаясь» перед интернет-публикой. В контексте данной статьи под выражением «социальная сеть как площадка для самовыражения» подразумевается намеренное раскрытие подробностей личной жизни, мыслей и идей ради внимания и оценки окружающих. Актуальность рассмотрения данной темы заключается в том, что подобная демонстративность приобрела массовый, можно сказать, эпидемический характер [4, с. 183]. Количество пользователей различных социальных сетей растёт ежедневно, возникают все новые и новые тренды, а желание людей «декларировать себя» увеличивается в геометрической прогрессии [9, с. 91]. 

Популярность социальных сетей вызывает противоречивые мнения среди философов, педагогов и психологов [10]. Дж. Траверс и С. Милгрэм впервые организовали эксперимент, в котором случайно выбранным людям из Омахи и Бостона дали задание – отправить письмо конкретному человеку из Бостона [5, с. 17]. Так постепенно зарождалась система обмена сообщениями.    

Понятие «одобрение» в социальных сетях определяется как эмоциональная поддержка виртуальным сообществом индивида в виде общественного принятия за содержание действий, советующих ожиданиям социума [7, с. 195]. В чём причина усердного поиска такой поддержки по ту сторону экрана? Возможно, современный человек чувствует себя одиноким и отверженным, считает, что окружающие люди в реальной жизни никогда не поймут его так же хорошо, как это могут сделать его подписчики. Желание показать всего себя порой сложно воплотить в реальной жизни, но в социальных сетях это только приветствуется и даже приносит финансовый доход и популярность. Самовыражение через платформы «Одноклассников», «ВКонткте» или «YouTube» настолько распространено, что оказывает влияние на идентичность пользователей Интернета.

Социальное одобрение в сети – это количество «лайков» (значок «нравится), объем комментариев/отзывов к опубликованной информации, число репостов (перенос записи со стены одного профиля на стену другого профиля без изменений), а также число подписчиков/друзей на аккаунте [11, с.196]. В погоне за виртуальным признанием общество готово идти на чрезвычайные меры. Девушки публикуют интимные фотографии, молодые люди выкладывают видеоматериалы с участием в массовых драках, подростки высмеивают консервативные убеждения людей старшего поколения и предлагают альтернативу, зачастую не подкрепленную моральными ценностями и здравым смыслом. На сегодняшний день особенно популярны блоги, посвященные фитнесу и здоровому образу жизни, в которых поминутно люди рассказывают о том, как «проснулись, поели, погуляли, позанимались, искупались и собираются спать». 

Подобный контент в социальных сетях, к сожалению, не ориентирован на просвещение или приобретение новых умений и навыков. Вопрос, почему множество людей смотрят и восхищаются такими блогами– тема для другой статьи. Но не менее важно понять, из-за чего, решив заявить о себе, люди выбирают социальные сети и при этом не всегда осознают, что путь к славе и одобрению в Интернете так же тернист, как и в реальной жизни, что это очень специфическая сфера жизни, которая позволяет рассказать о себе только то, что хочет сам владелец профиля [7, с. 459]. 

Социальные сети содержат массу возможностей. Каждый человек, используя их, может общаться с друзьями и коллегами, производить поиск людей, связь с которыми была прервана, и обзаводиться новыми приятными знакомствами [3]. Самосват О.И. выделяет 4 способа раскрытия в них личной информации. Первый заключается в публикации фото - и видеоматериалов. Второй способ – сообщение о подробностях личной жизни через текст. Третий вариант предполагает публикацию материалов, являющихся продуктами творчества и интеллектуального труда. И последний – это наличие открытого аккаунта, который другие пользователи могут посетить без ограничений [11, с. 196]. Надо отметить, что социологи отмечают снижение живого, реального общении, то есть «социальные сети больше отделяют людей, чем сближают» [8].   Интернет-сообщества иногда могут выступать в качестве инструмента механизма психологической защиты личности, уводя её от проблем реального мира, могут вызывать аддикцию, формируя асоциальные морально-нравственные установки, транслируя негативный опыт [6]. Сейчас проявление демонстративного поведения в социальных сетях – обычное явление. Привлекая внимание к себе, человек способен создавать яркий имидж, демонстрировать свои лучшие стороны и преувеличивать красивые подробностях своей жизни.

Неверно категорично утверждать, что социальные сети приносят лишь пользу или вред. Влияние социальных сетей на общество весьма разнообразно и неоднозначно, и воздействие на определенного индивида зависит от его субъективных качеств. Следует разумно подходить к пользованию социальными сетями, чтобы иметь возможность извлечь максимум пользы и при этом получить минимум негативных последствий [1]. Социальные сети вызывают привыкание, «крадут» время и влияют на снижение социальных навыков. К счастью, человек самостоятельно выбирает группы и контакты для общения внутри сети и всегда может нажать кнопку выключения [10].

Алюханова М.В. исследует явление демонстративного поведения в социальных сетях в сфере досуга [2, с. 449]. Рассматривая важный в современном обществе вопрос о воздействии социальных сетей на психологическое состояние здоровья их пользователей, было установлено, что социальные сети оказывают принципиальное влияние на самооценку и самовосприятие человека [2, с. 450]. Особую группу риска составляет молодое поколение, как основная целевая аудитория социальных сетей, которая усваивает ценности, транслируемые интернет-пространством [2, с. 452]. В виртуальную жизнь вовлекается всё больше людей, и она становится частью их повседневной реальности, а контакт с более демонстративными друзьями и знакомыми оказывает существенное негативное влияние на самооценку и самоощущение человека [2, с.461]. 

Таким образом, в тесной взаимосвязи находятся такие понятия как, демонстративность и самовыражение. Социальные сети из инструмента для развлечений трансформируются в мощнейшие каналы воздействия и влияния, становясь механизмами образования новых жизненных стратегий и управления общественным мнением, а Интернет изменяет понятия человека о себе и об окружающем мире. Социальные сети вызывают привыкание, «крадут» время и влияют на снижение социальных навыков.

 

Список литературы:
1. Абдуллаева Р.А. Анализ влияния социальных сетей на жизнь современного общества // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – 542-546 с. 
2. Алюханова М.В. Демонстративное поведение студентов в социальных сетях: причины и практики / М. В. Алюханова // XXI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г., Екатеринбург. — Екатеринбург: УрФУ, 2018. — С. 449-461.
3. Бурко Р.А. Социальные сети в современном обществе // Молодой учёный. – 2014. - №7 (66). – 608 с. 
4. Горбатов А.В. Социальные сети // Труды Института государства и права Российской академии науки №1. – 2012. – 182-193 с.
5. Данина М.М., Шаляпин А.А. Социально-психологический аспект исследования социальных сетей в интернете // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2012. №3. – 16-33 с.
6. Котлярова А.И., Ахмадов И.М., Шевченко А.Ю. Социальные сети и человек // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 17(37).
7. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
8. Магомедова С.З. Влияние социальных сетей // Экономические науки. – 2013. 
9. Михайловна И.П. Социальные сети как новая форма коммуникации: польза или опасность для общества // Социология науки и технологий. – 2018. – 86-94 с.
10. Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. – 2008. №7. – 61-75 с.
11. Самосват О.И. Открытый доступ к личной информации в социальных сетях как способ привлечения социального одобрения подростками в интернет пространстве / Научные ведомости. Серия «Гуманитарные науки» №24. – 2015. – 198 с.