Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников
Проблема личностного и профессионального самоопределения. Первая серьезная проблема, с которой сталкиваются учащиеся старших классов – это выбор будущей профессии.
Самоопределение — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. От успешности самоопределения во многом зависит эмоциональное благополучие и качество жизни человека.
Так же в старшем школьном возрасте происходит становление личностного самоопределения. В этом возрасте старшеклассники начинают задумываться о своем месте в этом мире, о смысле жизни. В это время они начинают строить планы на будущее
Старший школьный возраст - период от 15 до 17 лет, т.е. 9-11 классов . Это период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина .
Старшеклассники становятся взрослее, их опыт обогащается и они осознают, что впереди совсем скоро их ждет самостоятельная жизнь. Приобретает более важную значимость их сознательное отношение к обучению.
В этом возрасте школьники начинают интересоваться какой-то конкретной областью деятельности. Такой интерес подталкивает к формированию познавательно-профессионального направления личности, начинает определять выбор профессии и в целом жизненный путь старшеклассника после окончания обучения в школе. Развивается личность и складывается мировоззрение. Самосознание у старшеклассников получает более взрослый характер. Формируется чувство самоутверждения, самовыражения, которое проявляется в стремлении выразить и показать свою индивидуальность.
Личностное самоопределение занимает много времени и иногда не завершается даже после окончании обучения в школе. Формируется представления о жизни, моральные ценности, утверждения и мнение.
Особенность личностного самоопределения это его направленность в будущее.
Во время процесса самоопределения личности на первый план выходит роль психологического будущего.
Существует такое понятие как – перспектива. Ее разделяют на уровни.
Три уровня перспектив – психологическая, личностная и жизненная перспектива.
С психологическим будущим школьника и его психологическими перспективами очень тесно взаимосвязаны ценностные ориентации. Ценностные ориентации, цели и планы это последовательные ступени субъективного регулирования жизнедеятельности человека.
Еще одной важной особенностью личностного самоопределения является осознание человеком своих индивидуальных особенностей, черт личности и потребность в самопознании. Важную ступень представляют потребности в саморазвитии и самореализации. Качества, которые характеризуют личность, способную к самореализации: активность, целеустремленность, самостоятельность и широта жизненных ценностей.
Присутствует такое понятие как самодетерминация. Это когда человек действует непредсказуемо для других людей и нестандартно мыслит . Такой человек не поддается внешнему давлению и руководствуется только своей собственной логикой и тактикой действий в той или иной ситуации.
Профессиональное самоопределение может выходить за рамки выбора конкретной профессии, оно может продолжаться, пока человек стремится к развитию себя как профессионала.
Одну из черт самоопределения выделяют как идентичность. Идентичность определяется как структура эго. Внутренняя организация способностей и потребностей человека, его убеждений и его собственной истории. Идентичность проявляется в процессе решения жизненных проблем.
Важной характеристикой является профессиональная готовность, которая выступает одним из психологических компонентов профессионального самоопределения. Профессиональная готовность это субъективное состояние личности, означающее желание и способность заниматься данным видом профессиональной деятельности, человек сам оценивает свои способности и склонности.
Существует понятие профессиональной направленности. Профессиональная направленность – это характеристика, выражающаяся в интересах, склонностях, мотивах выбора профессии и устойчивых намерениях на будущее.
Большую роль в выборе профессии играют личностные качества и черты характера человека. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку и его особенностям.