Статья:

Особенности аудита на предприятиях малого бизнеса

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Серопян С.Ю. Особенности аудита на предприятиях малого бизнеса // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 20(113). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/113/72786 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности аудита на предприятиях малого бизнеса

Серопян Сергей Юрьевич
магистрант, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, РБ, г. Минск

 

FEATURES OF AUDIT IN SMALL BUSINESSES

 

Sergei Seropian

Master of Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics, Belarus, Minsk

 

Аннотация: Данная статья показывает особенности проведения аудита на предприятиях малого бизнеса. В статье раскрываются особенности порядка проведения аудита на данных субъектах, рассмотрены факторы риска при проведении аудита предприятий.

Актуальность данной темы очень высока, так как различные исследования показывают, что роль малого и среднего бизнеса оказывают огромное влияние на экономику Республики Беларусь. Именно малый и средний бизнес создает основу рыночной экономики.

Abstract. This article shows the features of audit in small businesses. The article reveals the specifics of the procedure for conducting an audit on these subjects, and considers the risk factors when conducting an audit of enterprises.

The relevance of this topic is very high, as various studies show that the role of small and medium-sized businesses have a huge impact on the economy of the Republic of Belarus. It is small and medium-sized businesses that create the basis of a market economy.

 

Ключевые слова: Беларусь, малый бизнес, средний бизнес, аудиторская проверка, аудит предприятия.

Keywords: Belarus, small business, medium business, audit, enterprise audit.

 

На сегодняшний день в Беларуси развитие малого и среднего бизнеса приоритетная задача. За последние годы в стране многое сделано для улучшения условий ведения бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве, государственной поддержке малого предпринимательства, о поддержке малого и среднего предпринимательства июля 2010 г. № 148-З. Конечно, если проанализировать малый бизнес в Беларуси, США, стран Европы, то можно отметить, что развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в Беларуси. Раньше в Беларуси понятие средний бизнес имел расплывчатое представление. Но с появлением закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» законодательно закрепилось понятие среднее предпринимательство. Законом пересмотрены нормативно-правовые основы регулирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, активизировалась работа по либерализации делового и инвестиционного климата. Это способствовало тому, что до 2014 года наблюдался устойчивый рост количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поступательно возрастал вклад субъектов малого и среднего бизнеса в основные экономические показатели.

Но, к сожалению, мировой финансовый кризис 2014-2015 годов оказал негативное влияние на экономику Беларуси. И конечно же пострадал малый и средний бизнес. С 2016 года началось восстановление позиций малого и среднего бизнеса после рецессии. Однако докризисные значения все еще не достигнуты. Это свидетельствует о том, что малые формы хозяйствования в большей мере уязвимы к негативным внешним воздействиям по сравнению с крупными организациями.

Компании среднего бизнеса являются как бы негласным посредником между предприятиями крупного и малого бизнеса. Такие предприятия могут иметь целую сеть в нескольких городах.

На основе этого можно сказать, что предприятия среднего бизнеса, отличаются от предприятий малого бизнеса зоной охвата. Количество персонала как правило от 100 до 200 человек. Сфера деятельности компаний среднего бизнеса может быть различной, от продажи продуктов питания до медицинских центров. Также можно отметить, что в мировую экономику предприятия среднего бизнеса приносят треть доходов. Но при этом государство всячески поддерживает небольшие фирмы и огромные компании, акционером которой является. При этом среднему предпринимательству буквально приходится бороться в условиях жесткой конкуренции со всеми проблемами самостоятельно, так как налоговых послаблений или других поддерживающих мероприятий в отношении их не проводится.

Для чего нужно проводят аудиторскую проверку

Сегодня мы живем при рыночной экономике, поэтому любая компания будь то большая либо малого бизнеса должна проходить независимый аудиторский контроль.

Аудит – независимая экспертиза отдельных областей функционирования организации.

Аудиторский контроль средних предприятий намного сложнее чем на малых предприятий, это связано с необходимостью анализировать деятельность компании с разных сторон методом выборочной проверки.

При проведении аудита на малых предприятиях учитывают спецификацию предприятия. Расходы на аудит на предприятиях малого бизнеса меньше, это связано с меньшим количество сотрудников, и более упрощённой документацией. Следовательно, на малом предприятии аудитору потребуется меньше времени понять специфику работы предприятия.

Цель проверки

Удостовериться в правильности бухгалтерской и финансовой отчетности, разработать рекомендации по повышению финансовой устойчивости и улучшению платежеспособности организации.

Виды аудита

аудит подразделяется по статусу проверяющих.

Внешний аудит — как правило разовая экспертиза, которая проводится независимой стороной, индивидуальным аудитором или аудиторской фирмой, по заключенному договору. Инициаторами выступают руководители организации либо акционеры.

При проведении внешнего аудита проверяется система учета и отчетности предприятия.

Внутренний аудит — проводят квалифицированные специалисты, состоящие в штате самого предприятия, они выявляют несоответствия ведения бухгалтерского учета и проверяют надежность функционирования системы внутреннего контроля, который существует в организации.

аудит подразделяется по обязательности проведения

Обязательный аудит — представляет собой проверку ведения бухгалтерской отчетности, проводится в силу требований законодательных актов Республики Беларусь в установленные сроки.

Инициативный аудит — проводится по инициативе руководителя либо владельца организации. Инициативный аудит подразумевает не только финансовую проверку предприятия, но и оптимизацию финансовых, налоговых и организационных решений. Необходимость проведения инициативного аудита необходима при смене руководства, реорганизации, продаже предприятия.

аудит может быть проведен также по требованию кредитных организаций или инвесторов.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что проведение аудиторских проверок дает возможность предприятием малого бизнеса своевременно увидеть отклонения, чтобы держать на плаву и не уйти с рынка. Оказание услуг и производство в малом бизнесе очень уязвимо. Негативные факторы могут оказать губительную роль на малый бизнес за очень короткий срок. Поэтому аудиторские проверки помогут малому бизнесу улучшить его развитие и укрепить конкурентоспособность.

 

Список литературы:
1. О поддержке малого и среднего предпринимательства. Закон Респ. Беларусь, 1 июля 2010 г. № 148-З [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Pravo.by URL: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11000148 (дата обращения: 19.03.2020)
2. Об аудиторской деятельности. / Закон Республики Беларусь, 12 июля 2013 г. , № 56- З [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь Pravo.by URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300056 (дата обращения: 22.03.2020)
3. Об утверждении Правил аудиторской деятельности и внесение изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь. / Закон Республики Беларусь, 28 марта 2003 г. № 45 [Электронный ресурс] / Национальный Интернет-портал Министерства финансов Республики Беларусь URL: http://www.minfin.gov.by/upload/audit/rules/postmf_280303_45.pdf (дата обращения: 09.03.2020)
4. Об утверждении устава Национального банка Республики Беларусь. / Указ Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 г., № 320 (с изм. и доп.) // [Электронный ресурс] / Национальный Банк Республики Беларусь URL: https://www.nbrb.by/legislation/documents/pp_82.pdf (дата обращения: 19.03.2020)
5. Малый бизнес: Зарубежный опыт. [Электронный ресурс] / Информационный  портал хабаровского края URL: https://msb.khabkrai.ru/malyi-biznes-zarubezhnyi-opyt/ (дата обращения: 19.03.2020)
6. Згировская, М. Формирование тарифа на услуги аудита с учётом изменения законодательства / М. Згировская // Гл. бухгалтер. - 2008. - №15. - с.86-88.
7. Мишарева, С. Комментарий к Закону Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» / С. Мишарева // Финансы. Учёт. Аудит. - 2007. - №8. - с.76-80.
8. Акулич, Ю.И. Ревизия и аудит: практикум / Ю.И. Акулич. - Минск: Соврем. шк., 2010. - 204с.
9. Белорусские аудиторы объединяются с одним из мировых лидеров // НЭГ. - 2010. - №96. - с.22.