Статья:

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(211)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Склемин К.Ю. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 32(211). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/211/117803 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Склемин Кирилл Юрьевич
магистрант, Алтайский филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Барнаул
Проказина Наталья Васильевна
научный руководитель, д-р. социол. наук, профессор, Алтайский филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Барнаул

 

В связи с взрывным ростом цифровых платформ и сервисов термин «цифровизация» активнейшим образом используется в научных исследованиях, а также нормативных актах органов публичной власти. Но, поскольку отсутствует официальное толкование данного процесса, а также единый подход к его пониманию в научно-исследовательской литературе, это создает определенные стратегические риски в правовом и научном толковании эффективности реализации описываемого процесса в различных сферах.

По мнению С.М. Зубарева цифровизацию можно рассматривать как процесс применения цифровых технологий в различных сферах [1].

В. Г. Халин и Г. В. Чернова рассматривают цифровизацию как «главный современный тренд развития экономики и общества, основанный на переходе к цифровому формату представления информации, который направлен на повышение эффективности экономики и улучшение качества жизни» [2].

Балаганский В.П., Зражевская И.В. определяют цифровизацию как совокупность взаимосвязанных процессов по внедрению передовых информационных технологий в сферы человеческой жизни [3].

Таким образом, обязательным компонентом процесса цифровизации является внедрение и использование информационных технологий.

По мнению многих экспертов, в настоящий момент мир находится в условиях очередной технологической революции, в результате которой коренным образом изменится жизнь людей, поменяются не только условия ведения предпринимательской деятельности, но и сам глубинный мотив данного вида деятельности [4]. Внедрение и использование цифровых технологий создает возможности для перехода различных сфер и отраслей на принципиально иной уровень развития.

В данной ситуации процесс цифровой трансформации государственного управления обретает особое значение, потому что непосредственно государство должно стать двигателем, а также ядром технологического процесса. Именно цифровая трансформация государственного управления, на наш взгляд, призвана обеспечить высокую эффективность реализации принимаемых государственных решений. Более того, некоторые исследователи полагают, что в результате цифровой трансформации формируется новая парадигма «государственного управления цифровой эпохи» [5].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», установлено пять национальных целей развития. Одной из целей определена «цифровая трансформация», в рамках которой планируется обеспечить «достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления».

Определение данного термина в нормативных актах не приводится, но если обобщить разработанные государством методики оценки цифровой зрелости, можно сказать, что цифровая зрелость это комплексный многокомпонентный показатель цифрового развития какой-либо сферы или отрасли. Стратегия цифровой трансформации разрабатывается именно на основе оценки цифровой зрелости отрасли или сферы.

Стратегия цифровой трансформации это долгосрочный всеобъемлющий документ стратегического планирования, который включает в себя измеримые показатели, цели, а также ключевые этапы и основные инструменты достижения целевого уровня цифровой зрелости компании, сферы либо отрасли.

Одним из важнейших результатов цифровой трансформации является изменение не только методов реализации государственных функций (оказания государственных услуг), в том числе процессов, но и их содержания и состава. Качественный характер изменений вследствие цифровой трансформации предполагает повышение эффективности, результативности и обоснованности государственного управления [6].

 

Список литературы:
1. Зубарев С. М. Правовые риски цифровизации государственного управления // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — Т. 15. — № 6. — С. 23—32.
2. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 46—63.
3. Балаганский, В. П. Значение цифровизации в сфере государственного управления / В. П. Балаганский, И. В. Зражевская // Устойчивое развитие науки и образования. – 2021. – № 11(62). – С. 10-13.
4. Schwab, K. The Forth Industrial Revolution. / K. Schwab. – Davos : World Economic Forum, 2016.
5. Купряшин, Г.Л., Шрамм, А.В. О перспективах третьей волны парадигмы цифрового государственного управления / Купряшин Г.Л., Шрамм А.В. // Государственное управление. Электронный вестник. – Москва, 2021. – №84.
6. Добролюбова, Е.И. Мониторинг и оценка результативности и эффективности цифровизации государственного управления : методические подходы. / Е.И. Добролюбова, В.Н. Южаков // Издательский дом «Дело» РАНХиГС. – 2020.