Статья:

Современное массовое общество: основные характеристики

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Хватина П.В. Современное массовое общество: основные характеристики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 18(111). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/111/71206 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современное массовое общество: основные характеристики

Хватина Полина Владимировна
студент, Ульяновский Государственный Технический университет, РФ, г. Ульяновск

 

Трудно указать точную дату появления современности. Современность характеризуется с историческими периодами — это эволюционный процесс. В 19-м веке, современность стали отождествлять с широкими социальными, экономическими и культурными изменениями. В 20-м веке многие современные индустриальные общества приобрели статус современности.

Произошел широкий рост потребительских товаров, этот рост является характерной чертой современного массового общества — общество потребления. Потребление — это не нововведение XX века, человеку с давних времён присуще это «занятие», но здесь речь идёт о том, что произошли качественные изменения. «Рождение современности неразрывно связано с формированием общества массового потребления» [2].  Отличительный феномен современного общества — шопинг [3]. Это не просто иной (в отличие от предыдущих эпох) феномен — шопинг носит именно массовый характер (и в этом его качественное отличие от исторически предшествующих способов покупки товаров).

Произошел рост сферы услуг, который возник отчасти с увеличением досуга и располагаемого богатства и частично обусловлен продолжающимся процессом механизации и технических инноваций, которые постоянно повышают производительность путем замены человеческого труда машинами. Переход к обществу услуг характеризуется большим расширением в области образования, здравоохранения и других услуг, частного и общественного благосостояния. Население, как правило, становится не только более здоровым, но и более образованным. Большинство молодых людей имеют полное школьное и высшее образование.

В XX веке система различий поменялась. Одежда перестала играть роль «идентификатора статуса». Если раньше различия носили качественный характер, то теперь роль стало играть количественное различие. Внешний вид вообще теперь мало говорит о том, кто человек — миллионер или простой рабочий. По внешнему виду сейчас редко можно идентифицировать статус человека: миллионер может осознанно одеваться в самую обычную простую одежду, чем относит себя к обществу в целом, а не к конкретному классу в частности. Иными словами, современности характерно приведение внешнего вида людей к единообразию.

Сфера культуры претерпела изменения и нововведения, помимо непосредственно достижений научно-технического прогресса (появление телевидения, интернета). В области литературы, например, имела место тенденция чтения массовым читателем не бульварной прессы и простых романов, а литературы, излагающей новые научные открытия, культурные тенденции в обществе и их суть. Кинематограф: Театр, при всём желании, не может вместить всех желающих насладиться постановкой, актёры не могут играть для всех чисто физически. Другое дело кино: равны оказываются все, ведь просмотр произведения кинематографического искусства не имеет таких ограничений (кино могут посмотреть кто угодно (независимо от общественного положения) и сколько угодно человек). Схожая ситуация и с архитектурой — XX век характерен универсализацией[1] построек и лишением зданий элитарности. Важным становится практичность и функциональное применение, а не внутренне убранство и красота фасадов.  Появление новых музыкальных течений, которые не побуждают человека к глубокому внутреннему анализу или просто к размышлению.

Несомненно, современное общество приносит прогресс в виде материального изобилия. Меньше, конечно, приносит все больше контроля над природной и социальной средой. Научные и технологические достижения куплены, за счет потери духовной и эмоциональной жизни.  Экологические проблемы включены в категорию темной стороны современности.

Проблема массового общества состоит в том, что появилось множество возможностей для злоупотребления (властью, например) и манипулирования. Человек сейчас имеет доступ к большому объёму информации, может быть осведомлён о жизни даже того персонажа, которого он никогда в жизни не видел и может быть не увидит никогда. Все наши социальные отношения характеризуются наличием власти. Наши социальные отношения, социальная борьба между классами являются частью структуры и политики государства. Демократия в ее современной форме является преобладающим типом политического режима в индустриальных обществах.

К тому же урбанизация, достигнув какой-то практической точки насыщения, приводит к подурбанизации, желание жить в районах с зелеными насаждениями и, по крайней мере подышать деревенским воздухом. Граждане становятся пригородными: они колонизируют деревни и небольшие города в сельской местности в небольшом расстоянии от их работы в городе. Впервые с момента начала индустриализации, деревня начинает набирать население и города начинают терять его. Тихая неприкосновенность частной жизни и пространство становятся все более дефицитными и заветными товары. Ища покой и отдых, общество открывает весь мир туризма. Но и растекание городской жизни не останавливается, города занимают все большие площади.

Установлены неустранимые очаги бедности. Несмотря на устойчивый экономический рост, 15-20 процентов населения остается постоянно ниже официально определенного уровня бедности.

Процессы производства и потребления в рамках массового общества претерпели качественные изменения по сравнению с теми же процессами, характерными для предшествующих эпох (массовое производство и потребление нацелены на большие объёмы и массового потребителя). Помимо этого, несмотря на то, что культурной сфере приписываемы процессы коммерциализации и духовного упадка, достояния культуры стали доступны гораздо большему количеству людей (доступ к культурным благам стал значительно проще) [4]

 

Список литературы:
1. Словари / Энциклопедии. Философский словарь. — Режим доступа: http://www.endic.ru/
2. Травин Д. Восстание масс: сборник. М., 2005. С. 159.
3. Овруцкий А. В. Феноменология общества потребления. М.,  2011. №1. С. 127-131.
4. Пронькина А.В. Массовая культура как культурологическая категория. М., 2012. №1. С. 64-76.
5. Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 2015.

[1] Универсализм — применение идей / претензий ко всем культурам / обстоятельствах, независимо от местных особенностей. (Словари / Энциклопедии. Философский словарь. — Режим доступа: http://www.endic.ru/).