Статья:

Теоретические предпосылки исследования подростковой аутоагрессии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(44)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Николаева К.В. Теоретические предпосылки исследования подростковой аутоагрессии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 23(44). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/44/41850 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретические предпосылки исследования подростковой аутоагрессии

Николаева Ксения Владимировна
магистрант Пермского государственного гуманитарно – педагогического университета, РФ, г. Пермь

 

Исследования аутоагрессивного поведения подростков в психологии в последнее время набирают популярность. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время подростковая аутоагрессия активно обсуждается в средствах массовой информации,  в виду участившихся случаев аутоагрессии, антисоциального поведения и суицидов среди подростков. Кроме того, деятельность средств массовой информации: телешоу, реклама, игры, социальные сети заполнены сценами насилия, асоциального, агрессивного и аутоагрессивного поведения. Средства массовой информации любыми способами вовлекают подрастающее поколение в опасные для жизни и здоровья игры, учат действовать аутоагрессивно.

Для того чтобы понять почему подростки являются группой риска аутоагрессивного поведения необходимо рассмотреть особенности подросткового возраста:

1. Учебная деятельность перестает быть ведущей и уходит на второй план. Первое место по значимости приобретают межличностные отношения со сверстниками. Основной мотив поведения подростков – это стремление быть признанным среди сверстников, но отсутствие такой возможности очень часто может приводить к аутоагрессивному поведению, бродяжничеству,  правонарушениям и преступлениям.

2. Авторитет среди сверстников. Для того, чтобы завоевать авторитет среди сверстников, подростки могут совершать необдуманные поступки, в то числе и с риском для себя [5, с. 354].

3. Чувствительность к своей внешности, особенно, когда ее оценивает другой человек. На фоне переживании по поводу своей внешности у подростков может появиться желание к модификации своего тела: проколы, шрамирование, татуировки и т.д.

4. Неустойчивый эмоциональный фон: частая смена настроения, импульсивность, ведущие к необдуманным действиям.

5. Склонность к самопознанию, подросток пытается понять себя, открыть в себе новые качества. Часто подростки видят в себе негативные черты: неумение справляться со своим характером и эмоциональностью, склонность впадать в крайности.

Необходимо помнить, что подростковый возраст - это прежде всего, кризис. В этот период подростки чаще могут попадать в «группу риска» социально – опасного поведения.  К категории «группа риска» можно отнести тех подростков, которые проявляют аутоагрессию, пропускают уроки, не усваивают учебный материал, употребляют табачные изделия или алкогольные напитки, занимаются экстремальными видами спорта, имеют суицидальные мысли или попытки.  

Проблема аутоагрессивного поведения в отечественной и зарубежной психологии занимает одну из ведущих позиций. Однако, основное количество исследований, посвящено гетероагрессии, т.е. агрессии, направленной на окружающих. Исследований, посвященных аутоагрессии значительно меньше, так как отсутствует надежный психодиагностический инструментарий, позволяющий объективно оценить феномен аутоагрессии.

В настоящее время проблему аутоагрессивного поведения рассматривают в рамках следующих концепций:

1. Эволюционно-биологическая концепция / адаптационная. К исследованиям данной концепции модно отнести работы следующих авторов: Нуллера Ю. Л., Самохвалова В.П., Пилягиной Г.Я. В рамках данной концепции аутоагрессивная активность понимается, как эволюционно обусловленная форма адаптации.

2. Инстиктивно – обусловленная концепция.

К данной концепции относится  теория З.Фрейда. В классическом психоанализе аутоагрессия рассматривается как защитный механизм психики (перенаправление агрессии с внешнего объекта на себя).

3. Психологическая концепция.

К психологическим концепциям аутоагрессии относятся: теория фрустрации и теория научения.

В теории фрустрации Дж. Доллард говорится о  том, что аутоагрессивное поведение формируется как результат фрустрации (невозможности достижения) жизненно важных личностных потребностей.

В.И. Полтавец в теории «научения» утверждает, что аутоагрессивные действия есть результат подражания способам поведенческого защитного реагирования, приобретённый человеком в процессе воспитания [2, с. 12].

Современные исследования аутоагрессии:

1. Шевырина Л. С., Салова М. Н., Павлычева рассматривают аутоагрессию с позиции суицидальных и аутодеструктивных проявлений. Аутодеструктивное поведение все чаще находит свое отражение в увлечениях, привычках и образе жизни подростков, а суицидальное поведение является крайней степенью выраженности аутоагрессии [1, с. 76].

2. Автономава Т. П. , Чеснова Е. Н. понимают аутоагрессию как форму дезадаптивных поведенческих реакций на различные неблагоприятные в физическом и психическом плане жизненные ситуации, которые вызывают стресс, фрустрацию и тому подобные состояния [1, с. 81].

3. Дворникова И. Н., Куренкова Е. В. в понятие аутоагрессивного поведения включают: склонность к алкоголизации, наркомании, токсикомании, курению (сигарет или курительных смесей), суицидальным намерениям (как форме крайнего проявления аутоагрессии), агрессивном поведении, занятию опасными видами спорта, рискованном сексуальном поведении [3, с. 87].

4. Герасимова В.В. под аутоагрессией понимает действия, направленные на нанесение какого-либо ущерба своему соматическому или психическому здоровью, которые проявляются, как вариант агрессивного поведения, при котором субъект и объект агрессии совпадают.

5. Никитина Ю. В. , Семкова Н. П. под аутоагрессией понимают - разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя, также.

6. Лукашук А.В., Меринов А.В.,  особое внимание уделяют рассмотрению внутрисемейного фона как причинного фактора закрепления аутоагрессивных паттернов у детей и подростков.

Нами были рассмотрены современные исследования аутоагрессии. В основном, данные  исследования в большей степени затрагивают тему суицидов, алкогольной зависимости и отклоняющегося поведения. Исследований, целью которых является изучение аутоагрессии в личностной структуре подростков, практически нет. Так же стоит отметить, что не существует  единого психодиагностического инструментария, с помощью которого, авторы исследуют подростковую аутоагрессию.

Стоит отметить, что аутоагрессия – это социально опасное явление, которое обусловлено личностными и социальными причинами.  Феномен аутоагрессии  вызывает беспокойство, так как последствия подобного поведения могут быть трагичные.

Проанализировав теоретические предпосылки подростковой аутоагрессии можно сделать вывод, что подобные исследования крайне необходимы и актуальны, так как аутоагрессия представляет опасность для жизни и здоровья подростков.

 

Список литературы:
1. Автономова Т.П. , Чеснова Е.Н. Проблема аутоагрессии человека в современной массовой культуре: теоретический и практический аспекты в исследовании // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2014.-  № 2(10). С. 81. 
2. Герасимова В. В. Психологические аспекты профилактики аутоагрессивного поведения у обучающихся образовательных организаций: методическое пособие // Казань: ИРО РТ, 2015. – 56 с.
3. Дворникова И. Н., Куренкова Е. В. Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 86-88.
4. Лукашук А.В. Меринов А.В. Самоповреждения у подростков: подходы к терапии // Наука молодых – Eruditio Juvenium. – 2016. - №2.
5. Черепанова М. И. Аутоагрессивное поведение молодежи: междисциплинарный анализ // Мир науки, культуры, образования – 2014. -  № 2 (45)/ С.354-355 .
6. Шевырина Л. С. Салова М. Н. Павлычева И. Н. Возрастные и гендерные особенности современных проявлений аутоагрессии у подростков // Вестник Ивановской медицинской академии, том 3. – 2011 .-  № 3. С. 76.