Статья:

Причины девиантного поведения в подростковом возрасте

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Халилова А.Г. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/81858 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Причины девиантного поведения в подростковом возрасте

Халилова Альфия Габдулловна
магистрант, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара
Ярушкин Николай Николаевич
научный руководитель, д-р психол. наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара

 

Аннотация. В статье речь идет о раскрытии понятия девиантного поведения. Раскрыты причины девиантного поведения подростков. Рассмотрены возрастные кризисы в подростковом возрасте. Представлены способы и приёмы работы с девиантными подростками.

Abstract. The article deals with the disclosure of the concept of deviant behavior. The reasons for deviant behavior of teenagers are revealed. Age-related crises in adolescence are considered. Methods and techniques of working with deviant teenagers are presented.

 

Ключевые слова: девиантное поведение, причины девиантного поведения, подростки с девиантным поведением, отклоняющее поведение.

Keywords: deviant behavior, causes of deviant behavior, adolescents with deviant behavior, deviant behavior.

 

Данная тема является актуальной и значимой в настоящее время. Уделяют достаточно много времени проблемам девиантного поведения среди несовершеннолетних.

Первым, кто обратил внимание на новое социальное явление – подростковый период развития, был Ж. Ж. Руссо. Он впервые обратил внимание, что у человека есть психологическое значение, которое имеет важный период в развитии. [5, с.70]

Подростковый возраст – самый сложный этап в становлении личности индивида. Подростковый возраст - это граница протекания между детством и взрослой жизнью.

Подросток проходит пять стадий полового созревания: Сначала проходит стадию детства т.е (инфантилизм) завершается в возрасте 8-10 лет у девочек, а у мальчиков 10-13 лет; вторая стадия ведет к началу пубертата, третья стадия носит этап активного формирования половых желез (девочки растут активнее); четвертая стадия идет в формировании активности половых гормонов (начинается менструация у девочек); в пятой стадии идет завершение репродуктивной системы.

Общение подростков со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте.  Для подростка важны не только контакты со сверстниками, но и признание ими. Полноценное дружеское общение несовершеннолетних правонарушающего поведения с «благополучными» сверстниками сужено. Обычно подростки с противоправным поведением устанавливают контакты с лицами, имеющими схожие проблемы. Для подросткового возраста характерна реакция эмансипации. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. Чем ниже самооценка подростка, чем сильнее он чувствует себя в одиночестве. [5, с.75]

Кризис подросткового возраста - это кризис является самым острым и самым длительным. В первую очередь он связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются половые признаки (волосы на теле, растет грудь у девочек, изменяется голос у мальчиков). Начиная с 12-13 лет, происходит половое созревание и усиленная перестройка организма в целом, также развитие духовности интеллектуального потенциала. Происходит идентификация и формирование «Я - концепции». В основном связано с самооценкой, с образом собственного тела и с половой идентификацией. Девочки сильно озадачены своим внешним видом, может возникнуть мания (дисморфофобия) - повышенная сосредоточенность на тех телесных и физических изменениях, которые происходят.

Появляется чувство взрослости, а в семье возникают частые конфликты, подросток реагирует протестом и негативизмом на любые попытки вмешаться в его жизнь.  После такого столкновения подростки узнают себя и о своих возможностях, на что они способны и как могут самоутвердиться. А вот главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Подростки достаточно легкомысленны и относятся к человеческим запретам возмущенно, и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, а их любопытство становится сильнее. Нередко употребление психоактивных веществ в компании друзей, значимых и авторитетных для ребенка, превращается в форму самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса. Существуют два основных пути протекания данного кризиса:

1. Кризис независимости (строптивость, упрямство, негативизм, своеволие);

2. Кризис зависимости (чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам и формам поведения).

Подростковый возраст рассматривается один из «острых» кризисов и одним из самых важных и сложных критических периодов развития, подростковый кризис состоит из трех стадий: [5, с.120].

1) предкритическая стадия (ребенок пытается отказываться от старых привычек и разрушить общепринятые стереотипы);

2) кульминационная стадия (подросток может сделать что угодно, причем его поведение предугадать бывает тяжело);

3) посткритическая стадия (у ребенка формируются новые жизненные ценности и устойчивая жизненная позиция, он начинает строить новые отношения с людьми)

Девиантное поведение -это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых общественных норм. В социальном обществе всегда существуют социальные нормы и правила, которые принятые в данном обществе. Несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, на мой взгляд, является одной из наиболее важных проблем на сегодняшний день. Из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста девиантности среди несовершеннолетних и повышения эффективности их профилактики. Такое поведение угрожает физическому и психическому здоровью, а зачастую - и приводит к смертельному исходу. Исследованию девиаций посвящены философско-методологические теории зарубежных ученых З. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона, теория стигматизации Г. Беккера. [9, с.50].

Девиантный подросток имеет свои особенности, по которым можно его увидеть: негативная психическая напряженность, акцентуированная готовность к риску, психическая ригидность, агрессивность высокая. Причины подростковой девиантности связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами, причины социального и психологического характера, причины, связанные с возрастными кризисами.

Аддиктивное поведение – тип девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций. Причины этому: пример родителей, избавиться от застенчивости, избавиться от состояния тревожности, чувство взрослости, биологические и социальные факторы. Формы зависимого поведения могут быть: химическая зависимость, нарушения пищевого поведения, игровая зависимость, сексуальные аддикции. По мнению В.Д. Менделевича -употребление алкоголем или наркотическими веществами можно рассматривать как бегство- «в тело». [6]. 

Патохарактерологический тип поведения - под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся так называемые расстройства личности (психопатии) и явные, выраженные акцентуации характера. Причины психопатий: родовые травмы, заболевание ЦНС, черепно-мозговая травма и недостатки воспитания. [6].

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушения восприятия - галлюцинаций или иллюзий (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться). [6]. 

На гиперспособностях - тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях - идет игнорирование реальности. Человек существует в реальности ("здесь и теперь") и одновременно живет как бы в собственной реальности. Например, он может не знать, как пользуются бытовыми приборами. Весь интерес сосредоточен у него на деятельности, связанной с его неординарными способностями (музыкальными, математическими). В настоящее время большое внимание уделяется суицидальному поведению несовершеннолетним, такое поведение считается девиантным и проблемным.     

С таким явлением как девиантное поведение нужно бороться, проводить профилактические работы по устранению негативного поведения. Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. При оказании психологической помощи подросткам с девиантным поведением рекомендуется использовать способы и приёмы: [1].

1. Информирование - повышение в области обсуждаемых вопросов.

2. Метафора - суть в использовании аналогий-образов, сказок, пословиц. Метафора оказывает косвенное влияние на установки, мнения человека.

3. Установление логических взаимосвязей - установление последовательности событий.

4. Убеждение-использование аргументов, беседа.

5. Приём - оцени поступок

6. Приём - мой идеал

7. Приём - обмен ролями

Таким образом, можно сделать вывод, что девиантное поведение – определяется большинством исследователей как отклоняющееся поведение. Рост детской преступности, формирование к алкоголизации и наркомании, изменения в сфере социальных интересов представляют собой проблемы, которые накопились в нашем обществе и требуют своего устранения. Причины девиантности закладываются с детства, а устойчивая позиция развивается и сохраняется в подростковом возрасте. Любой фактор воздействующий на ребенка, дает в будущем толчок к такому поведению.

 

Список литературы:
1. Амбрумова А.Г. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами [Текст]: учеб. пособие для студ. ст. пед. учеб. заведений /А.Г. Абрумова - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 220 с.
2. Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи [Текст]: учеб. пособие для студ. ст. пед. учеб. заведений / А.Л. Арефьев, - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 127 с.
3. Бытко Ю.И. Девиантное поведение подростков [Текст]: учеб. пособие для студ. ст. пед. учеб. заведений / Ю.И. Бытко, - М.: МГУ, 2006. - 135 с.
4. Березин, В.Ф. Психическая адаптация и тревога / В.Ф. Березин //Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.: Питер,2001. – 512 с.
5. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. –М.: Наука, 1987. – 309 с.
6. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
7. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб. -метод.пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240с.
8. Гилинский, Я. Социология девиантного поведения / Я. Гилинский. – СПб.:СПбФ РАН, 1999. – С. 12–27.
9. Девиантное поведение Электронный ресурс] / Под ред.  О.Ю. Сальковской – Электрон. дан. – М.: Справочно-информационный интернет-портал девиантное поведение подростков 2014, – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/02/26/deviantnoe-povedenie-podrostkov
10. Дмитриева Н.Ю. Кризисы подросткового возраста, воспитание подростков[Текст]: / Н.Ю. Дмитриева, - М.: «Феникс», 2016. -157 с.