Статья:

Материалистическое понимание истории в философии Карла Маркса

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Неткасов Д.И. Материалистическое понимание истории в философии Карла Маркса // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 22(115). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/115/74042 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Материалистическое понимание истории в философии Карла Маркса

Неткасов Дамир Ильдарович
студент Ульяновского Государственного Технического Университета, РФ, г. Ульяновск

 

Карл Маркс является одним из известнейших немецких философов, социологов и писателей. Друг и сторонник Фридриха Энгельса, вместе с которым они написали несколько научных трудов, одним из которых является «Манифест коммунистической партии» написанный в 1848 году.

Карл Маркс критиковал антропологический материализм Людвига Фейербаха за его чрезмерный абстрактный подход к пониманию человека. В своей рукописной работе «Тезисы о Фейербахе» Карл Маркс подчеркнул, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельно взятому индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [1, т. 3, с. 378].

Из всех многообразных социально-общественных отношений в качестве базовых Карл Маркс выделил материальные и производственные отношения. То есть те отношения, которые создаются между людьми в процессе непосредственного производства материальных благ.

Проанализировав это, Карл Маркс приходит к умозаключению, что именно материальное производство, то есть – труд, является фундаментом человеческого бытия, а также истории людей.

Таким образом, именно так появилась на свет одна из наиболее важных концепций марксисткой философии – материальное понимание истории.

В общем виде, главный смысл данной концепции звучит именно так: «Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» [2, с. 51-52].

Основываясь на материалистическом понимании истории, Карл Маркс постановил некую цикличность в истории различных стран, в координировании их общественно-социальной жизни. Карл Маркс выделяет несколько базовых исторических формаций.

История человечества показывается нам в виде развития от первобытнообщинного строя, через рабовладельческий и феодальный к капиталистическому, а уже от этого строя с необходимостью можно переходить к коммунистической общественной формации.

Именно после этого, Карл Маркс приходит к другой важнейшей концепции своей философии – понимание истории как закономерного, естественно-исторического процесса.

На основе этого, Карл Маркс и его верный друг и единомышленник Фридрих Энгельс в своей рукописной работе «Манифест коммунистической партии» показали, что капитализм не избежит своего социально-политического падения и социальная жизнь перейдёт к коммунистическому обществу.

В пролетариате Карл Маркс подметил особенный класс, предназначением которого должно быть свержение эксплуататорского общества, со свойственным ему отчуждением человека. Карл Маркс подразумевал, что фундамент всякого отчуждения человека интерпретируется из экономического отчуждения или отчужденный труд, то есть труд, который выполняется по принуждению.

Одной из важных перспектив развития человека заключалась в уничтожении отчужденного труда, а значит и такого явления как частная собственность.

Карл Маркс пришёл к такому умозаключению, что только при полном уничтожении частной собственности труд должен стать средством саморазвития человека, стать в его понимании необходимостью быть всесторонне развитым человеком, который живет в полной гармонии с природой.

Именно такие черты присущи человеку в философской концепции Карла Маркса и Фридриха Энгельса, касаемо идеального коммунистического строя.

Но не будем забывать, прежде всего, об основной его концепции – материалистическое понимание истории.

По мнению британского социолога и философа Карла Поппера, который являлся одним из самых щепетильных критиков Карла Маркса, в ней содержатся зачатки здравого смысла, и она сохраняет в целости свое значение и по сей день: «Карл Маркс научил нас тому, - отмечает Поппер, - что развитие идей нельзя понять до конца, если не принимать во внимание условия их возникновения и экономическое положение их создателей» [3, т. 2, с. 147-148].

Однако вместе с тем, Карл Поппер пришёл к выводу, что экономический детерминизм Карла Маркса является ошибочным. Как писал Карл Поппер в своих рукописях: «Опыт показывает, что при определённых обстоятельствах влияние идей может перевешивать влияние экономических факторов. Да и правильно понять характер экономического развития, невозможно не принимая во внимание развитие научных, религиозных и других идей» [3, т. 2, с. 147-148].

Однако, большинство критиков Карла Маркса высказывают свое мнение таким образом, что главное заблуждение в его учении следовало бы искать в осмыслении природы человека. Его концепции во многом имеют схожие черты с другими рационалистами, но Карл Маркс имел склонность абсолютировать разумное начало в человеке, из-за этого его теория была рассчитана на некого, в какой-то степени даже, идеального человека.

 

Список литературы:
1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Тезисы о Фейербахе. М.: Государственное издание политической литературы, 1955.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М.: Азъ, 1966.
3. Поппер К. Открытое общество и его враги. /перевод: Садовский В. – М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.