К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ЕДИНОГО ПАТЕНТА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА КАК СПОСОБА ОХРАНЫ ИЗОБРЕТЕНИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(269)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(269)
К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ЕДИНОГО ПАТЕНТА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА КАК СПОСОБА ОХРАНЫ ИЗОБРЕТЕНИЙ
Современное благосостояние общества, экономический рост и научно-технический прогресс напрямую зависят от развития интеллектуальной деятельности и гарантий ее реализации. В частности, ст. 51 Конституции Республики Беларусь закрепляет функцию государства в содействии развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов [2].
Особое значение для наращивания научно-технического прогресса имеет изобретение как воплощение самой передовой научной мысли. Поскольку изобретение имеет значительный потенциал в коммерческой реализации, первостепенное значение приобретает его правовая охрана. Для того, чтобы защитить изобретение от использования третьими лицами, необходимо получить патент.
Охрана изобретений, как и иных объектов интеллектуальной собственности имеет территориальный характер, что означает способность белорусского патента защищать изобретение только в пределах территории Республики Беларусь. Хотя национальная патентная система является достаточно развитой и обеспечивает необходимый уровень охраны изобретений, в условиях глобализации и международного сотрудничества, существует необходимость их защиты в нескольких государствах.
Так, если заявитель планирует получить охрану патента в большем количестве государств, то одним из вариантов зарубежного патентования изобретения является обращение в Европейское патентное ведомство (European Patent Office). Особый интерес для заявителей в скором времени будет представлять единый патент Европейского союза (European Unitary Patent) или европейский патент с унитарным эффектом (European patent with unitary effect). Сущность такого патента заключается в том, что заявитель сможет подавать в Европейское патентное ведомство ходатайство о том, чтобы охрана, предоставляемая по европейским заявкам с уже выданным патентом, распространялась на территории стран-членов Европейского союза (далее — ЕС). Его получение будет происходить путем прохождения всего одного дополнительного административного этапа в отличие от «классического» европейского патента (когда после получения патента последний должен быть утвержден в каждом государстве-члене ЕС), — отправления запроса на единый европейский патент в Европейское патентное ведомство на бесплатной основе не позднее, чем за месяц после отметки о выдаче европейского патента в Европейском патентном бюллетене. Благодаря тому, что единый патент будет представлять собой уже не набор национальных патентов, а действительно один документ, не требующий валидации (включая перевод) и национального администрирования в каждом государстве отдельно, заявитель сможет сэкономить значительное количество средств и времени [1, с.107].
Основными нормативными правовыми актами, показывающими, как на практике будет функционировать система единого европейского патента, являются:
- Регламент Европарламента и Совета ЕС 1257/2012 от 17 декабря 2012 г., имплементирующий расширенное сотрудничество в области создания унитарной патентной охраны;
- Регламент Совета ЕС 1260/2012 от 17 декабря 2012 г., имплементирующий расширенное сотрудничество в области создания унитарной патентной охраны в отношении вопросов перевода [3, с.56].
Хотя вышеназванные регламенты вступили в силу 20 января 2013 г., подача ходатайства о выдаче Единого патента станет доступной, как только вступит в силу положение о Едином патенте, т.е. когда все государства-члены ЕС ратифицируют весь свод законопроектов. Кроме того, было принято еще одно очень важное решение — создание единого патентного суда — единой судебной инстанции, решение которой будет признаваться всеми странами, в которых действует единый европейский патент [3, с.56]. Положение о Едином патентном суде также требует ратификации всеми государствами-членами ЕС.
Если анализировать преимущества и недостатки данной регистрационной патентной системы, можно предположить следующее.
Если говорить о позитивных моментах, то следует отметить:
- во-первых, сама процедура получения единого патента предполагается централизованной, что означает создание максимально удобных и выгодных условий для заявителей.
- во-вторых, поскольку необходимость проходить процедуру валидации в государствах-членах ЕС будет отсутствовать, стоимость процедуры патентования Единого патента ЕС станет доступнее. В том числе будут сокращены издержки на перевод заявки на языки ведомств интересующих стран, а также не будет необходимости в пользовании услугами локальных патентных поверенных.
- предполагается, что государственная пошлина будет выплачиваться одновременно за все страны, где предусмотрена охрана изобретения. Вероятно, пошлины будут значительно ниже суммарного значения нынешних, что определенно представляет выгоду для заявителя.
- создание Единой процедуры внесения в соответствующие реестры записей о выдаче лицензий и передаче прав, что предполагает рациональное хранение и удобное предоставление информации.
- также важнейшим преимуществом является создание Единого патентного суда, где правообладатель сможет защитить свои права одновременно по отношению ко всем государствам-участницам ЕС.
К предполагаемым отрицательным моментам такой системы можно отнести следующее:
- единый патент Европейского союза наиболее актуален для крупных компаний, которые имеют значительный изобретательский промышленный потенциал и заинтересованы в использовании патента в как можно большем количестве стран. Для заявителей Республики Беларусь все же более реальный вариант – действие патентных прав на территории нескольких стран-членов ЕС, то есть выбор в пользу «классического» патента Европейского союза.
- если патентообладатель, имея «классический» европейский патент сразу в нескольких странах ЕС, захочет прекратить действие патента в одной из них — такое действие не повлечет прекращение действия патента в других странах. А в случае желания патентообладателя прекратить действие единого патента в одной из стран-участниц ЕС, то такой возможности у него не будет.
- в случае, если патент будет признан недействительным, то такое решение будет распространено сразу на все страны-члены ЕС.
Таким образом, поскольку процедура получения единого патента пока недоступна, можно делать лишь предположения об эффективности и актуальности такой системы. Сама попытка создания процедуры получения единого патента Европейского союза предоставляет заявителям, в том числе белорусским, новые возможности, что отвечает современным интересам патентообладателей в рамках международной реализации своих прав. Создание такой системы отражает также и заинтересованность в интеграции и расширенном сотрудничестве в области патентования со стороны Европейского союза.