Статья:

ПРОБЛЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Ковалев Н.Н., Агранат Ф.Д. ПРОБЛЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/114158 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Ковалев Николай Николаевич
студент, Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского, РФ, г. Саратов
Агранат Филипп Дмитриевич
студент, Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского, РФ, г. Саратов
Клочков Михаил Вячеславович
научный руководитель, ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии СГМУ им. В. И. Разумовского, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В данной статье рассмотрено влияние средств массовой информации на общество, как получаемая информация принимается в современном мире, дана характеристика подмены смыслов и гиперреальности. Рассмотрение данной темы с точки зрения философии дает представление об информации, как о многогранном аспекте, который может нести за собой по-разному трактуемое знание, порой преподносимое не ради знания как такового, а ради различных выгод.

 

Ключевые слова: Средства массовой информации, гиперреальность, симулякр, массы.

 

Быстрое становление средств массовой информации и коммуникации, в том числе визуальных, изобретение и распространение гаджетов, таких, как персональный компьютер и телефон, построение информационных каналов, разработка социальных сетей, виртуальной реальности полностью меняют социальное существование человека.

Человек перестает использовать природный, заложенный с рождением инстинкт к поиску полезной для выживания информации, стремление к расширению своего мирового познания, желание знать и познать истину превращается в блуждание в информационном, искажающем реальность мире. Ю. Хабермас говорил о том, что средства массовой информации играют главную роль в развитии общества. «СМИ могут быть окном в мир, расширяющим наше видение и позволяющим нам лицезреть происходящее собственными глазами, без постороннего вмешательства или предвзятости» [1, с. 65]. Но все чаще в современном обществе говорят о интерпретации реальности, в информацию вмешивается в различной степени объективизация, объясняющая только с одной стороны разносторонние и порой непонятные события, происходящие в современном мире, появляется барьер, скрывающий правду в целях пропаганды или отстранения от реальности.

Ж. Бодрийяр замечал факт того, что массам преподносят смысл, в то время, когда они жаждут впечатлений и зрелища. «Массы – это те, кто ослеплён игрой символов и порабощён стереотипами, это те, кто воспримет всё, что угодно, лишь бы это оказалось зрелищным ... Бомбардируемые рассчитанными на ответную реакцию сигналами, забрасываемые посланиями, атакуемые тестовыми испытаниями массы оказываются теперь лишь непрозрачным, непроницаемым образованием...» [3, с. 14]

Пространство создает гиперреальность, в которой человек стремится в конечном итоге занять какую-либо выгодную для него позицию, порой лишая себя критического восприятия и отдаваясь симулякрам.

Гиперреальность – это пространство ложных знаков (симулякров), оторванных от соответствующих им реальных объектов и событий. [4, c. 83].

Ж.Бодрийяр утверждал, что общество в пространстве переизбытка информации создает симулякры, не несущие за собой никакого смысла. [4] Человеческая жизнь превращается в гонку за фантомом того, что навязано из вне, молодежное сообщество, в силу отсутствия полноценно сформировавшегося мировоззрения стремится в погоне за «хайпом» обрести популярность среди своих сверстников, придерживаясь той или иной идеологии, не отдавая себе полноценного отчета в том, что эта информация за собой несет. Человеку в той или степени свойственно быть частью общества, в котором ему необходимо сохранить определенное лицо, тогда и создаются определенные позиции, которые могут быть, в силу монетизации современных информационных платформеров проплачены и не иметь за собой даже оригинальности за тем источником, от которого данная информация исходит.

«Знание – сила!» - лозунг Ф.Бэкона, который становится наиболее актуален в современных реалиях, именно истинное, правдивое знание несет за собой смысловую нагрузку и ценность, недоступную для нищего на информацию человека.

Перед человеком встает вопрос о идентификации себя с определенной информационной прослойкой, различные понятия, например такие как: отношения, ценности, богатство, сила – размываются и ведут к тому, что человек следует не за собственным взглядом и наработанным жизненным опытом, а за красивой, зрелищной картинкой, которая может транслироваться из всех информационных каналов, которые доступны для человечества на сегодняшний день.

Помимо того, что человек медленно, но верно теряет связь с реальностью, встает вопрос о коммуникации между им и окружающими его людьми. Современные информационные платформы разработаны таким образом, чтобы завоевывать внимание, создается таргетинг, отслеживающий определенные предпочтения каждого и транслируя именно то, что интересно пользователю, в конечном итоге человек пресыщается информацией, попадает под власть того инструмента, который, на первый взгляд, должен был облегчить жизни людей. Формируются зависимости, которые побуждают к бесконечному скроллингу за порцией положительной эмоции, настоящая реальность перестает интересовать и привлекать, потому что там нет машины, которая подбирает красивую для каждого пользователя картинку. Брать на себя ответственность за то, что ты формируешь свою реальность - не интересно.

Коммуникации между людьми превращаются в замещение потребности быть частью общества, при помощи «лайков». Структурный голод, о котором говорит психиатр Э.Берн, искусственно компенсируется, удовлетворяя потребность в восхищении со стороны других людей, снова встает вопрос о симулякрах, которые придумывает себе человек. Ведь лишая себя способности видеть перед собой другого человека, собеседник вынужден воображать эмоции, с которыми пишет другой человек, так как мертвые знаки заменяют живую мимику. Знаки и символы для каждого человека несут свой собственный оттенок, чувство, видение.

В конечном итоге человек встает перед выбором между реальностью и гиперреальностью, между поиском истинной информации и бесконтрольным получением симулякров, между идентификацией себя на основе объективизации и последующего анализа или слепого присвоения к определенной касте на основе всеобщих интересов.

        

Список литературы:
1. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2005. 
2. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. 96 с. 
3. Строева О.В. Пиктография в эпоху медиакультуры: разрушение Логоса? // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2016. No 1. С. 78–85. 
4. Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. 1994. No 3. С. 43–44.