Правовое регулирование и противопожарная безопасность
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)
Правовое регулирование и противопожарная безопасность
Необходимость правового регулирования по направлению пожарной безопасности раскрывается в том, чтобы власть гарантировала установленный обществом необходимый для себя уровень защищенности от пожаров при учете всей совокупности влияния внешних факторов. Правовое распространяется на все направления работы государственной власти и коммерческие структуры, а также и граждан. В связи с этим законодательство в данной области определяется как многоуровневая сложная управленческая структура, разработанная на Конституции Российской Федерации. По вертикали структура противопожарной безопасности построена по классическому принципу и зависит от правовой силы законодательных актов, которые издаются нормотворческими органами.
На сегодняшний день в нашей стране главными правовыми документами в пожарной безопасности являются:
- Закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
- Технический регламент о требованиях пожарной безопасности от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ;
- Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»;
- Указы Президента РФ о противопожарной безопасности [1,2];
- Постановления Правительства РФ [3,4,5];
- Приказы Министерств и ведомств [6,7];
В целом мерами правового характера выступают все правовые акты по противопожарной безопасности. Ими могут быть не только законодательные акты, которые обладают признаками нормативности, но и другие ненормативные правовые акты. К первым относятся: Федеральный закон «О пожарной безопасности», федеральные законы регламентирующие вопросы пожарной безопасности, а также нормативно-правовые акты, подписанные Президентом и Правительством Российской Федерации, ведомственные акты и законы, издаваемые субъектами нашей страны; распоряжения органов местного самоуправления, внутриорганизационные локальные акты, а именно правила пожарной безопасности в организациях и инструкции по действиям в случае пожара.
Ко вторым относятся правовые акты, которые не обладают признаками нормативности, а именно приказы о назначении должностных лиц, которые принимают участие в обеспечении пожарной безопасности, и акты принятия об ограничениях в период повышенной пожарной опасности в сухое время года, разные процессуальные документы, которые издаются органами государственного пожарного надзора в ходе дознания и производства дел об административных правонарушениях [8].
Выполнив анализ правового аспекта, следует обратить внимание, что в действующем противопожарном законодательстве определены и решены такие аспекты как:
- структурирована система процессуального хода государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны;
- определены сроки, время и количество плановых проверок противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны;
- разработан механизм согласования противопожарных проверок с органами прокуратуры субъектов РФ;
- законодательно обоснован риск-ориентированный подход при проверках малого и среднего бизнеса;
- создана законодательная база для осуществления предоставления гражданам услуг по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности, которые можно получить в самые короткие сроки.
Считаем, что наше государство делает все, что бы правовая противопожарная деятельность была максимально прозрачна и понятна не только для органов власти, но и для граждан. Система устроена так, что все зарегистрированные федеральные и муниципальные органы пожарной безопасности включаются в единый список реестра учета проверок. После проведения проверки все данные по ее результатам хранятся на сайте Генеральной прокуратуры РФ [9]. Это необходимо для открытости и доступности, прозрачности получения информации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Несмотря на такую большую проделанную работу в правовом регулировании противопожарной безопасности остаются проблемы, которые требуют внимания. К ним можем отнести:
- Необходимость правовой регламентации большего финансирования государством противопожарных ведомств;
- Халатность со стороны предпринимателей по соблюдение установленных правил;
- Лояльность во время проверок надзорных органов.
К не маловажной проблеме стоит отнести применение в изготовлении современного оборудования легковоспламеняющихся материалов, применение горючих смесей. Использование такого оборудования с нарушением правил инструкции.
Из года в год более опытный персонал противопожарной службы борется с халатностью сотрудников противопожарных служб при проведении проверок. Идет не прекращающаяся борьба с коррумпированностью и равнодушием при погоне за прибылью предпринимателей.
Перечисленные проблемы требуют от пожарных инспекторов систематического процесса повышения своей квалификации. Им необходимо заниматься самообразованием по изучению поправок и нового законодательства. Поэтому необходимо проводить мониторинг по оптимизации штата, посредством более тщательного отбора личного состава органов пожарной безопасности.
В качестве мероприятий по совершенствованию работы по правовому регулированию и противопожарной безопасности стоит продолжить мониторинг по преобразованию правовой базы посредствам сокращения количества и объема регламентирующей документации. Необходимо отменить дублирующие документы, а также устаревшие ведомственные приказы. Стоит уменьшить и упростить текст положений.