РУССКИЙ КОСМИЗМ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(208)
Рубрика: Философия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(208)
РУССКИЙ КОСМИЗМ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ
Космизм – есть совокупность религиозных, философских, естественнонаучных и этико- эстетических учений, основным положением которых является представление о Космосе (Вселенной) как иерархически упорядоченной системе и о человеке как ее закономерной части [1].
Русский космизм занимает особое место в мировой философии. Данное учение охватило весьма широкую область отечественной культуры конца XIX – начала XX века, однако само понятие «русский космизм» появилось лишь в 60-е годы ХХ в., во время всеобщей социальной эйфории, имеющей место после начала космической эры. В этот период научное сообщество обращает внимание на научное наследие основоположника космонавтики – К.Э. Циолковского, на философию общего деля Н.Ф. Федорова, ноосферные представления В.И. Вернадского. Хотя необходимо отметить, что понятия «космическое сознание», «космическое мышление», «космическая философия», «космическая история», встречались еще в оккультно-мистической литературе XIX века, а также в эволюционной философии.
В первую очередь космистов интересовала проблема перспектив развития человечества. В философии русского космизма, была впервые обоснована идея объединения людей, основанная не на идеологических и политических причинах, а причинах моральных и экологических. Результатом этого стало формирование представлений о единстве таких несовместимых ранее проблем, как установление всеобщего равенства людей, сохранение благоприятной окружающей среды и освоение Космоса [2].
В историко-философской литературе выделяются три вида русского космизма: естественнонаучный (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский), религиозно-философский (Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский); художественно-поэтический (А.В. Сухово-Кобылин, В.Ф. Одоевский); эзотерический (Н.К и Е.И. Рерих); ноосферный (Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул). Идет этих мыслителей достаточно своеобразны и порою противоречат друг другу. Несмотря на это, для подавляющей части представителей этого учения характерно признание смысла существования Космоса и человечества, его населяющего, идеи развития и углубления связи человека и Вселенной, понимание человека как деятельного существа [3].
Основные положения философии русского космизма согласуются с базовыми идеями современной научной картины мира рассматривающей человека как закономерного участника эволюционных процессов, от характера деятельности которого зависит будущее цивилизации.
Данные идеи приобретают особую актуальность в контексте необходимости поиска новых духовно-нравственных ориентиров, способных объединить человечество перед лицом существующих экологических угроз, решить проблему преодоления кризисных явлений в современной культуре. Сторонники данной философии считают русский космизм оригинальным плодом развития русского разума и духа, существенной частью «русской идеи», национальный характер которой предполагает укоренение в своеобразном русском архетипе категории «всеобщего единства» [4].
Интерес к учениям космистов в Советском союзе был связан не только с развитием космонавтики, но и с актуализацией социальных и экологических проблем. Причем в 1980 –1990-х годах прошлого века в советской и российской литературе преобладало достаточно узкое понимание космизма как особой естественнонаучной школы (Н. Фёдоров, H. Умов, Н. Холодный, А. Чижевский, В. Вернадский, К. Циолковский и другие.). Впоследствии, особое значение приобрела широкая трактовка космизма как особого социокультурного феномена, включающая в себя отмеченное естественнонаучное понимание данной философии (представители: Вернадский, Циолковский, Чижевский), наряду и с другими направлениями русского космизма, такими как поэтически-художественное (Сухово-Кобылин, Морозов, Брюсов, Тютчев), религиозно-философское (Федоров), эзотерическое и эстетическое (Рерих), экзистенциально-эсхатологическое, музыкально-мистическое, проективное и т.д.
Сегодня идеи русского космизма привлекают внимание не только ученых, философов и прочих мыслителей – они получают широкое распространение и в общественном сознании, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Причина этого проста – в космизме достаточно четко прослеживается не только однозначная связь и зависимость человека от Космоса, но и влияние человека на преобразуемый им окружающий мир.
Соразмерность человека, природы и Вселенной стало своего рода фундаментом для развития основной идеи космистов: необходимости соизмерения человеческой деятельности с принципами целостности и гармонии природы. В русском космизме, подошедшем вплотную к осознанию и осмыслению глобальных проблем человечества, были четко обоснованы принципы нового отношения человека к преобразуемой им природе. Осознание русским космизмом возможных глобальных последствий нерациональной деятельности человека поставило задачу поиска выхода из ситуации экологического кризиса, решения социальных и природных проблем.