Этапы пенсионной реформы в РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)
Этапы пенсионной реформы в РФ
STAGES OF PENSION REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION (RF)
Elena Tarakanova
Master of the Russian Academy of national economy and Civil Service near the president of the Russian Federation, Russia, Yekaterinburg
Аннотация. Ocнoвнaя цeль прoвoдимoй прaвитeльcтвoм Рoccии пeнcиoннoй рeфoрмы - этo повышение уровня пенсий нетрудоспособного населения. С 01 января 2019 года на территории Российской Федерации начал действовать очередной этап пенсионной реформы, предположительный период этого этапа предусматривает пятилетний срок и установлен с 2019 года по 2025 год. Целью нововведений является постепенное повышение уровня пенсионных выплат с тем, чтобы к 2025 году её уровень превысил уровень инфляции. Такое решение вызывает широкий общественный резонанс.
Abstract. The main goal of the Russian government's pension reform is to increase the level of pensions of the disabled population. Since January 1, 2019, the next stage of the pension reform has started operating on the territory of the Russian Federation.the estimated period of this stage provides for a five-year period and is scheduled from 2019 to 2024. The goal of the innovations is to gradually increase the level of pension payments so that by 2024 its level will exceed the level of inflation. This decision caused a wide public response.
Ключевые слова: пенсионная реформа; этапы реформирования; социальные гарантии.
Keywords: pension reform; stages of reform; social guarantees.
Последующий этап начался 01 января 2019 года, с момента вступления в действие Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (некоторые положения вступят в силу с 01 января 2025 года). Правительственное решение повысить пенсионный возраст стало беспрецедентным за почти 90 лет советской и постсоветской истории; как декларировалось, оно было вызвано снижением рождаемости и увеличением ожидаемой продолжительности жизни. В настоящее время повышение возраста выхода на пенсию из-за старения населения является общемировой тенденцией и происходит практически во всех государствах.
Пенсионная реформа, по мнению экспертов, отразится и на иных сторонах общественной жизни в России, включая ситуацию на рынке труда, занятость, реализацию национальных проектов, традиции семейного уклада. На старте, большинство граждан оценивают начатые изменения негативно и опасаются целого комплекса проблем, однако идеологи реформы убеждены в её необходимости для долгосрочного развития страны.
Согласно опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения и «Левада-Центр», начало пенсионной реформы стало важнейшим событием 2019 года в России.
В качестве официальных причин повышения пенсионного возраста является увеличение количества пенсионеров в России, а отчисления в пенсионный фонд относительно низкими. Как один из вариантов решения этой проблемы, Международный Валютный Фонд (МВФ) рекомендовал властям Российской Федерации повысить пенсионный возраст [7] (подобные советы озвучивались Фондом и на более ранних встречах с российским делегациями).
В качестве фундаментальных причин изменений послужила нехватка денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации на пенсионные выплаты, и демографический кризис в России.
Увеличение пенсионного возраста является начальным этапом всей проводимой реформы и остальные её планируемые корректировки довольно внушительны. Это:
- Изменение порядка преждевременного назначения пенсии для определённых категорий работающих граждан льготных специальностей;
- Индексирование выплат неработающим пенсионерам;
- Введение такого термина, как «лица предпенсионного возраста» исключение дискриминации граждан, попавших в такую возрастную группу;
- Возможность создания нового накопительного механизма.
Тенденция реверсирования пенсионного возраста представлена в таблице 1 следующим образом:
Таблица 1.
Сравнительная таблица тенденции реверсирования пенсионного возраста
Год рождения |
Пенсионный возраст, лет |
||
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Женщины |
по 1958 год |
по 1963 год |
60 лет |
55 лет |
1959 год |
1964 год |
60,5 лет |
55,5 лет |
1960 год |
1965 год |
61,5 лет |
56,5 лет |
1961 год |
1966 год |
63 года |
58 лет |
1962 год |
1967 год |
64 года |
59 лет |
с 1963 год |
с 1968 год |
65 лет |
60 лет |
В 2019 году были вписаны корректировки в Закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 года, которые видоизменяют условия для оформления пенсии льготным категориям граждан. Эти перемены касаются медицинских, педагогических категорий, работников творческих профессий. До декабря 2018 года пенсионные назначения перечисленным работникам производились при отработке определенного количества лет в данной профессии. С 2019 года обратиться за назначением пенсии можно по истечении периода отсрочки, который будет увеличиваться ежегодно. Следует заметить, что возрастные данные по профессиональному стажу остались без изменений. Кроме того, закон не дискриминирует и не ограничивает род трудовой деятельности в течение периода отсроченных действий. Человек может продолжить трудовую карьеру на прежнем месте, поменять сферу деятельности или уйти на заслуженный отдых. Для жителей Крайнего Севера пенсионный возраст повышается с сохранением разницы в пять лет по сравнению с жителями остальных регионов страны, но переходный период смещён по годам рождения (Таблица 2). А именно, мужчины-северяне 1963, 1964, 1965, 1966, 1967, 1968 года рождения выходят на пенсию, соответственно, в 55, 55,5, 56,5, 58, 59, 60 лет, а женщины 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973 года рождения — в 50, 50,5, 51,5, 53, 54, 55 лет. Требования к минимально необходимому «северному» стажу остаются прежними: 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера или 20 лет — в приравненных местностях.
Таблица 2.
Таблица уменьшения срока выхода на пенсию при условии наступления выработки специального стажа
Год наступления выработки специального стажа |
Сдвиг выхода на пенсию, лет |
2019 год |
+0,5 года |
2020 год |
+1,5 года |
2021 год |
+3 года |
2022 год |
+4 года |
2023 год и далее |
+5 года |
При наличии пяти или более детей, пенсионный возраст женщины — 50 лет (как до реформы).
При наличии четырёх детей — максимум 56 лет, трёх детей — максимум 57 лет; в самые первые годы реформы пенсионный возраст определится по общим правилам, а затем особая льгота для многодетных матерей начнёт играть реальную роль (Таблица 3). Предполагается, что женщина воспитала своих детей, по крайней мере до 8 лет.
Таблица 3.
Таблица уменьшения срока выхода на пенсию многодетных матерей при условии рождения и воспитания трех и более детей
Год рождения женщины |
Пенсионный возраст, лет (3 детей) |
Пенсионный (4 детей) |
Пенсионный (5 детей и более) |
по 1963 год |
55лет |
55 лет |
50 лет |
1964 год |
55,5 лет |
55,5 лет |
50 лет |
1965 год |
56,5 лет |
56 лет |
50 лет |
с 1966 года |
57 лет |
56 лет |
50 лет |
В 1922 году Базовым документом, носящим системный характер, закрепляющим определенную классификацию социальных пособий, стал «Кодекс законов о труде РСФСР» [8] .
Новые правила в Российской Федерации для социальной пенсии. По 2018 год, при отсутствии у мужчины (женщины) достаточного для страховой пенсии стажа, начиная с возраста 65 (60) лет ему (ей) выплачивалась социальная пенсия по старости.
В рамках реформы, возраст выхода на социальную пенсию будет повышен до 70 (65) лет «параллельно» тому, как растёт возраст страховой пенсии в стране. По годам рождения граждан, изменения представлены в таблице 4.
Возраст начала выплат социальной пенсии неработающим представителям малочисленных народов Севера не изменился: для мужчин с 55 лет, для женщин с 50 лет, не смотря что Север страны и его ресурсы имеют огромное значение для Российского бизнеса и бюджета. [4]
Таблица 4.
Таблица возраста выхода на социальную пенсию
Год рождения |
Возраст социальной пенсии, лет |
||
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Женщины |
по 1953год |
по 1958 год |
65лет |
60 лет |
1954 год |
1959 год |
65,5 лет |
60,5 лет |
1955 год |
1960 год |
66,5 лет |
61,5 лет |
1956 год |
1961 год |
68 лет |
63 лет |
1957 год |
1962 год |
69 лет |
64 лет |
с 1958 год |
с 1963 год |
70 лет |
65 лет |
За счёт высвобождения средств из-за повышения пенсионного возраста намечено осуществление более высокой, нежели до реформы, ежегодной индексации пенсий неработающим лицам, уже вышедшим на пенсию. Размер индексации в 2019 году составил 7,05 % (в среднем, это +1000 рублей в месяц к пенсии); подобная индексация прописана по 2024 год.
Таблица 5.
Таблица возраста выхода на социальную пенсию
Дата установления индексации |
Размер индексации |
с 1 января 2019 года |
7,05 % |
с 1 января 2020 года |
6,6 % |
с 1 января 2021 года |
6,3 % |
с 1 января 2022 года |
5,9 % |
с 1 января 2023 года |
5,6 % |
с 1 января 2024 года |
5,5 % |
Таким образом, анализируя выше приведенные данные можно сделать вывод и согласиться с тем, что поэтапное реформирование является масштабным и значимым действием правительства, в целях улучшения системы государственного пенсионного страхования, так как данная система социальной поддержки населения страны – это совокупность не только правовых, экономических, организационных институтов и норм, которые носят обязательный характер для субъектов трудовых отношений, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и для других граждан, и обеспечивающих реализацию гражданами права на получение пенсии из средств бюджета государственного пенсионного страхования, формируемого за счет страховых взносов работодателей и граждан. [9]