ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ В ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЕ ПО ДОГОВОРУ БЫТОВОГО ПОДРЯДА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ В ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЕ ПО ДОГОВОРУ БЫТОВОГО ПОДРЯДА
Особый научный интерес в рамках настоящего исследования представляет собой условие об ответственности сторон, участниках правоотношения договора бытового подряда с целью выявить его нормативное, доктринальное для науки и практики значение, а также правовую необходимость закрепления в качестве существенного условия.
Один из первых вопросов, актуализированных наукой хозяйственного права следует обозначить отсутствие доктринального определения хозяйственно-правовой ответственности. Несмотря на обилие теоретических разработок, предложенных учёными в различные периоды развития цивилистики, данный пробел до сих пор не устранён, что продолжает вызывать научный интерес у исследователей данного института с целью исключения вариативности предложенных понятий и как следствие гармонизации законодательства [2, c. 554].
В основном субъекты хозяйствования исполняют обязательства надлежащим образом: в соответствии с договором, требованиями законодательства, обычаями делового оборота, правилами профессиональной этики, с учетом интересов контрагента, общества и государства [5, c. 260].
Участники хозяйственных отношений несут правовую ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования путем применения к нарушителям хозяйственных санкций на основании и в порядке, предусмотренных законом и договором.
Предусмотренные хозяйственным законодательством последствия, наступающие для субъектов предпринимательства вследствие нарушения ими хозяйственно-правовых норм и хозяйственных договоров, именуются хозяйственно-правовой ответственностью, а меры, применяемые к нарушителю при наличии условий данной ответственности, – хозяйственно-правовыми санкциями. Субъектами хозяйственно-правовой ответственности являются предприниматели и уполномоченные государственные органы [5, c. 261].
Так, следует выделить основные принципы хозяйственно-правовой ответственности:
– объективность ответственности - потерпевшая сторона имеет право на возмещение ущерба независимо от того, имеется ли оговорка об этом в договоре;
– реальность исполнения - уплата штрафных санкций за нарушение обязательства, а также возмещение ущерба не освобождает правонарушителя без согласия другой стороны от исполнения принятого обязательства в натуре;
– недопустимость оговорки в отношении исключения или ограничения ответственности производителя (продавца) [6, c. 21].
Основанием ответственности является совершение правонарушения. Общим принципом является наступление ответственности и без вины нарушителя. Это обусловлено сложностью хозяйственных отношений, высокой степенью риска в предпринимательстве и др.
Единственным обстоятельством, освобождающим от ответственности, является непреодолимая сила (не случай), которая обладает следующими признаками:
– чрезвычайность и непредсказуемость (это не дождь летом и не мороз зимой);
– наступает после возникновения отношений;
– непредотвратимость;
– внешний характер, то есть субъект в принципе не способен влиять на эти обстоятельства, которые находятся вне его контроля;
– препятствует хозяйственной деятельности [6, c. 22].
Итак, современная наука хозяйственного права в достаточно полной мере сохранила преемственность в представлении о формах хозяйственно-правовой ответственности по отношению к цивилистике советского периода. Наиболее аргументировано вопросы хозяйственно-правовой ответственности и её форм рассмотрены в работах М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, В. Васькина, А.В. Латынцева, А.Н. Новошицкого и ряда других ученых.
В Республике Беларусь тема понятия и правовой сущности убытков, неустойки и её возмещения, а также процентов за пользование чужими денежными средствами поднималась в трудах В.А. Витушко, Т.В. Грунтовой, Д.И. Ландо, А.П. Малашко, Я.И. Функа. Данные авторы внесли существенный вклад в исследование форм гражданско-правовой ответственности [1, c. 681].
На сегодняшний день важное значение имеет защита интересов субъектов бытовой сферы. Безусловная эффективность хозяйственно-правовой ответственности напрямую зависит от того, насколько полно реализуется её компенсационная природа. Именно поэтому большинство ученых-цивилистов признают данную функцию основной и наиболее существенной. В разрезе данной проблемы остаётся открытым вопрос законодательного закрепления в качестве существенного, условия об ответственности сторон за ненадлежащее исполнение договора бытового подряда [2, c. 555].
Для бытового подряда предусмотрен более широкий, чем для остальных видов подряда, набор последствий обнаружения недостатков в выполненной работе. Но в первую очередь следует отметить, что содержание договора бытового подряда составляют права и обязанности сторон. Знание законодательства о правах и обязанностях сторон договора бытового подряда поможет участникам правоотношений защитить свои интересы [3, c. 19].
В первую очередь, говоря об ответственности по договору бытового подряда, следует обратиться к п. 1 ст. 692 Гражданского кодекса Республики Беларусь, где определено, что в случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или во время его использования заказчик может в течение общих сроков давности, предусмотренных ст. 678 Гражданского кодекса, а при наличии гарантийных сроков – в течение этих сроков по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в ст. 676 Гражданского кодекса прав либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами [4]. Аналогичные правила установлены п. 1 ст. 31 Закона о защите прав потребителей от 09.01.2002 г. в ред. от 05.01.2022 г. [8].
Объем прав заказчика при обнаружении недостатков работы зависит от того, являются ли эти недостатки существенными или таковыми не являются (назовем их условно несущественными) [3, c. 20]. Различие названных недостатков проводится в понятийном аппарате Закона о защите прав потребителей. К существенным недостаткам товара (работы, услуги) отнесен неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. К несущественным недостаткам товара (работы, услуги) отнесено - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию [8].
Согласно ч. 3 ст. 736 Гражданского кодекса Республики Беларусь и ч. 2 ст. 30 Закона «О защите прав потребителей» заказчик вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы не устранены подрядчиком. Потребитель также вправе расторгнуть договор о выполнении работы, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора. Кроме того, он вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы. При этом убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребител [8].
Согласно п. 1 ст. 31 Закона о защите прав потребителей при выявлении существенных недостатков выполненной работы, допущенных по вине подрядчика, потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы по истечении гарантийного срока, установленного подрядчиком [8]. Это требование потребителя может быть предъявлено в течение установленного срока службы результата выполненной работы или в течение десяти лет со дня принятия выполненной работы, если срок службы выполненной работы не установлен.
Если данное требование не удовлетворено в сроки, установленные ст. 30 Закона о защите прав потребителей, потребитель по своему выбору вправе требовать [8]:
– безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
– соразмерного уменьшения установленной цены выполненной работы (оказанной услуги);
– безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
– возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Кроме того, в соответствии со ст. 695 Гражданского кодекса Республики Беларусь в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения работы по договору бытового подряда заказчик может воспользоваться также правами, предоставленными покупателю в соответствии со ст. 473-485 Гражданского кодекса Республики Беларусь [4]. В ст. 21 Закона о защите прав потребителей устанавливаются сроки удовлетворения требований потребителя в связи с выявленными в выполненной работе недостатками. Недостатки выполненной работы должны быть устранены в течение двадцати дней со дня предъявления требования потребителем, если более короткий срок не установлен договором при принятии выполненной работы или правилами выполнения отдельных видов работ [19].
Требование об уменьшении цены за выполненную работу должно быть удовлетворено подрядчиком в течение 10 дней с момента его предъявления. В такой же срок должно быть удовлетворено и требование потребителя о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами.
Кабалкин А.Ю. подчеркивает то что, «для удовлетворения требования потребителя о безвозмездном изготовлении аналогичной вещи из такого же материала аналогичного качества или о повторном выполнении работы применяется срок, установленный для срочного выполнения работ. В том случае, когда подрядчиком такого рода работы в срочном порядке не выполняются, он обязан удовлетворить требования потребителя в срок, предусмотренный договором подряда, обязательства по которому не были выполнены или были исполнены ненадлежащим образом» [7, c. 67].
Если требования потребителя не удовлетворены подрядчиком в сроки, предусмотренные ст. 21 Закона о защите прав потребителей, заказчик по своему выбору вправе предъявить ему иное требование из предусмотренных п. 1 ст. 20 Закона [8]. Кроме того, в случае просрочки удовлетворения требований потребителя подрядчик обязан уплатить ему неустойку в размере трех процентов цены работы за каждый день, начиная со дня, следующего за днем окончания срока удовлетворения соответствующего требования, и до дня его удовлетворения либо предъявления другого требования. Указанная неустойка носит штрафной характер, т.е. взыскивается независимо от причиненных потребителю убытков. Работа оплачивается заказчиком, как правило, после ее окончательной сдачи подрядчиком. Вместе с тем с согласия заказчика работа может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи подрядчику аванса (ст. 690 Гражданского кодекса Республики Беларусь) [4].
Так, говоря об ответственности сторон по договору бытового подряда следует обращаться к правам и обязанностям как подрядчика, так и заказчика. Знание законодательства о правах и обязанностях сторон договора бытового подряда поможет участникам правоотношений защитить свои интересы. К отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным Гражданским кодексом Республики Беларусь, применяются Законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.