Статья:

Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Почивалова К.А. Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 21(114). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/114/73319 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Личностное и профессиональное самоопределение старшеклассников

Почивалова Ксения Алексеевна
студент, Пензенской Государственный Университет, РФ, г. Пенза

 

Проблема личностного и профессионального самоопределения. Первая серьезная проблема, с которой сталкиваются учащиеся старших классов – это выбор будущей профессии.

Самоопределение — основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. От успешности самоопределения во многом зависит эмоциональное благополучие и качество жизни человека.

Так же в старшем школьном возрасте происходит становление личностного самоопределения. В этом возрасте старшеклассники начинают задумываться о своем месте в этом мире, о смысле жизни. В это время они начинают строить планы на будущее

Старший школьный возраст - период от 15 до 17 лет, т.е. 9-11 классов . Это период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина .

Старшеклассники становятся взрослее, их опыт обогащается и они осознают, что впереди совсем скоро их ждет самостоятельная жизнь. Приобретает более важную значимость их сознательное отношение к обучению.

В этом возрасте школьники  начинают интересоваться какой-то конкретной областью деятельности. Такой интерес подталкивает к формированию познавательно-профессионального направления личности, начинает определять выбор профессии и в целом жизненный путь старшеклассника после окончания обучения в школе. Развивается личность и складывается мировоззрение. Самосознание у старшеклассников получает более взрослый характер. Формируется чувство самоутверждения, самовыражения, которое проявляется в стремлении выразить и показать свою индивидуальность.

Личностное самоопределение занимает много времени и иногда не завершается даже после окончании обучения в школе. Формируется представления о жизни, моральные ценности, утверждения и мнение.

Особенность личностного самоопределения это его направленность в будущее.

Во время процесса самоопределения личности на первый план выходит роль психологического будущего.

Существует такое понятие как – перспектива. Ее разделяют на уровни.

Три уровня перспектив – психологическая, личностная и жизненная перспектива.

С психологическим будущим школьника и его психологическими перспективами очень тесно взаимосвязаны ценностные ориентации. Ценностные ориентации, цели и планы это последовательные ступени субъективного регулирования жизнедеятельности человека.

Еще одной важной особенностью личностного самоопределения является осознание человеком своих индивидуальных особенностей, черт личности и потребность в самопознании. Важную ступень представляют потребности в саморазвитии и самореализации. Качества, которые характеризуют личность, способную к самореализации: активность, целеустремленность, самостоятельность и  широта жизненных ценностей.

Присутствует такое понятие как  самодетерминация. Это когда человек действует непредсказуемо для других людей и нестандартно мыслит . Такой человек не поддается внешнему давлению и руководствуется только своей собственной логикой и тактикой действий в той или иной ситуации.

Профессиональное самоопределение может выходить за рамки выбора конкретной профессии, оно может продолжаться, пока человек стремится к развитию себя как профессионала.

Одну из черт самоопределения выделяют как идентичность. Идентичность определяется как структура эго. Внутренняя организация способностей и потребностей человека, его убеждений и его собственной истории. Идентичность проявляется в процессе решения жизненных проблем.

Важной характеристикой является профессиональная готовность, которая выступает одним из психологических компонентов профессионального самоопределения. Профессиональная готовность это  субъективное состояние личности, означающее желание и способность заниматься данным видом профессиональной деятельности, человек сам оценивает свои способности и склонности.

Существует понятие профессиональной направленности. Профессиональная направленность – это характеристика, выражающаяся в интересах, склонностях, мотивах выбора профессии и устойчивых намерениях на будущее.

Большую роль в выборе профессии играют личностные качества и черты характера человека. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку и его особенностям.

 

Список литературы: 
1. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации. //Психологическая наука и образование. 2000, №1, с. 52-58. 
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
3. Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 526 с.