Конкурсные процедуры формирования кадрового резерва государственных служащих как новый тип социального лифта
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Конкурсные процедуры формирования кадрового резерва государственных служащих как новый тип социального лифта
Одним из признаков современного демократического государства можно назвать наличие разветвленной системы социальных лифтов. Без эффективно функционирующего социального лифта, позволяющего обеспечить людям возможность продвижения в соответствии с их реальными способностями, невозможно формирование системы организованного управления обществом, развитие экономического, социального и геополитического потенциала государства. Поэтому важнейшей задачей государства, стремящегося к сохранению своей структуры, является модернизация старых и создание новых социальных лифтов. Причем в 21 веке нельзя полагаться на автоматическое возникновение социальных лифтов. Необходимо их сознательное конструирование и внедрение.
В последние несколько лет с целью формирования условий повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан, а также внедрения эффективных социальных лифтов в России создаются конкурсные проекты формирования кадрового резерва на федеральном и региональном уровнях.
Впервые понятие социальный лифт ввел Питирим Сорокин. Исследуя явление социальной мобильности, под которой он понимал любой переход индивида из одной социальной позиции в другую, ученый выделил два её типа - горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность означает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумевается продвижение индивида по карьерной лестнице вверх или вниз. Канал осуществления вертикальной социальной мобильности Сорокин определяет как социальный лифт. Основными из которых он называет: армию, церковь, институт образования, правительственные группы и организации, политические партии, профессиональные организации; семью и брак, СМИ.[1]
Под понятием «социальные лифты» мы подразумеваем систему социальных механизмов, обеспечивающих вертикальную мобильность граждан, их «подъем» от одного уровня общественной иерархии к другому, более высокому, независимо от их социального происхождения, когда при равных возможностях продвижение специалистов по службе зависит от их профессиональных способностей и активности.
Основным признаком социального лифта является повышение уровня власти, доходов, престижа и образования. Названные показатели могут повышаться по одному или все разом.
Критериями эффективного функционирования социального лифта являются:
- Наличие максимально прописанной формализованной процедуры социального продвижения, которая минимизирует влияние носителей внешнего ресурса.
- Наличие сильного «внутриэлитного» субъекта, заинтересованного в функционировании такой процедуры и гарантирующего её реализацию. Иначе элита, стремящаяся сохранить свое положение, быстро выхолостит процедуру.
- Наличие механизма доступа каждого достойного, в идеале – каждого, желающего к участию в процедуре и к ресурсам, необходимым для этого участия. Причем механизм должен быть тотальным, то есть доступным каждому.[2]
Конкурс "Лидеры России" является крупнейшим кадровым проектом платформы "Россия - страна возможностей". Целью организации "Лидеров России" является поиск перспективных руководителей нового поколения и дальнейшая поддержка их профессионального роста.
О старте конкурса 11 октября 2017 года объявил первый замруководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко, по словам которого конкурс должен стать "открытым окном в управленческую элиту завтрашнего дня".
В соответствии с положением о конкурсе, его участниками могут стать граждане РФ, а также иностранные граждане готовые жить и работать в РФ или работать в зарубежных представительствах органов государственной власти РФ в возрасте до 55 лет включительно.
Конкурс проводится в четыре этапа и организуется на основе принципов открытости, объективности и прозрачности. Критерием оценки участников является уровень проявления ими интеллектуального потенциала, управленческих компетенций и лидерских качеств в ходе выполнения заданий конкурса (запись видеоинтервью, тестирование, оценочная конференция, выполнение кейсов, прохождение интервью и др.).
Во всероссийский финал конкурса проходят до 300 победителей региональных полуфиналов, из числа которых, отбирается 100 победителей. Каждый победитель конкурса получает ряд гарантированных призов: сертификат на один миллион рублей для прохождения образовательных программ по управленческой тематике; включение в программу развития управленческого кадрового резерва; участие в программе наставничества с ведущими руководителями страны; предоставление права бесплатного участия в ежегодном Петербургском международном экономическом форуме.[3]
Первый конкурс проходил с ноября 2017 по февраль 2018 года. Всего было подано 199 тыс. заявок. По итогам полуфиналов в январе 2018 оду от Центрального федерального округа было отобрано 74 финалиста, от Северного - 41, от Северо-Западного - 35. От остальных - по 30. Всего в финал прошли представители 54 регионов РФ. 45% участников итогового этапа младше 35 лет, количество женщин-финалисток - 16%.В нём победили 103 человека.
Участники федерального конкурса управленцев "Лидеры России" получили значительные повышения по службе и назначения на ответственные должности в крупные государственные и частные корпорации, а также органы власти. Об этом говорится в пресс-релизе соревнования.
Как отмечается, государственные и частные компании, а также институты развития, в числе которых ОАО "РЖД", госкорпорация "Росатом", ПАО "Газпром нефть", ПАО "Ростелеком", предоставили конкурсантам новые возможности для профессионального роста.
12 марта стало известно о том, что 45 финалистов конкурса получили назначения в федеральные и региональные ведомства. Новые кадры получили Дальний Восток, Новгородская область, Бурятия, Якутия и другие субъекты Федерации.
84 из 103 победителей конкурса управленцев "Лидеры России", проходившего в 2017–2018 годах, получили новые назначения или повышения в федеральных и региональных органах власти и госкорпорациях. Об этом сообщил первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко. Наиболее заметными продвижениями по службе стали назначения участников конкурса Василия Орлова и Дмитрия Артюхова на должность Врио губернатора Амурской области и Ямало-ненецкого автономного округа соответственно. Должности заняли Олег Салагай, Павел Сорокин, Илья Торосов, назначенные заместителями федеральных министров.
Павел Татаренко назначен министром образования Новгородской области, Александр Бардалеев - министром экономики Республики Бурятия, Максим Терещенко - министром промышленности и геологии Якутии.
Исходя из того, что финалисты конкурса получают образовательные гранты, назначения в федеральные и региональные министерства и ведомства, а также включаются в кадровые резервы, можно сказать, что данный конкурс имеет основные признаки социального лифта, и способствует повышению уровня образования, престижа и власти.