Статья:

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(291)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Шабдарова Ю.В. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 24(291). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/291/151720 (дата обращения: 20.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Шабдарова Юлия Валерьевна
студент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, РФ, Черногорск

 

PERSONNEL MANAGEMENT IN MODERN CONDITIONS

 

Yulia Shabdarova

Student Khakass State University named after N.F. Katanova, Russia, Chernogorsk

 

 

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы управления персоналом в современных условиях рынка труда. Проведён анализ отечественного и зарубежного опыта в сфере исследования управления персоналом компаний. Проанализированы проблемы систематизации управления сотрудниками, подбора квалифицированных кадров, а также применение HR-служб на практике. В ходе исследования сделан вывод, что региональная специфика, влияющая на кадровые стратегии современных компаний, представляет собой один из ключевых элементов в управлении персоналом, поскольку складывающаяся в настоящее время ситуация на рынке труда формируется под влиянием социально-экономических, политических, демографических и прочих факторов развития региона присутствия компании. Цель исследования заключается в изучении особенностей управления персоналом в современных условиях регионального рынка труда. Статья базируется на авторской гипотезе о том, что создание эффективных региональных программ содействия развитию персонала способствует улучшению уровня удовлетворенности сотрудников и повышению общей производительности труда в компании. Данная гипотеза нашла свое подтверждение. Создание региональных программ содействия развитию персонала представляет собой актуальную задачу для компаний, стремящихся уделять внимание потребностям своих сотрудников в конкретных регионах. Ключевыми элементами подобных программ выступают анализ потребностей и возможностей работников; их обучение и профессиональное развитие; наставничество и мониторинг; стажировки и обмен опытом; финансовая поддержка и поощрения; развитие лидерских качеств; социальные проекты и мероприятия, направленные на повышение уровня и качества жизни населения в регионе.

 

Ключевые слова: управление персоналом, сотрудники, квалификация, стратегия, HR-служба, региональный рынок труда, региональная программа, регион

 

1. Введение

1.1 Исследование важности и актуальности проблемы

В современных экономических условиях вызовов и противоречий, при высоко развитой рыночной конкуренции, любой предприниматель заинтересован в привлечении большего числа потребителей и извлечения прибыли в долгосрочной перспективе. Для того чтобы компания и ее продукция были конкурентоспособны, руководителям необходимо грамотно выстраивать все звенья цепи деятельности фирмы. Одним из основных звеньев выступает логически выстроенное управление персоналом, которое подразумевает качественное и эффективное использование человеческих ресурсов в деятельности компании для достижения поставленных целей, как со стороны организации, так и сотрудников.

1.2 Литературное обозрение релевантных исследований 

Обращаясь к исследованиям ученых-экономистов, которые уделяли внимание проблеме управления персоналом в современных условиях рынка, можно заметить, что практически все они делали акцент на включении кадрового менеджмента в один из элементов стратегии развития компании. Например, Н.В. Фёдорова и О.Ю. Минченкова, рассматривая стратегию развития фирмы, уделяют особое внимание изучению процессов формирования кадрового состава и роли каждого сотрудника в достижении общекорпоративных целей [1].

Особое внимание процессу анализа особенностей управления персоналом в современных условиях рынка труда уделяют Ю.Д. Романова, Т.А. Винтова, П.Е. Коваль[2]. Авторы рассматривают новейшие концепции и подходы к управлению персоналом и компанией в целом, делая акцент на изучение развития информационных технологий и их роли в сфере кадрового менеджмента. По мнению авторов, применение информационных технологий облегчает задачу руководителя в логичном построении стратегического плана работы компании, в том числе и в области управления персоналом.

О. Свергун, Ю. Пасс, Д. Дьякова, А. Новикова исследовали реальный опыт работы HR-менеджеров в российских компаниях [3]. Авторы приводят различные методики управления персоналом, исследуют их специфику и возможность внедрения в процессы деятельности современных компаний, обращая внимание на то, что управление персоналом является достаточно чувствительной сферой, поэтому руководителю необходимо очень тонко и в индивидуальном порядке управлять своими подчинёнными.

Н.Е.Папонова подробно рассматривает различные методы оценки деятельности сотрудников, с целью повышения эффективности работы персонала, роста числа потребителей и прибыли компании[4].

Среди зарубежных исследователей вопросами эффективности управления персоналом занимались Марк А. Хьюзилид, Брайан Е. Беккер, Ричард У. Битти[5].Данные авторы обращают внимание на то, что инвестирование в трудовые ресурсы компании должно сопровождаться интересами, культурой, способностями, навыками и умениями ее сотрудников. По мнению авторов, правильное управление трудовыми ресурсами может быть только при правильном оценивании их деятельности.

Следует отметить, что перечисленные и другие ученые не касаются вопросов региональной специфики, влияющей на кадровые стратегии современных компаний[6, 7, 8]. На наш взгляд, это важный аспект в управлении персоналом, поскольку современная ситуация на рынке труда формируется главным образом под влиянием социально-экономических, политических, демографических и прочих факторов регионального развития. Эффективное управление персоналом с учетом специфики региона может помочь компании быстрее адаптироваться к местным условиям и достигать лучших результатов ее деятельности на региональном рынке.

1.3 Основные гипотезы, цели и задачи исследования

Статья базируется на авторской гипотезе о том, что создание эффективных региональных программ содействия развитию персонала способствует улучшению уровня удовлетворенности сотрудников и повышению общей производительности труда в компании. Цель исследования заключается в изучении особенностей управления персоналом в современных условиях регионального рынка труда.

2. Методы и методология

Исследование базируется на глубоком анализе теоретико-методологических положений, практических аспектов и обобщении управленческого опыта в сфере кадрового менеджмента, в том числе с учетом региональной специфики. При написании статьи были использованы общенаучные методы анализа и синтеза, наблюдения и сравнения, была применена технологическая методология и использован системный подход.

3. Результаты

Управление персоналом в региональном аспекте требует специфического подхода, учитывая различия в экономических, культурных и социальных условиях различных регионов. Для построения эффективной системы управления персоналом необходимо особое внимание уделять следующим аспектам:

  1. Анализ региональных особенностей. Прежде всего руководителю следует изучить экономическую ситуацию, уровень безработицы, структуру рабочей силы и других факторов, характерных для конкретного региона. Затем необходимо адаптировать стратегию управления персоналом компании под выявленные региональные условия.
  2. Рекрутинг и найм. Следует учитывать местные особенности при подборе сотрудников. Это может включать в себя учет языковых навыков, культурных различий и знаний о местной инфраструктуре.
  3. Обучение и развитие. Необходимо проводить регулярный мониторинг потребностей рынка труда и требований региона. Это поможет на системной основе формировать специфические навыки и знания, необходимые для успешной работы в данной местности.
  4. Адаптация политики компании. Каждая компания должна иметь гибкую политику, которая может быть адаптирована под местные нормы и законы с учетом различий в социо-культурных, духовных и прочих ценностях.
  5. Связь и обратная связь. Следует поддерживать открытую и эффективную коммуникацию с сотрудниками в регионе, учитывая их мнения и потребности. Регулярная оценка эффективности стратегии управления персоналом в региональном контексте позволит своевременно вносить коррективы и совершенствовать деятельность компании на региональном рынке.

В современных условиях регионального рынка труда наблюдается высокий уровень вклада в деятельность организации тех работников, которые удовлетворены условиями труда[9]. В последнем десятилетии XX века был замечен пересмотр концепций управления персоналом, в результате которого на смену противоречивых отношений между работодателем и работником пришли партнёрские отношения. Командная работа подразумевает под собой[10]:

  • сотрудничество при работе в маленьких группах;
  • ориентированность на удовлетворённость потребителя;
  • чёткую установку целей бизнеса на привлечение персонала для достижения необходимого результата.

На сегодняшний день существует такая система управления персоналом организации, при которой происходит повышение уровня работоспособности сотрудников, привлечения клиентов и извлечения высокого уровня прибыли. К основным понятиям данной системы управления относятся те, что представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Основные понятия современной системы управления персоналом

 

Правильно построенная система управления персоналом позволяет постоянно совершенствовать методы взаимодействия с кадрами, систематизировать рабочий процесс организации и достигать поставленных целей.

В современном мире построение системы управления персоналом в компании основывается на большом росте человеческих ресурсов, знаниях со стороны руководителей мотивационных мероприятий в отношении сотрудников, умениях направлять коллектив в правильное русло в процессе выполнения поставленных задач. Все крупные компании имеют специализированный отдел, который занимается управлением персонала организации. Основной ролью такого отдела является набор сотрудников и правильное распределение обязанностей между ними. К тому же на сегодняшний день чувствуется острая нехватка квалифицированных кадров, поэтому цель отдела по управлению персоналом не упустить квалифицированного сотрудника и привлечь его в компанию всеми возможными методами.

Управление персоналом компании основывается на взаимосвязанных технологиях, как представлено на рисунке 2. Выбор правильной тактики управления сотрудниками со стороны руководителя, позволяет быстро и качественно достичь поставленных целей.

 

Рисунок 2. Технологии управления персоналом современной компании

 

Современный мир – это мир инновационного прогресса, инновационных изменений, к которым относятся автоматизация, робототехника, цифровые технологии[11]. Потребность в использовании и применении современных инновационных технологий в управлении персоналом организации возрастает с каждым годом. Благодаря автоматизации деятельности в сфере управления персоналом возможны:

  • быстрый поиск и хранение информации на неограниченный период времени;
  • скорость обработки данных персонала компании;
  • единая база данных по сотрудникам;
  • автоматическое формирование отчетности для всех социальных служб.

Все эти возможности позволяют правильно и достоверно вести отчётность по сотрудникам организации, своевременно формировать и отправлять необходимые данные по персоналу в соответствующие инстанции, осуществлять работу по управлению сотрудниками качественно и своевременно.

С помощью цифровых технологий процесс управления персоналом стал слаженным и удобным. Для наглядного примера рассмотрим опыт применения цифровых технологий в компании SAP CНГ. Цель компании – упростить HR-организации и одним из вариантов является стандартизация процессов с учетом региональных особенностей рынка труда.

До того момента, как руководство организации приняло решение о трансформации персонала, в каждом филиале компании принимались свои решения и локальный HR-отдел занимался и подбором, и развитием персонала, и кадровым делопроизводством. После принятия решения о трансформации работа HR-отдел изменилась. В структуре централизованного кадрового департамента появились HR-бизнес-партнеры, в задачи которого входит развитие персонала и кадровой стратегии[12]с учетом интересов регионального развития. Появилось большое количество мобильных приложений, при помощи которых происходит обмен информацией между сотрудниками компании, менеджерами и другими заинтересованными сторонами. На территории всей компании присутствует аналитика на основе большого количества данных.

В итоге, создание эффективных региональных программ содействия развитию персонала способствует улучшению уровня удовлетворенности сотрудников и повышению общей производительности компании.

4. Обсуждение и заключение

Таким образом, чтобы компания могла быть конкурентоспособной, руководителям необходимо логически выстроить управление персоналом организации; качественно и эффективно применять человеческие ресурсы в деятельности компании для достижения поставленных целей и с учетом региональных особенностей; правильно организовывать процесс подбора квалифицированных сотрудников; применять в своей практике HR-службы для более удобного и комфортного управления персоналом компании.

Создание региональных программ содействия развитию персонала – важная задача для компаний, стремящихся уделять внимание потребностям своих сотрудников в конкретных регионах. Среди ключевых элементов подобных программ можно зазвать:

  1. Анализ потребностей и возможностей. Изучение региональных особенностей и запросов сотрудников в данном регионе, определение наиболее востребованных компетенций и навыков.
  2. Обучение и профессиональное развитие. Проведение обучающих семинаров, тренингов, вебинаров и курсов, адаптированных к потребностям сотрудников данного региона.
  3. Наставничество и мениторинг. Создание системы наставничества, где опытные сотрудники могут делиться знаниями с новыми членами команды, способствуя их успешной адаптации и профессиональному росту.
  4. Стажировки и обмен опытом. Организация стажировок и обмена опытом между подразделениями компании из разных регионов для обогащения знаний сотрудников.
  5. Финансовая поддержка и поощрения. Предоставление финансовой помощи для профессионального обучения, сертификации, а также возможности принимать участие в конкурсах и получать премии за достижения.
  6. Развитие лидерских качеств. Программы по развитию лидерских навыков для подготовки будущих руководителей в регионе.
  7. Социальные и здоровье сберегающие мероприятия. Организация спортивных соревнований, занятий йогой, медитацией, а также информационные кампании по здоровому образу жизни.
  8. Оптимизация рабочих процессов. Использование технологий и инструментов, удобных для работы в конкретных условиях данного региона, что может повысить производительность и комфорт сотрудников.

Таким образом, эффективное управление персоналом в современных условиях предполагает сочетание потребностей каждого работника с общими целями деятельности компании, применение индивидуальных траекторий развития трудящихся, а также учет региональных особенностей рынка труда, что в совокупности формирует системный подход к внутрифирменному использованию трудовых ресурсов.

 

Список литературы:
1. Фёдорова Н.В., Минченко О.Ю. Управление персоналом организации: учеб. пособие для студентов ВУЗов / Н.В. Фёдорова, О.Ю. Минченко; Моск. гуманитар. ун-т – Москва: КНОРУС, 2013.
2. Романова Ю.Д.Информационные технологии в управлении персоналом: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ Ю.Д.Романова, Т.А.Винтова, П.Е.Коваль. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 271 с.
3. Свергун О., Пасс Ю., Дьякова Д., Новикова А. HR-практика. Управление персоналом. Как оно есть на самом деле: Спб.: Питер, 2005.
4. ПапоноваН.Е. Построение системы оценки персонала: практическое пособие. – М., 2009.
5. Марк А. Хьюзилид, Брайан Е. Беккер, Ричард У. Битти. Оценка персонала: как управлять человеческим капиталом, чтобы реализовать стратегию. – М., 2007.
6. Филатов В.В., Гарбузова Т.Г., Ксенофонтова Х.З., Исаханов А.Е. Анализ принципов корпоративного управления ПАО «Сургутнефтегаз» // Журнал прикладных исследований. – 2021. – № 5-1. – С. 63-71.
7. Кожухова Н.В., Аксютина Т.В. Оценка результатов труда персонала современной организации: теоретическое содержание и практическая ценность. // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – №11. – С.1209-1215.
8. Подберезкина Ю.Г. Факторы, влияющие на повышение эффективности системы организации труда персонала // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – №10. – С 637-642.
9. Царева Н.А., Мельникова А.А. Мотивация труда персонала: удовлетворенность трудом и командная работа // Вестник Академии знаний. – 2022. – №6 (53). – С. 486-490.
10. Митрофанова Е.А., Митрофанова А.Е. Особенности управления персоналом в командах // УПИРР. – 2022. – №4. – С. 10-15. 
11. Гарбузова Т.Г.Применение современных цифровых технологий для автоматизации маркетинга. / В сборнике: Управление и экономика народного хозяйства России. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 106-110.
12. Смирнов Н. Цифровизация HR: фактор лояльности сотрудников / Н. Смирнов // Директор информационной службы. – 2017. – № 9. – С. 28.