ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(211)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(211)
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В связи с взрывным ростом цифровых платформ и сервисов термин «цифровизация» активнейшим образом используется в научных исследованиях, а также нормативных актах органов публичной власти. Но, поскольку отсутствует официальное толкование данного процесса, а также единый подход к его пониманию в научно-исследовательской литературе, это создает определенные стратегические риски в правовом и научном толковании эффективности реализации описываемого процесса в различных сферах.
По мнению С.М. Зубарева цифровизацию можно рассматривать как процесс применения цифровых технологий в различных сферах [1].
В. Г. Халин и Г. В. Чернова рассматривают цифровизацию как «главный современный тренд развития экономики и общества, основанный на переходе к цифровому формату представления информации, который направлен на повышение эффективности экономики и улучшение качества жизни» [2].
Балаганский В.П., Зражевская И.В. определяют цифровизацию как совокупность взаимосвязанных процессов по внедрению передовых информационных технологий в сферы человеческой жизни [3].
Таким образом, обязательным компонентом процесса цифровизации является внедрение и использование информационных технологий.
По мнению многих экспертов, в настоящий момент мир находится в условиях очередной технологической революции, в результате которой коренным образом изменится жизнь людей, поменяются не только условия ведения предпринимательской деятельности, но и сам глубинный мотив данного вида деятельности [4]. Внедрение и использование цифровых технологий создает возможности для перехода различных сфер и отраслей на принципиально иной уровень развития.
В данной ситуации процесс цифровой трансформации государственного управления обретает особое значение, потому что непосредственно государство должно стать двигателем, а также ядром технологического процесса. Именно цифровая трансформация государственного управления, на наш взгляд, призвана обеспечить высокую эффективность реализации принимаемых государственных решений. Более того, некоторые исследователи полагают, что в результате цифровой трансформации формируется новая парадигма «государственного управления цифровой эпохи» [5].
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», установлено пять национальных целей развития. Одной из целей определена «цифровая трансформация», в рамках которой планируется обеспечить «достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления».
Определение данного термина в нормативных актах не приводится, но если обобщить разработанные государством методики оценки цифровой зрелости, можно сказать, что цифровая зрелость это комплексный многокомпонентный показатель цифрового развития какой-либо сферы или отрасли. Стратегия цифровой трансформации разрабатывается именно на основе оценки цифровой зрелости отрасли или сферы.
Стратегия цифровой трансформации это долгосрочный всеобъемлющий документ стратегического планирования, который включает в себя измеримые показатели, цели, а также ключевые этапы и основные инструменты достижения целевого уровня цифровой зрелости компании, сферы либо отрасли.
Одним из важнейших результатов цифровой трансформации является изменение не только методов реализации государственных функций (оказания государственных услуг), в том числе процессов, но и их содержания и состава. Качественный характер изменений вследствие цифровой трансформации предполагает повышение эффективности, результативности и обоснованности государственного управления [6].