Статья:

Правовое регулирование пенсий на современном этапе реформирования пенсионной системы в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Тараканова Е.А. Правовое регулирование пенсий на современном этапе реформирования пенсионной системы в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 21(114). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/114/73630 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование пенсий на современном этапе реформирования пенсионной системы в Российской Федерации

Тараканова Елена Анатольевна
магистрант Уральского института управления Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Екатеринбург

 

STAGES OF PENSION REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION (RF)

 

Elena Tarakanova

Master of the Russian Academy of national economy and Civil Service near the president of the Russian Federation, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. Основная цель пенсионной реформы - повышение уровня пенсий нетрудоспособного населения. Реформа российской пенсионной системы – актуальная научная проблема, причем проблема междисциплинарного характера, которая остается наболевшим вопросом для всего населения страны, поскольку является одной из  социальных гарантией стабильного развития общества. Данное исследование выявляет важнейшие аспекты правового регулирования трудовых пенсий. Делается краткий обзор проблем, с которыми столкнулось государство и население Российской Федерации при поэтапном осуществлении реформирования системы пенсионного обеспечения.  Основной целью пенсионной реформы являлось повышение уровня пенсионного обеспечения населения, а вот достигли поставленных целей реформаторы или нет, обозрим в данной статье.   

Abstract. The main goal of the pension reform is to increase the level of pensions of the disabled population. The reform of the Russian pension system is an urgent scientific problem, and an interdisciplinary problem that remains a burning issue for the entire population of the country, since it is one of the social guarantees of stable development of society.

This study reveals the most important aspects of the legal regulation of labor pensions. A brief overview of the problems faced by the state and the population of the Russian Federation in the gradual implementation of pension reform is given. The main goal of the pension reform was to increase the level of pension provision for the population, but whether the reformers achieved their goals or not, we will review in this article.

 

Ключевые слова: государственная пенсионная система; трудовая пенсия; страховая пенсия; накопительная пенсия; пенсионная реформа; социальные гарантии; население страны.

Keywords:  the public pension system; retirement pension; pension insurance; a contributory pension; pension reform; social protection; the population of the country.

 

В России, на начало 2020 года  состоит на учете в Пенсионном фонде  43,5 миллионов пенсионеров. Увеличение среднегодовое составляет на 1% , за исключением периода 2015 года, когда прирост составил 3% за счет пенсионеров Крыма. Подавляющее большинство пенсионеров, состоящих на учете в системе, а ранее в органах социальной защиты населения Российской Федерации - это получатели трудовой пенсии.

У большинства пенсионеров данная социальная поддержка, является основным, а зачастую и единственным источником существования. Средний размер трудовой пенсии, как правило, для нашей страны, был и является ниже размера прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации. Именно это обстоятельство предопределяет особую значимость реформирования системы пенсионного обеспечения. Системой пенсионного обеспечения называются совокупность отношений по сбору и аккумулированию пенсионных взносов и обеспечению граждан пенсиями за счет собранных средств. В современной сложной ситуации, перехода страны к рыночным отношениям, пенсионная система России находится в кризисном положении. А ведь от состояния пенсионной системы зависит уровень жизни и здоровье 43,5 миллионов российских граждан, для которых пенсия является порой единственным средством существования, средством удовлетворения их потребностей и поддержания жизнедеятельности. Обеспечить данной социальной категории населения страны достойную жизнь – это и есть первоочередные задачи государства. 

Обновление и реформа пенсионного законодательства началась в конце ХХ века с принятием в 1990 году Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Основными причинами по коренному изменению пенсионных отношений стали следующие: низкий размер пенсии, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства, невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию. В течение 90-х годов ХХ века разрабатываются и планируются правовые решения о проведении в стране пенсионной реформы. Начало пенсионной реформы связано с постановлением правительства «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» № 790 от 7 августа 1995 года. В соответствии с «Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения» в нашей стране должна быть создана трехуровневая пенсионная система. Вводится новая формула расчета трудовой пенсии в виде трех ее элементов:

1. базовой части - фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме;

2. страховой части - дифференцированной части, зависящей от результатов труда конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном (персонифицированном) счете, в форме расчетного пенсионного капитала (в дальнейшем в статье сокращенно ПК). Под расчетным ПК понимается общая сумма страховых взносов, иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо, и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные лицом до 1 января 2002 года, до наступления момента вступления в силу закона о трудовых пенсиях;

3. накопительной части – ежемесячной денежной выплаты, в целях получения компенсации застрахованными лицами заработной платы и иных вознаграждений и выплат за труд, по их утрате, в виду того, что пенсионер утратил их с наступлением нетрудоспособности, в следствии старости,  выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в специальном разделе индивидуальных лицевых счетов застрахованных ЛИЦ.

Основной целью пенсионной реформы являлось повышение уровня пенсионного обеспечения населения.

Противоречия пенсионной системы, действующей до конца 2001 года, показывали, что она находилась в тупиковом положении, из которого ее, основываясь только на косметических изменениях, нельзя было вывести. Учитывая невозможность создания полноценной накопительной составляющей, Правительство РФ было решено начать формирование смешанной модели финансирования, предусматривающей трансформацию распределительной системы в условно-накопительную с возможностью дополнительных взносов.

Эти показатели определяют в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного работника и дифференциацию (различия) в размерах пенсий застрахованных граждан, их семей; характеризуют пенсионную систему, и состояние в каждыи конкретныи период времени.

Постепенно пенсионная система превратилась в уравнительную систему.

Дифференциация размеров пенсии уже не зависела от длительности трудовой деятельности и уровня оплаты труда (трудового вклада), как это было изначально заложено в Законе о пенсиях 1990 г. Пенсии для большинства ее получателей стали незначительно различаться между собой. Это произошло оттого, что менялся, как «механизм» исчисления размеров пенсий, так и методы их повышения. Результатом таких изменений стали одинаково маленькие размеры пенсии относительно уровня жизни в стране.

Помимо политических и экономических причин, повлиявших на состояние пенсионного обеспечения в этот период, положение дел усугубилось расширением подзаконного правового регулирования пенсионных отношений.

Многочисленные поправки к Закону о пенсиях 1990 года,  осуществлялись путем принятия законов, путем издания указов Президента РФ, а так же постановлений Правительства Российской Федерации и иных подзаконных актов отдельных министерств и ведомств. Этими нормативными правовыми актами были введены новые виды пенсионных выплат, размеры которых были выше, чем по Закону о пенсиях 1990 г. Например, для государственных служащих, депутатов, служащих органов внутренних дел, должностных работников таможенных органов, сотрудников правительственной связи и информации, налоговой полиции были установлены пенсии за выслугу лет. Размер таких пенсий составлял 75-85 % их заработка, что в 5-1 О раз выше, предусмотренного Законом о пенсиях 1990 года [10]. Помимо этого, во многих министерствах и ведомствах были самостоятельные пенсионные службы (Министерства Внутренних Дел, Министерство обороны, Министерство юстиции и другие). По существу в стране сложились две пенсионные системы: общая - для всех граждан и привилегированная - для некоторых категорий лиц.

В последующие десять лет в силу разных причин повышение, а также стабильность реального уровня пенсионного обеспечения не были достигнуты. В конце ХХ века реальный уровень пенсий не обеспечивал выживание тех, кто вынужден жить только на одну пенсию.

Вследствие перехода к рыночным отношениям, либерализации и роста цен, когда доходы пенсионеров все менее обеспечивают их потребности, пенсионная система переживает глубокий кризис.

Основные корни кризиса лежат в экономической сфере, где произошел масштабный спад производства, появилась значительная доля безработных, резко возрос и теневой рынок труда. «Доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения в 1998 году по сравнению с 1991 годом сократились более чем в полтора раза, численность занятых в народном хозяйстве уменьшилась с 78,5 миллионов человек в 1991 году до 65,0 миллионов человек в 1998 году'.

Ситуация с пенсионным обеспечением усугубляется еще и тем обстоятельством, что заработная плата практически не играла сколько-нибудь заметную роль при исчислении размера пенсии. Минимальный размер пенсии устанавливался всем работникам, которые имели заработки, превышающие 55- 65% средней заработной платы. Это было связано с существующим искусственным ограничением максимального размера пенсии тремя, а в некоторых случаях тремя с половиной минимальными размерами пенсии [9].

Таким образом, минимальная пенсия сегодня, является величиной абстрактной и фактически, утратила свое первоначальное значение. Вторая, тоже очень острая проблема - это проблема «уравниловки» в пенсионном обеспечении. К решению этой проблемы подступались во второй половине 1992 года и в 1994 году, когда было проведено поэтапное «осовременивание» прошлых заработков, которые ранее представлялись для назначения пенсий. Для каждого года, в котором был получен заработок, установлен свой коэффициент, на который и увеличивался полученный гражданином заработок. А с 1992 года по настоящее время периодически происходят увеличения ранее представленных для назначения пенсий заработков (вместе с увеличением минимальной пенсии) [9].

Принятые меры по «осовремениванию» прошлых заработков не привели к ожидаемому результату. Повышение пенсий лицам, имевшим в прошлом более высокие заработки, вызвало недовольство пенсионеров, которые имели низкие заработки. Следует заметить, что в настоящее время система пенсионного обеспечения пытается решить практически нерешаемую задачу: одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсии в зависимости от прошлого трудового вклада. Решить эту проблему можно либо путем значительного увеличения поступлений в Пенсионный Фонд РФ, либо рационализации и оптимизации самой пенсионной системы за счет изменения ряда норм действующего законодательства.

Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов и пенсионеров обуславливается рядом особенностей российской пенсионной системы.

Среди таких особенностей можно назвать относительно низкий пенсионный возраст, высокую долю пенсионеров-льготников, возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста, приток пенсионеров из республик бывшего СССР.

В результате этого соотношение экономически активного населения Вторая, тоже очень острая проблема - это проблема «уравниловки» в пенсионном обеспечении.

К решению этой проблемы подступались во второй половине 1992 года и в 1994 году, когда было проведено поэтапное «осовременивание» прошлых заработков, которые ранее представлялись для назначения пенсий. Для каждого года, в котором был получен заработок, установлен свой коэффициент, на который и увеличивался полученный гражданином заработок.  

Реформирование пенсионной системы, те шаги, которые предпринимаются в данном направлении, касаются и всех наших сограждан, находящихся ныне в пенсионном, предпенсионном и трудоспособном возрасте.

Поскольку речь идет о гарантиях государства и общества по обеспечению социальной безопасности и достойной старости граждан России в XXI веке - это придает проблеме реформирования пенсионной системы особую социально-экономическую и политическую значимость.

Определяющей основой всего российского законодательства, всей правовой системы является Конституция Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. Принята. Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года//Российская газета. 1993. 25 декабря
2. О государственном пенсионном обеспечении в РФ: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г № 166-ФЗ (с изменениями и дополнениями)// Российская газета. 2001. 20 декабря. 
3. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ : Федеральный закон от 24 июля 2019 г. № 111-ФЗ // Российская газета. 2019. 30 июля. 
4. Актуальное обоснование вариантов развития пенсионной системы // Пенсия. 2018. №11. 11-12 с. 
5. Азарова Е.Г. Пенсионная реформа: хуже не будет? // Хозяйство и право. 2019. №10. 18-19 с. 
6. Афанасьев С.А. Программа пенсионной реформы уточняется// Пенсия. 2019.№З. 9-12с. 
7. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: Учебник. М, 2016. С.35. 
8. Воронин Ю. О. мерах по стабилизации пенсионного обеспечения в РФ // Пенсия. 2009. №10. 28с. 
9. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учебное пособие для студент сред, проф.учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 
10. Источник Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий". Источник публикации Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.10.2018,
11. "Парламентская газета", N 36, 05-11.10.2018,
12. "Российская газета", N 223, 05.10.2018,
13. "Собрание законодательства РФ", 08.10.2018, N 41, ст. 6190 Примечание к документу Начало действия документа - 01.01.2019 (за исключением отдельных положений). В соответствии со статьей 11 данный документ вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением подпунктов "б" и "в" пункта 5, пунктов 6 и 7 статьи 7, вступающих в силу с 1 января 2025 года.
14. Мачульская Е.Е. Пенсионные реформы в Европе: можно ли использовать опыт европейских стран в России? // Социальное и пенсионное право. 2017. N 1. С. 34 - 39. Статья: Пенсионные реформы в Европе: можно ли использовать опыт европейских стран в России? (Мачульская Е.Е.) ("Социальное и пенсионное право", 2017, N 1). 
15. Федеральный закон от 03.10.2018 N 352-ФЗ (вступил в силу 14 октября 2018 года)