Статья:

Гендерные аспекты статуса в подростковых студенческих группах.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(61)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Юкина М.А. Гендерные аспекты статуса в подростковых студенческих группах. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 10(61). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/61/48549 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гендерные аспекты статуса в подростковых студенческих группах.

Юкина Мария Александровна
магистрант Российского Государственного Социального Университета, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Типичные мужские и женские роли и отношения могут наблюдаться на разных социальных уровнях: межгрупповом, внутригрупповом, межличностном, внутриличностном. В подростковом возрасте усиленное развитие гендерных характеристик (гендерная идентичность, гендерные стереотипы, гендерные роли) проявляется на всех уровнях. Поскольку ведущей деятельностью в этом возрасте является межличностное общение, исследование гендерных характеристик и их влияния на отношения в студенческой группе является одной из важнейших задач современной психологии.

Ключевые слова: структура статус-группы, гендерная идентичность, гендерные стереотипы, подростки.

 

Гендерная идентичность - это особая часть социальной идентичности, которая включает в себя самосознание в соответствии с общепринятыми культурными представлениями о женственности и мужественности [5]. Гендер - это «многогранная система отношений, которая возникает и существует в процессе общения и социального взаимодействия в определенном социокультурном пространстве» [2]. Чтобы прояснить понятие «пол», полезно использовать трехмерную модель Т. Эккса и Х. Траутнера [7] которая формирует основу для гендерного исследования с социально-психологической точки зрения. Каждая ячейка матрицы, предложенная этими исследователями, относится к конкретной исследовательской проблеме, которая возникает на пересечении «конкретной области контента с определенной конструкцией и уровнем анализа». Авторы выделяют следующие уровни анализа: индивидуальный, межличностный, групповой и культурный. Клёцина [5] также описывает четыре уровня гендерных отношений: макро, мезо, микро и внутриличностный. На микроуровне отношения могут быть идентифицированы как система «личность-личность». Доменными характеристиками на этом уровне являются гендерные установки, которые проявляются, прежде всего, в желании людей вести себя определенным образом в определенной роли, согласно их полу. Специфика гендерных отношений проявляется в распределении неформальных ролей и власти. Учитывая эти характеристики, можно изучать гендерные особенности в соответствии с особенностями межличностных отношений в группах.

Несмотря на высокую актуальность исследований взаимосвязи гендерных характеристик и выстраивания отношений в студенческой группе, такие исследования встречаются редко. В западной психологии были проведены исследования гендерной гибкости в построении межличностных отношений. Лобел [10] показал, что подростки старшего возраста и молодые мужчины склонны к дискриминации по отношению к сверстникам, демонстрируя нетипичное гендерное поведение, тогда как молодые люди обычно не допускают дискриминации.

Некоторые исследователи подтвердили связь между гендерными стереотипами и развитием гендерной идентичности, то есть «усиление пола» [8]. Этот подход показал, что ранний подростковый возраст - это период, который требует адаптации к половому созреванию, освоения новых информационных процессов, новых навыков, необходимых для поступления в различные группы, такие как средняя школа. Гендерная интенсификация необходима, чтобы справиться с трудной переходной фазой и является инструментом социализации. Процесс усиления стереотипных мужских и женских ролей происходит, прежде всего, через взаимодействие со сверстниками, но также поддерживается родителями.

Но некоторые исследователи не согласны с гипотезой об усилении пола. Например, С.М. Линдберг [6] обнаружил, что развитие гендерной идентичности подростков очень индивидуально, зависит от многих факторов и включает в себя гендерную гибкость. Девочки четко выражали начальный уровень женственности, но женственность мальчиков и девочек не изменялась в возрасте от 11 до 15 лет. Мужественность девочек и мальчиков не отличается и остается неизменной в подростковом возрасте. Результаты автора подтверждают влияние сверстников, семьи, романтических отношений и средств массовой информации на принятие гендерных ролей.

Таким образом, гендерные особенности в подростковом возрасте требуют дальнейшего уточнения в современных социокультурных условиях. Это исследование тесно переплетено с изучением межличностных и властных отношений в классе, поскольку подростки высоко мотивированы, чтобы соответствовать социальным ожиданиям группы сверстников. И.А. Зимняя (2008) отмечает, что, когда подростки начинают оценивать «я», они чувствуют необходимость найти хорошую позицию в классе, в то время как сильная эмоциональность и острые суждения свергают авторитет взрослого.

Подростки хотят самоутверждаться, но они также хотят, чтобы их приняли в группу, поэтому они придерживаются стандартов поведения, привычек и ценностей своих референтных групп. Таким образом, в подростковом возрасте процессы индивидуализации и социализации тесно связаны. Цели подростков определяются групповыми нормами, которые подростки используют для получения информации о сближении своего поведения с поведением группы.

Подростки часто оказываются под сильным влиянием групп сверстников, что ставят под угрозу свои убеждения, если их мнения отличаются от мнений группы.

Наиболее актуальными проблемами жизни для подростков являются те, которые связаны с их будущими отношениями с родителями и друзьями, а также со школой, свободным временем, личной идентичностью и отношениями с другим полом. Девочки-подростки уделяют больше внимания своим эмоциональным отношениям, чем мальчикам, переживают их интенсивнее.

Тем не менее, не было достаточно исследований о том, как статус в группе формирует гендерные характеристики подростков. Зная, какие качества общения партнера предпочтительнее для определенного статуса, мы можем понять современные тенденции в социализации детей и оценить их знания об отдельных «значимых других» в группе, а также влияние «пола» на внутриклассовую структуру. Это определяет цель данного исследования: найти отношения между статусом в студенческих группах и гендерными характеристиками подростков.

Мы сформулировали следующие эмпирические гипотезы:

  • Существует взаимосвязь между статусом подростка в студенческой группе и его или ее гендерной идентичностью.
  • Поведение по половому признаку более характерно для посторонних, чем для других категорий статуса.
  • Студенты приписывают более мужские черты в образ лидера, чем сами себе

В исследовании приняли участие 140 подростков - учащихся 6–8 классов общеобразовательных школ г. Москвы в возрасте от 12 до 14 лет. Исследование проводилось авторами на уроках русского языка, и занятие длилось 45 минут. Всех учеников в классе попросили принять участие в исследовании, цель которого была сформулирована следующим образом: «Нам интересно знать, какова атмосфера среди учеников в вашем классе и как вы представляете идеального лидера вашего класса» , В начале было краткое обсуждение определения «лидер», чтобы все участники были знакомы с этой идеей. Всем группам была предоставлена обратная связь, а результаты исследования были представлены в обобщенной форме и обсуждены со школьным психологом.

Такие факторы, как семейное положение (полная / неполная семья, экономическое положение), этническая принадлежность и успеваемость в школе, не были приняты во внимание при выборе учебных групп, но для нас было важно знать эти факторы в смешанных классах.

Для изучения гендерных характеристик использовался BSRI (Bem Sex Role Inventory) в его классической и модифицированной версиях. Классическая версия использовалась для диагностики гендерной идентичности и личных предпочтений. Модифицированная версия была изменена, чтобы оценить качества лидеров группы.

Были применены статистические методы (У Манна-Уитни и хи-квадрат, корреляционный и кластерный анализ).

Результаты

Был проведен корреляционный анализ для изучения взаимосвязи между статусом подростка в группе и гендерной идентичностью. Как и ожидалось, измеренные характеристики коррелируют (r = 0,248; p ≤ 0,01). По мере снижения статуса в группе процент учащихся с мужской гендерной идентичностью увеличивается, а процент с женской и андрогинной гендерной идентичностью уменьшается (рис. 1). Гипотеза подтвердилась: гендерно-типичное поведение не коррелирует с высоким статусом в группе, но чаще встречается у членов группы с низким статусом. Это говорит о том, что качество, содержащееся в категории «мужественности», менее одобрено в подростковых студенческих группах и не влияет на статус.

Набор выбранных характеристик подростков имеет существенные различия в зависимости от их статуса в группе (χ² = 10,533; p ≤ 0,01). Лидеры и ученики со средним статусом выбирают такие черты, чтобы называть себя «отзывчивыми», «веселыми», «надежными», «стремящимися успокоить обидные чувства» и «любит детей». Подростки со средним статусом отличаются от других такими характеристиками, как «нежный», «уверенный в себе» и «искренний». «Аутсайдеры» выделяются на фоне большей вариативности ответов. Они характеризуют себя как «мужские», «защищающие собственные убеждения», «сильные», «желающие рисковать». Подростки с низким статусом часто имеют неправильное представление о себе, что отражается в высоких оценках, которые они дают себе по критерию «способность заводить друзей» (87%) или потому, что их больше волнуют другие (не школьные) отношения, и классная группа не играет для них существенной роли.

Заключение

Исследование подтвердило гипотезу о наличии связи между статусом подростка в группе учащихся и гендерной идентичностью. Было подтверждено, что процент студентов с мужской гендерной идентичностью уменьшается с понижением статуса подростков, в то время как число студентов с женской гендерной идентичностью увеличивается с этой позицией. Гипотеза о том, что гендерно-типичное поведение не связано с высоким статусом индивида в группе, а наоборот, более распространена для категории с низким статусом, также подтвердилась. Исследование подтвердило гипотезу о том, что подростки приписывают образу лидера больше мужских характеристик, чем себе. Таким образом, гендерно-стереотипный образ лидера проявляется и приобретает ярко выраженные мужские качества. Кластерный анализ выявил 10 групп качеств, которые подростки приписывают имиджу лидера. Первая содержит только «мужские» качества и описывает лидера как уверенную в себе и активную личность. Вторая группа состоит из «женских» качеств, которые описывают сочувствие человека и помощь другим. Третья группа включает в себя «гендерно-нейтральные» характеристики: позитивное эмоциональное состояние, надежность и честность. В целом выяснилось, что учащиеся приписывают больше мужских качеств лидеру, чем себе. Наши результаты аналогичны выводам. На практике педагогам и психологам необходимо интегрировать гендерные аспекты статусных отношений и ролевых взаимодействий подростков. Разрешение противоречия между имиджем лидера и качествами фактического лидера группы способствует развитию позитивных межличностных отношений, групповой сплоченности, рефлексии и понимания в межличностных отношениях, что особенно важно в подростковом возрасте.

 

Список литературы:
1. Бендас Т. В. (2006). Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).. 
2. Воронцов Д.В. (2008). Гендерная психология общения. Ростов-на-Дону, Россия: Южный федеральный университет.
3. Зимняя, И.А. (2008). Педагогическая психология. Москва: Логос.
4. Киреева, З.А. (2008). Социально-психологическая структура притяжения и ее влияние на социометрический статус личности. (Неопубликованная докторская диссертация). Яро-славль, Россия: Ярославский государственный университет.
5. Клёцина И.С. (2004) Современные тенденции развития гендерной проблематики в пси-хологии// Психология человека: интегративный подход в психологии: Сборник трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,. Вып. 2. с. 50-65
6. Линдберг С.М. (2008). Развитие гендерно-ролевой идентичности в подростковом воз-расте: индивидуальные, семейные и социальные контекстуальные предикторы усиления пола. (докторская диссертация). Мэдисон, WI: Издание UMI диссертаций.
7. Eckes, T., & Trautner, H. M. (2000). Developmental social psychology of gender: An integrative framework.
8. Hill, J.P. & Lynch, M.E. (1983). Усиление ролевых ожиданий, связанных с полом, в ран-нем подростковом возрасте. В J. Brooks-Gunn, A.C. Petersen (Eds.), Девочки в пубертат-ный период: биологические и психосоциальные аспекты. (стр. 201–228). Нью-Йорк: Пленум.
9. Katz, P.A., & Ksansnak, K.R. (1994). Developmental aspects of gender role flexibility and tra-di¬tionality in middle childhood and adolescence. Developmental Psychology, 30(2), 272–282. doi: 10.1037/0012-1649.30.2.272. 
10. Lobel T., Nov-Krispin N. (2004) Gender Discriminatory Behavior During Adolescence and Young Adulthood: A Developmental Analysis // Journal of Youth and Adolescence.. Vol. 33, № 6. P. 535–546.